Статья посвящена вопросам развития судебной власти и функционирования судебной системы
Ключевые слова: судебная система, судебная реформа, законодательство.
В Российской Федерации произошли радикальные преобразования на рубеже 90-х годов. Они коснулись политической, экономической и социальной сферы жизни общества и государства в целом. Сформировался политический плюрализм, рыночная экономика и приоритет прав и свобод граждан, которые изменили историческое развитие страны. Главная идея — верховенства закона.
Совершенствование судебной системы невозможно без полного понимания обществом зачем нужно правосудие и как оно осуществляется. Необходимо было принятие новой судебной реформы, которая будет носить либерально-демократический характер, улучшит судебную систему.
За двадцатилетнюю судебную реформу многое было сделано для реорганизации национального суда. Если сравнивать другие исторические периоды нашей страны, достаточно отметить, что на современном этапе развития России формируется новая модель государственного механизма, где реализуется самостоятельная и независимая судебная система. После внесенных изменений судебная система приобрела значительный объем полномочий и юридически закрепила обеспечение прав, свобод и законных интересы субъектов права. Поменялось и общественное отношение к реализации и функционированию судебной системы. Наряду с традиционно выполняемой функцией правосудия, суд теперь осуществляет контроль над решениями законодательной и исполнительной власти, а также рядом других очень важных функций [2].
Принципы независимости и самостоятельности судов и судей получили свое закрепление на конституционном уровне и на уровне отраслевого законодательства. Что способствовало эффективной судебной защите прав и свобод человека и гражданина. Открытость, гласность и доступность правосудия, равенство всех перед законом и судом, состязательность судебного процесса, обязательность соблюдения международно-правовых стандартов стали составной частью российской правовой системы и обеспечили справедливость правосудия [1]. Масштабные изменения в законах начались с принятия новой судебной реформы.
Теперь только адвокаты, граждане, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень смогут представлять интересы сторон в гражданских и арбитражных делах. Исключение составляют дела, рассматриваемые районными судами или мировыми судьями. Данные изменения в судебной реформе могут привести к адвокатской приоритетности, что приведет к росту цен на их услуги. Сторонам процесса, как и прежде, разрешается пользоваться заключениями специалистов: экспертов, представителей налоговых органов, бухгалтеров, медицинских работников и других областей. В судебном процессе используются представители, что способствует грамотному, профессиональному изложению информации, уменьшению неграмотно составленных, повышается эффективность и уменьшается загрузка судов, так какие иски приниматься не будут. Время на выступление в судах, ограничивает сам суд. До этого они могли длиться сколь угодно долго, но с поправками возможность выступления может занять не более 5–10 минут на одного человека, что позволит сократить продолжительность судебного разбирательства.
Полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции судебная реформа тоже разграничила. Апелляционная и кассационная инстанции теперь отнесены в ведение надрегиональных судов.
В это время начинает свою активную работу 9 новых кассационных и 5 апелляционных судов, один кассационный военный суд и один апелляционный военный суд.
Применяется в основном кассация — жалоба на судебный акт не может рассматриваться в одном и том же суде, каждое обращение будет рассмотрено коллегиально кассационным судом.
Большинство дел рассматриваются в упрощенном порядке.
Широкое распространение получили и коллективные иски. Они подаются составом не менее 20 человек. Без сомнения коллективные иски могут существенно повысить уровень защиты прав потребителей, работников и других граждан. С помощью коллективного иска большая группа истцов получает возможность восстановить свои права, добиться прекращения противоправных действий и реального возмещения ущерба.
Увеличился срок рассмотрения дел в судах первой инстанции с трех до шести месяцев, то есть удваивается.
По поручению Владимира Владимировича Путина до 1 июня 2021 года Верховный суд и Министерство юстиции должны проработать вопрос о целесообразности создания в России отдельного суда по правам человека. От председателя Верховного Суда Вячеслава Лебедева и главы Минюста Константина Чуйченко ожидаются основные предложения и рекомендации.
В настоящее время Россия попадает под юрисдикцию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Международный судебный орган призван обеспечивать соблюдение норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в государствах, ратифицировавших этот документ. При этом Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом.
В Верховном суде отмечали, что основная задача реформы — это создание той модели судебной системы, «которая будет отвечать современным требованиям гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности». Изменения призваны упростить для граждан защиту своих прав, укрепить независимость судов, снизить коррупционные риски и влияние региональных связей на правосудие. Российское правосудие соответствует критериям правового государства, где права и свободы лиц, участвовавших в сфере судопроизводства, были надежно защищены и находятся под охраной, многое еще предстоит сделать для улучшения ситуации деятельности суда и правовое регулирование судопроизводства.
Литература:
- Романова, С. В. История становления и развития судебной системы в России / С. В. Романова, С. Н. Жуенко // Государство и право в XXI веке.-2018.-№ 2.-С.13–18.
- Сергевнин, С. Л. Судебная власть и конституционное правосудие в контексте принципа разделения властей // Журнал конституционного правосудия. — 2020.- № 2 (26). -С. 9–13.
- Швец, В. М. Перспективы совершенствования правового статуса судебной власти в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. — 2017. — № 3. — С. 87–89.