Статья посвящена проблеме исследования взаимосвязи социометрического статуса и доминирующих стратегий поведения в конфликте у подростков, занимающихся командными видами спорта. Подростковый период — это подготовка к взрослой жизни, сопутствуемый основательными субъективно ощущаемыми сложностями, формированием более осознанного взгляда на себя как на полноправного члена социума, утверждения себя как личности. Большую важность в это время играет коммуникация с другими подростками: для ребенка подросткового возраста особую важность представляет не только нахождение в кругу своих сверстников, но и наличие в группе устраивающего его места, наличия высокого социометрического статуса. Цель исследования — исследовать взаимосвязь социометрического статуса и доминирующих стратегий поведения в конфликте у подростков, занимающихся командными видами спорта.
Ключевые слова: подростковый возраст, социометрический статус, деструктивные стратегии поведения, исследование, конфликт.
Подростковый возраст — один из кризисных возрастов. Для него характерен ряд проблем, отдельные из которых очень серьезны, и нуждаются во вмешательстве специалиста. Одна из самых болезненных проблем подростков — конфликты [1].
У подростков часто возникают конфликтные ситуации во многочисленных сферах их жизни: семья, школа, общение со сверстниками. В современном обществе не обязательно быть асоциальной личностью, чтобы попасть в различного рода «разборки» и конфликты. К тому же к данной проблеме присоединяются и сложности в общении в реальной ситуации. Многие подростки испытывают неуверенность в себе, по различным причинам, среди которых можно выделить социальный статус, проблемы в учебе, внешность и иные показателям успешности.
Для современного этапа развития социума характерны глубинные социальные изменения, напрямую связанные с новыми приоритетами в ценностном выборе. Перед каждым человеком возникает проблема выбора цели и смысла жизни, требующая самостоятельного принятия решений. Это порождает столкновение взаимодействующих субъектов на базе имеющихся противоречий, содержание которых составляют противоположные цели, несовпадение взглядов и приоритетов. В социальной группе (в классе) подростков формируется система межличностных отношений, симпатий и антипатий, социометрический статус каждого члена коллектива [2].
Процесс социализации подростка во многом зависит от его реагирования в конфликтных ситуациях, стратегии его поведения в конфликте. Преобладание определенных стилей, стратегий определяется не одним социальным контекстом, но и индивидуально-психологическими характеристиками каждого отдельно взятого участника конфликта.
Проблема конфликта и стратегий личности по его преодолению в теории психологии рассматривалось в работах: Л. И. Божович [3], Л. В. Выготского [4], И. П. Волков [5], И. В. Дубровиной [6], Я. Л. Коломинский [7].
Существует множество трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, изучающих психологию подросткового возраста: Л. И. Божович [3], И. В. Дубровина [6].
Цель работы: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции деструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта.
Объект исследования: деструктивные стратегии поведения в конфликте у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция деструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта.
Гипотеза:
- У подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта, преобладают такие деструктивные стратегии поведения в конфликте как: «избегание» и «приспособление».
- Психолого-педагогическая коррекция деструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта, будет эффективным если:
– будут проанализированы и учтены корреляционные взаимосвязи между показателями социометрического статуса и доминирующих стратегией поведения в конфликте у подростков, занимающихся командными видами спорта;
– в результате реализации программы психолого-педагогической коррекции деструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта, увеличится количество подростков, выбирающих в конфликте стратегии «компромисс» и «сотрудничество».
Методология
Организация исследования психолого-педагогической коррекции деструктивных стратегий конфликтного поведения у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта, проводилось в три этапа. первый этап — поисково-подготовительный; второй этап — опытно-экспериментальный. третий этап — контрольно-обобщающий.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы исследования:
- Теоретические: методы (анализ, синтез, обобщение).
- Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование по следующим методика: методика «Социометрия» Дж. Л. Морено, тест «Самооценка конфликтности» В. Ф. Ряховского, опросник «Типы поведения в конфликте» К. Томас.
- Методы количественной обработки данных: коэффициент корреляции К. Пирсона.
Исследование проводилось на базе МБУ СШОР по футболу «Сигнал» г. Челябинска.
Результаты и обсуждение
В исследовании принимали участие 30 подростков, занимающихся командными видами спорта.
Результаты исследования социометрического статуса у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта по методике «Социометрия» Л. Морено представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования социометрического статуса у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта по методике «Социометрия» Л. Морено
Анализ результатов методики «Социометрия» Дж. Л. Морено подростков позволил сделать вывод: «Отверженный», то есть не получивший ни одного выбора — 40 % (12 человек) испытуемых, 20 % (6 человек) испытуемых относятся к группе «Непринятые». Подростки формируются в группировки по разным социальным признакам. Часто подобные группировки не желают давать возможность вхождение в их сферу детей подросткового возраста, у каких, к примеру, официальные представители с низким уровнем дохода либо у них нет в пользовании мобильного телефона — подобные подростки и выступают изгоями, потому что они отличаются от остальных. Такие дети входят впоследствии в группы со схожим социальным статусом. 10 % (3 человек) спортсменов относятся к статусу «Принятый» и 30 % (9 человек) характеризуются статусом «Звезда».
Результаты социометрии позволяют говорить об относительно неблагополучной социально-психологической ситуации в изучаемой выборке.
Рассмотрим результаты диагностики конфликтности у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта по тесту «Самооценка конфликтности» В. Ф. Ряховского на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики конфликтности у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта по тесту «Самооценка конфликтности» В. Ф. Ряховского
У 27 % (8 человек) учащихся высокая степень конфликтности. Зачастую ученики сами ищут повод для споров.
Яркий уровень конфликтности у 23 % (6 человек) обучающихся, где прослеживается упорство в защите собственной точки зрения, даже если это может негативно отразиться на их отношениях с другими людьми.
За это не всегда любят, но зато уважают. Конфликтность выражена слабо у 23 % (7 человек) подростков при которой характерно умение сглаживать конфликты, избегать критических ситуаций, но при необходимости готовность решительно отстаивать свои интересы. Если же приходится вступать в спор, всегда учитывают, как это может отразиться на их взаимоотношениях с окружающими.
Конфликтность не выражена у 30 % (9 человек). Подобные подростки предпочитают на участвовать в конфликтах, склонны отказываться от собственных точек зрения, избегать напряженности в коммуникации, соответственно, выражена тактичность.
Изучим результаты исследования стратегий поведения в конфликте у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта по тесту К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях, отображенные на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты исследования стратегий поведения в конфликте у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта по тесту К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях
Как видно на рисунке 3, по тесту К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях у подростков наблюдаются различные стили поведения.
Стратегия «Сотрудничество» выявлен –23 % (7 человек) испытуемых.
Стратегия «Соперничество» выявлен у 30 % (9 человек) подростков. Соперничество (конкуренция) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Стратегия «Компромисс» –17 % (5 человек). Компромисс — сходятся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.
Стратегия «Избегание» наблюдается у 17 % (5 человек) испытуемых. Избегание — (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Данную стратегию относят к пассивным.
Стратегия «Приспособление» — принесение в жертву собственных интересов ради другого. Данный стиль характерен для 13 % (4 человек) спортсменов. Поведение характеризует неимение склонностей к отстаиванию своей точки зрения. Проявление другим склонностям в действиях, свидетельствует о том, что дети подросткового возраста предположительно не умеют использовать на практике корректные модели действий и не способны к выражению своих чувств — это и провоцирует конфликты, а основательной негативной оценки окружающего их мира у них не наблюдается.
Произведем расчёт при помощи метода К. Пирсона (Таблица 1).
Таблица 1
Корреляционный анализ взаимосвязей показателей социометрического статуса и стратегий поведения в конфликте подростков, занимающихся командными видами спорта (метод К. Пирсона)
Сотрудничество |
Соперничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Положительные выборки |
Отрицательные выборки |
|
Сотрудничество |
1,00 |
*-0,38 |
0,39* |
-0,33 |
0,50** |
0,80** |
-0,50** |
Соперничество |
-0,38* |
1,00 |
-0,44* |
0,28 |
-0,56** |
-0,25 |
0,29 |
Компромисс |
0,39* |
-0,44* |
1,00 |
-0,30 |
0,46** |
0,22 |
-0,35* |
Избегание |
-0,33 |
0,28 |
-0,30 |
1,00 |
-0,19 |
-0,55** |
0,10 |
Приспособление |
0,50** |
-0,56** |
0,46** |
-0,19 |
1,00 |
0,27 |
-0,18 |
Положительные выборки |
0,80** |
-0,25 |
0,22 |
**-0,55 |
0,27 |
1,00 |
-0,37* |
Отрицательные выборки |
-0,50** |
0,29 |
-0,35* |
0,10 |
-0,18 |
-0,37* |
1,00 |
Примечание: *– уровень статистической значимости — 0,05; **– уровень статистической значимости 0,01 |
|||||||
Проведенное исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии компромисса и сотрудничество, и мало встречаются стратегии «приспособление», «избегание». Стратегия избегания более выражена в поведении старших подростков. Для проверки установленной гипотезы, использован критерий Пирсона. В результате расчётов, мы видим, существуют статистически значимые взаимосвязи между социометрическим статусом и доминирующей стратегией поведения в конфликте у подростков, занимающихся командными видами спорта: чем выше уровень стиля поведения «сотрудничество», тем меньше отрицательных выборов; чем выше уровень стиля поведения «компромисс», тем меньше отрицательных выборов; чем выше уровень стиля поведения «избегание», тем меньше положительных выборов.
Разработанная модель позволит качественно осуществить психолого-педагогическую коррекцию деструктивных стратегий конфликтного поведения у подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта.
Показателем успешной реализации программы психолого-педагогической коррекции деструктивных стратегий конфликтного поведения у подростков, занимающихся командными видами спорта, на наш взгляд, будет увеличение общего числа подростков, выбирающих стратегии поведения «компромисс» и «сотрудничество».
Заключение
Таким образом, проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод, что подростков с низким социометрическим статусом, занимающихся командными видами спорта, в связи с чем, большое количество респондентов в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации выбирают соперничество. Соперничество не является конструктивной стратегией поведения в конфликте, именно поэтому учащиеся с данной стратегией поведения в конфликте были приглашены к участию в программе формирования конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Меньше всего в коллективе популярна стратегия избегания конфликта, но так как она также не является конструктивной, ученикам, выбравшим ее в качестве основной, было рекомендовано принять участие в программе, наряду с подростками, выбравшими стратегию приспособления в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования доказана. Цель достигнута, задачи решены.
Литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] / Галина Абрамова. — Москва: Академический Проект, 2002. — 359 с.: ил.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избр. психол. тр. / Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — Москва: МПСИ; 2001. — 349 с.: ил.
- Волков, И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях [Текст] / Игорь Волков, 1970. — 356 с.: ил.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Лев Выготский. — Москва: Педагогика, 1991. — 289 с.: ил.
- Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие [Текст] // Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Вохмянина — Москва: «Академия», 2018. — 98 с.
- Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Яков Коломинский– Минск, 1982. — 423 с.: ил.
- Главатских, М. М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Марианна Главатских. — Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2003. — 214 с.: ил.