ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет конфликт интересов как ситуацию, в которой прямая либо косвенная личная заинтересованность может повлиять или оказывает влияние на надлежащее исполнение государственным либо муниципальным служащим своих должностных обязанностей, что может привести к противоречию между личной заинтересованностью и законными интересами и правами государства, общества, граждан или организаций, причинить их правам вред (иначе говоря, личная заинтересованность негативно влияет на объективность исполнения функций и служебных полномочий государственного служащего).
Конфликт интересов представляет собой коллизию частных интересов лица и государственных интересов в пределах компетенции должности публичной службы, что негативно сказывается на реализации установленного ст.3 ФЗ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязательности их признания, соблюдения и защиты.
Ключевые слова: конфликт интересов, функции конфликтов, деструктивный конфликт.
В Рекомендациях ОЭСР в рамках общего понятия конфликта интересов акцентируется, что внеслужебные интересы не должны влиять на выполнение своих обязанностей публичным должностным лицом, в том числе в случаях, когда негативное влияние не оказывается либо не может быть оказано. Потенциальный конфликт внутригрупповых интересов имеет место тогда, кода частные интересы должностного лица способны привести к конфликту интересов в будущем, что сыграло немалую роль в рассматриваемом примере.
Уровень конфликтности между различными отделами Администрации ГО «Город Калининграда» проявляется в различных факторах: повышен эмоционально-психологический фон взаимодействия между сотрудниками участвующих в конфликте отделов, учащаются локальные конфликты между отдельными чиновниками, происходят поиски виновных, что не лучшим образом воздействует на развитие социально-экономической и политической обстановки в целом, подрывает авторитет власти в глазах граждан.
Среди предпосылок возникновения конфликта интересов выделяются низкий моральный уровень конкретного служащего, принятие решение на основании субъективных оценок, обусловленное наличием в должностных функциях отраслей, предусматривающих таковые основания, несовершенная система аудита, контроля и отчетности, а также отсутствие четких правил и норм разрешения возникшего конфликта интересов [3].
Внутригрупповой конфликт интересов представляется и социальным драйвером и тормозом развития организации, что позволяет выделить как положительные, так и отрицательные функции конфликтов. Способы, направленные на урегулирование внутригруппового конфликта, направлены, в том числе, на своевременное реагирование на нарушения антикоррупционного законодательства и предотвращение принятия решений или совершения действий в условиях существования конфликта интересов [4], на что неоднократно обращал особое внимание Президент РФ Путин В. В.
Таким образом, при осуществлении муниципальной службы в Администрации ГО «Город Калининград» возникают специфические причины, порождающие внутригрупповые конфликты:
приоритет ведомственных или личных интересов служащих при исполнении должностных обязанностей;
низкий уровень заработной платы в сравнении со средней в коммерческих организациях;
отсутствие рациональной кадровой политики, неэффективная организация труда;
невысокий уровень морально-этического самосознания чиновников органов местного самоуправления;
несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей понятие конфликта;
отсутствие четкого распределения полномочий, ответственности и функций, дифференциация управленческих ролей;
иерархичность муниципальной службы.
Само конфликтное взаимодействие в сфере муниципальной службы среди чиновников отечественные ученые относят к области межличностных организационных конфликтов, что позволяет сделать вывод о том, что и управление ими должно основываться на методах межличностного управления. К. Томас и Р. Килманн описали пять базовых стилей (методов) управления социальными конфликтами в любой сфере человеческой деятельности [5]:
- уклонения — ухода от конфликтного взаимодействия, отказ от сотрудничества и попыток удовлетворить свои или чужие интересы;
- противоборство (конкуренция) — стремление к удовлетворению собственных интересов в ущерб интересам других людей;
- приспособление –совместные действия служащих разных уровней, на основе согласия с действиями оппонента и потребности в солидарности;
- компромисс — взаимные уступки и принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени;
- сотрудничество — активное участие в разрешении проблемы и отстаивание собственных интересов, принятие интересов иной стороны, выработка оптимального варианта решения конфликтной ситуации.
Механизм управления конфликтами, выработка путей их преодоления в муниципальной сфере подразумевает не только урегулирование возникшего противоборства, но формирование условий для его профилактики (предупреждения) [6].
Ранее мы обращались к примеру деструктивного конфликта, повлекшего нарушение определенного п.1 ст.3 ФЗ № 58-ФЗ принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязательности их признания, соблюдения и защиты. В рамках гражданского дела № 2–1731/2012 г. было заключено мировое соглашение между Администрацией ГО «Город Калининград» и взыскателями Д. и М. Условием мирового соглашения было перечисление со стороны должника — Администрации ГО «Город Калининград» — денежных средств, предназначенных для капитального ремонта общего имущества МКД на расчетный счет одного из собственников — физического лица. Взыскатели в свою очередь обязались в течение года выполнить капитальный ремонт. Данное мировое соглашение заключено в нарушение принципа законности и привело к нарушению прав и законных интересов новых собственников жилого помещения.
Данный деструктивный конфликт в течение длительного времени расширяется, внедряясь в иные организации, так или иначе связанные с исполнением мирового соглашения (в том числе Управление Федерального казначейства по Калининградской области, Комитет городского хозяйства Администрации ГО «Город Калининград»), происходит эскалация конфликта (т. е. он становится независимым от исходных причин), увеличиваются затраты и потери, которые несут участники конфликта, растут ситуативные высказывания и агрессивные действия участников.
Так, глава Администрации ГО «Город Калининград» при заключении мирового соглашения не уделил должного внимания проведению юридической экспертизы представленных документов, не оформил соответствующих распоряжений по запросу в Городском Совете Депутатов финансовой документами. Юридический же отдел не имел возможности в пределах своей компетенции истребовать у МКУ «КР МКД» документы, обосновывающие невозможность исполнения решения суда. Государственная жилищная комиссия требует от Администрации отчета о мероприятиях, направленных на исполнение судебного акта. Таким образом, между отдельными группами внутри организации на протяжение долгого времени усугубляется конфликт, который постепенно выходит за рамки внутриорганизационного и влечет за собой негативные последствия (в том числе в виде вынесенного Представления прокуратуры, обязывающего должника — Администрацию — исполнить решение суда).
В результате неправомерных действий различных структурных подразделений Администрации ГО «Город Калининград», несогласованности их действий, возник внутригрупповой конфликт, результатом которого стало нарушение жилищных прав собственников квартиры № 2 в доме по ул. К.Заслонова в г. Калининграде, а также их личных имущественных прав. Данный затяжной конфликт будет длиться, пока не будут испробованы основные структурные методы и межличностные способы управления внутригрупповыми конфликтами:
Структурные методы управления внутригрупповыми конфликтами:
— установление общих целей, направленных на координацию работы отделов, в компетенции которых находится решение вопроса о возврате неправомерно перечисленных денежных средств в бюджет города и выполнение решения суда по делу № 2–1731/2012 надлежащим способом;
— четкая формулировка требований, предъявляемых к каждому отделу в рамках урегулирования конфликта;
— применение различных форм поощрения, в том числе материальных, сотрудникам, которые предложат наиболее оптимальный способ разрешения длящегося конфликта;
— использование координирующих механизмов главой Администрации ГО «Город Калининград».
Российским законодательством в целях противодействия конфликтам в сфере муниципальной службы заложены следующие правовые пути преодоления конфликтов:
— принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (уход от личных предпочтений в сфере профессиональной деятельности при принятии управленческих решений, исключение социальных контактов с различными организациями, где возможны пересечения сфер деятельности с профессиональными (должностными) обязанностями);
— обязанность письменно уведомлять непосредственное вышестоящее руководство о возникновении конфликта интересов либо угрозе такого возникновения, что на практике вызывает определенные трудности, поскольку сам муниципальный служащий далеко не всегда способен отследить факт возникновения предконфликтной ситуации [7].
Таким образом, возможно сохранить баланс между возможностью решить конфликт и максимальным сохранением благополучного эмоционального состояния чиновников, вовлеченных в конфликт, их социальных установок и в дальнейшем — соблюдением добросовестности при возникновении подобных ситуаций [8, 9].
Литература:
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 23.05.2016)
- Васильев В. П. Государственное управление: Учебное пособие [Текст] / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. — М.: Дело и Сервис, 2019. — С. 139.
- Петрушко Е. Н., Турьянский А. А. Основные методологические направления совершенствования технологии разрешения конфликта интересов при прохождении государственной службы в таможенных органах Российской Федерации // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. — 2017. — № 1. — С. 1–17
- Thomas-Kilmann. Соnflict Mode Instrument Profile and Interpretive Report // http://www.cpp.com/detail/ detailprod.asp?ps=142
- Лобызенкова В. А., Коваленко Н. В. Профилактика и управление конфликтами в сфере муниципальной службы // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. С. 427–433.
- Мицык Г. Ю. Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов в системе муниципальной службы // Концепт. 2014. № 11. С. 1–9.
- Бурылова Л. А., Штыхно М. Р. Конфликт интересов на муниципальной службе: социальный и правовой аспекты // Вестник Пермского национального политехнического университета. 2017. С. 68–76
- Попов А. В., Гнатюк М. А. Стратегии инновационного развития малых городов России: специфика проблем и ресурсный потенциал //Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 2. С. 251–259.