В данной статье автор показывает влияние строевой подготовки на формирование коллектива обучающихся в филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации (Севастопольское президентское кадетское училище)».
Ключевые слова: строй, строевая подготовка, нахимовец, коллектив.
Данная тема актуальна, так как отличительной особенностью нового Федерального стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
В Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации понятием «строй» называется установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах [3, с.388]. Понятия «организация» и «порядок» синонимичны термину «строй». Именно поэтому в филиале Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) строевая подготовка занимает особую роль в повседневной жизнедеятельности воспитанников.
Офицеры-воспитатели рассматривают строевые приемы в виде формы организации нахимовцев для совместного выполнения профориентационных задач, следственно, строевую подготовку, как подготовку к коллективным, совместным действиям. Каждый взвод 5 роты (коллектив) заинтересован во всестороннем развитии каждого девятиклассника, поскольку от полноты умений и знаний каждого нахимовца зависит статус и результативность всей роты (коллектива). Вместе с тем и каждый отдельный воспитанник влияет на свой взвод и роту в целом.
Коллективизмом называется значимый принцип управления, который утверждает приоритет целей и интересов коллектива над личностными. Этот принцип охарактеризован высокой степенью групповой сплоченности [1, с.390]. Взаимная ответственность нахимовцев и коллектива основана на требовательности, уважении, доверии и принципиальности между воспитанниками.
Следовательно, понятие коллектива в полной мере относится к будничной жизни обучающихся в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ). В училище изучение строевых приемов является основным предметом программы «Строевая подготовка», несущим в себе скрытую, но важнейшую задачу по формированию коллектива нахимовцев-девятиклассников. Именно с этой точки зрения основная часть программы сосредоточена на начальном этапе теоретического и практического изучения. Это напрямую связано с тем, что в девятом классе продолжает формироваться коллектив нахимовцев.
Занятия по строевой подготовке включают в себя синхронные движения (в ногу) строевым и походным шагом, бегом; одновременные перестроения, повороты, множество строевых приемов без оружия [2, с.22]. На занятиях офицер-воспитатель добивается однообразия в действиях и одновременности выполнения в движениях. К таким действиям можно отнести исполнение строевых песен; шаг в ногу; четкие, громкие команды, которые повторяют воспитанники; однообразная форма одежды, приведенная в порядок.
По словам генерала Ольховского П. Д., движение в строю необходимо вырабатывать для достижения отчетливого, твердого шага, стройности, и после достижения этого, потому что строй имеет воспитательное значение: люди представляя единую массу, послушную команде или знаку командира, незаметно осознают, что принадлежат к единодушной дисциплине и послушанию. Офицеры-воспитатели считают, что нахимовец, выполнивший команду десять раз во время занятий по строевой подготовке, выполнит ее и в одиннадцатый раз после окончания занятия без промедления [4]. Значимое место при создании коллектива нахимовцев занимает патриотическое воспитание, подразумевая под собой регулярную деятельность по формированию нравственных ценностей, патриотического сознания, чувства преданности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга; формированию физического и духовного здоровья воспитанников, неразрывно объединяющего свою судьбу с будущим родной страны, способного встать на защиту государственных интересов [5].
Эти синхронные действия на подсознательном уровне воздействуют на каждого воспитанника, побуждая действовать вместе со всеми. Каждый нахимовец желает и стремится как можно лучше выполнять все приемы строевой подготовки, равняясь на офицера-воспитателя, на старшину взвода и командиров отделений.
Здесь следует отметить и роль офицера-воспитателя, который должен являться бесспорным авторитетом для коллектива своих воспитанников, предметом для подражания. Главный принцип обучения строевой подготовке не теряет своей актуальности и на плацу: «Делай как я!».
Каждый нахимовец-девятиклассник со стороны воспитателей рассматривается не только как объект воздействия, а как активный участник формирования у себя самого необходимых умений и навыков [6]. Другими словами, офицер-воспитатель на занятиях по строевой подготовке должен взаимодействовать с каждым нахимовцем, а обучающиеся между собой, создавая условия для обучения, воспитания самих себя и формирования коллектива.
На занятиях по строевой подготовке как ни в одном другом предмете обучения открывается возможность применить весь арсенал коллективных средств воспитания: коллективное разъяснение, коллективная критика, коллективное убеждение, коллективное мнение [4].
Считаю, что именно на занятиях по строевой подготовке, более чем на других, каждый нахимовец чувствует себя частью коллектива, и, что существенно, постоянно наглядно видит результаты своей деятельности, является ли он действительно членом коллектива, выполняя все команды синхронно и четко, или имеет результат ниже, чем у остальных членов коллектива.
Следовательно, создается возможность для непрерывного самоконтроля, что позволяет самостоятельно видеть свои ошибки, устранять их, подсказывать своим одноклассникам, делиться мнением, давать советы.
Таким образом, в процессе проведения занятий по строевой подготовке, нахимовцы получают такие ценные навыки, как умение выполнять и понимать команды в составе коллектива (взвода, роты), работать в коллективе, чувствовать и понимать своих одноклассников на уровне подсознания и рефлексов. Правильно проведенные и организованные занятия по строевой подготовке формируют коллектив на начальном этапе обучения в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ), создают условия для эффективного проведения занятий по другим предметам, а также для организации воспитательного процесса.
Литература:
- Корабельный устав Военно-Морского Флота. — Москва, Военное издательство, 2001. — 508 с., С. 23–40.
- Корабельный устав Военно-Морского Флота СССР. Введен в действие приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 10 января 1978 года № 10. — Москва, Военное издательство, Издание 2-е, 1986. — 448 с., С. 22–39.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — Москва: РИПОЛ классик, Издательство «Омега — Л», 2016. — 493 с., С. 388–390.
- История военной службы в Российской Федерации [Электронный ресурс] // СМИ «Обозник» — Эл № ФС77–45222 от 26 мая 2011г. URL:www.oboznik.ru/?p=50186.
- Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». [Электронный ресурс] // https: //ens.mil.ru/ education/documents/ more. Htm?id=10356622@egNPA
- Приказ Министра обороны РФ от 22 июня 2015г. № 300 «Об утверждении Правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в Вооруженных Силах Российской Федерации и Порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в Вооруженных Силах Российской Федерации». [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71131082/