В статье рассматриваются проблемы международно-правового регулирования трансграничных отношений в сфере туристической деятельности в рамках действующих международных нормативных актов, а также меры по их разрешению.
Ключевые слова: трансграничный туризм, приграничные регионы, правовые коллизии.
The article discusses the problems of international legal regulation of cross-border relations in the field of tourism activities within the framework of the existing international regulations, as well as measures to resolve them.
Keywords: cross-border tourism, border regions, legal conflicts.
Внимание, которое в последнее время уделяется проблемам трансграничного сотрудничества, связано во многом с процессами глобализации мировой экономики, переосмыслением принципов безопасности и пространственного развития.
Одной из проблем данной сферы является то, что на данный момент в мире существует множество нормативных актов, созданных для развития трансграничного туризма, но все они не совершенны, так как есть много не решенных вопросов в области ведения и развития туризма в ООПТ и как привлечь инвестиции в развитие данных территорий [1].
Также не в каждой стране вообще есть стратегии развития трансграничного туризма, как отдельного направления в туризме государств, богатых такими природными территориями и ресурсами.
Приграничные регионы России и соседних стран не только обширны по своему географическому охвату, но и сложны по своему составу, поскольку сообщества живут между двумя обществами, культурами и экономическими системами и находятся в тени меняющихся международных отношений.
Регионы имеют множество границ, представляющих очень разные сообщества, с уникальным историческим наследием и текущим политическим и социально-экономическим контекстом.
Такие страны, как Азербайджан с Грузией и Монголия с КНР, граничат только с одной страной ЦАРЭС; КНР, напротив, граничит с шестью странами ЦАРЭС: Афганистаном, Казахстаном, Монголией, Кыргызской Республикой, Пакистаном и Таджикистаном.
Кроме того, сообщества в границах не являются однородными в этническом отношении. В Казахстане, например, насчитывается более 100 различных этнических групп, среди которых доминируют казахи, узбеки, кыргызы, таджики, туркмены и русские. [2]
Туризм играет ключевую роль в трехстороннем сотрудничестве между КНР, Монголией и Российской Федерацией. В 2016 году эти страны создали международный туристический альянс «Великий чайный путь» в связи с растущей привлекательностью Российской Федерации и Монголии как туристических направлений для китайских путешественников. В рамках этого альянса был совместно разработан широкий спектр сопутствующих туристических продуктов — таких как международный беспилотный тур, специальный поезд и летний лагерь.
Возникают новые практики совершенствования международного туристского рынка. Например, в период проведения Чемпионата мира по футболу была предложена новая система предоставления электронных виз.
Также совершенствование нормативно–правовой базы и составление новых подзаконных актов, будет способствовать развитию туризма и поддержки политики государства по направлению «трансграничный туризм». Ежегодно в различных странах принимаются дополнительные нормативные документы к основным законам, принятым уже ранее, в которых будут пояснять некоторые моменты более подробней в ведении данного вида туризма и определять это направление, как приоритетное в развитии туризма в государствах.
Также утверждаются государственные программы развития туризма на определенные сроки, где трансграничный туризм является одним из главных направлений развития в странах с богатым природно-ресурсным и культурно-историческим потенциалом.
Опыт показывает, что трансграничное сотрудничество работает лучше всего и является наиболее успешным там, где региональные, национальные и местные участники, включая правительства, местные ассоциации и организации гражданского общества (ОО), эффективно вовлечены и берут на себя ответственность [3].
Роль этого направления в туризме растет и становится одной из главных доходных частей экономики государств. Трансграничный туризм может рассматриваться именно тем направлением, которое может обеспечить рабочие места и стабильно высокие доходы населения и частично сохранит дикую природу, так же он может выступить в роли средств экологического обустройства регионов. В будущем это направление будет еще с большей силой развиваться и получит еще большую поддержку, как со стороны туристов, так и со стороны государства.
Развитие системы международных правовых актов в сфере туризма, возросший их объем, с неизбежностью привел к появлению достаточно острой проблемы любой правовой системы — проблемы существования правовых коллизий.
В этой связи важной частью мероприятий, направленных на развитие сферы трансграничного туризма, могут стать следующие меры:
– постепенное восстановление туристских и транспортных услуг в первую очередь в рамках приграничных территории с одновременной усиленной защитой здоровья работников, задействованных в предоставлении таких услуг и потребителей (разработка и применение единых рекомендаций санитарно-эпидемиологических служб по безопасному ведению бизнеса в сфере туристических услуг, гостиничного бизнеса, пассажирских перевозок и др.);
– законодательное закрепление особенностей исполнения, изменения или расторжения договора о реализации туристских услуг (услуг пассажирской перевозки) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций). К особенностям исполнения услуг можно отнести закрепление за туроператором возможности приостановить возврат денежных средств, уплаченных за туристский продукт, при условии предоставления равнозначного туристский продукт в иной срок, либо в ином направлении (без предъявления требований к потребителю по оплате возможной разницы в стоимости такого продукта), либо возможность перевозчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения услуги перевозки пассажира, либо изменить условия договора перевозки).
С обязательным закреплением таких обязательств соответствующим документом (ваучером).
– развитие рынка внутреннего туризма, в том числе посредством оптимального использования внутренних туристических ресурсов и развития внутреннего оздоровительного туризма, поиск новых направлений, которые могут помочь ускорить восстановление экономики, упрощения правил въезда иностранных туристов в дальнейшем;
– применение цифровых технологий, в сфере туризма, в том числе обеспечивающих безопасность туристов путем отслеживания туристических маршрутов;
– развитие государственно-частного партнерства и пересмотр политики в области развития туризма в целях накопления потенциала для устойчивого 64 функционирования туристического бизнеса и исключения негативных последствий от кризисных ситуаций, в том числе в сфере занятости;
– внедрение механизма взаимодействия (административного сотрудничества) уполномоченных органов. Формат такого взаимодействия может быть предусмотрен в рамках программы совместных действий по защите прав потребителей.
Таким образом, рост эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов возможен только при значительном объеме инвестирования в развитие базовой и туристской инфраструктуры, принятии мер по разработке совместных туристских проектов и их продвижении на международный туристский рынок.
Необходимо срочное принятие мер в части совершенствования действующего законодательства и нормативно–правовой базы, регулирующего деятельность иностранных туристских компаний на рынке.
Литература:
- Каталева К. В. Международный туризм в Российской Федерации: состояние, проблемы, направления развития, внешнеполитические аспекты // Актуальные исследования. 2019. № 3 (3). С. 21–28. URL: https://apni.ru/article/250-mezhdunarodnij-turizm-v-rossijskoj-federatsii
- Ступина О. Г. Туризм и государственные границы // Псковский регионалистический журнал. — 2017. — № 10. — С. 100–106
- Обзорное исследование по усилению трансграничного сотрудничества сообществ в рамках ЦАРЭС 2030// — М., 2020, — С. 44