В статье автор анализирует влияние пандемии COVID-19 на банковский сектор. Рассмотрены основные меры, направленные государством и Банком России на поддержание субъектов банковской системы и реального сектора экономики. Выявлены основные тенденции на 2021 и 2022 год исходя из показателей минувшего года .
Ключевые слова: банковский сектор, Банк России, кредиты, пандемия, кризис.
Активы банковского сектора на сегодняшний день почти в два раза больше объема всех государственных средств. В современных реалиях деятельность банков усложнилась за счет локального ужесточения государственного контроля и политики в целом. Возникает проблема высокой закредитованности населения, а также падения доходов населения, что сказывается на уровне платежеспособности. Влияние санкционной политики, со стороны западных государств, а также пандемии характеризует нестабильность экономической ситуации в стране. Следует отметить, что по состоянию на 2018 год, в период снижения санкционного давления, произошел рост прибыли банковского сектора и составил 1,3 трлн. руб., что почти в полтора раза больше показателей 2017 года [1].
По своим масштабам и географическому охвату текущий мировой кризис является беспрецедентным и не знает себе равных. Процент стран, одновременно переживающих рецессию, выше, чем когда-либо в человеческой истории -92,9 %. Пандемический шок поставил все страны мира перед необходимостью балансировать между мерами по защите здоровья людей, преодолению рецессии и поддержанию финансовой устойчивости в условиях глобальной нестабильности. К настоящему времени условия развития мировой экономики складываются таким образом, что только относительно небольшая группа стран может к началу 2021 года в случае затухания коронавирусной пандемии преодолеть кризис по «V»-образному сценарию. Для большинства стран пока наиболее вероятным представляется «L»-образный сценарий с неясной по срокам перспективой выхода на устойчивую динамику ВВП и высокую занятость населения.
Банковский сектор любой страны, реагирует на появление кризисных явлений. Больше всего это отражается в реагирование на шоковые ситуации и возможностями реагирования на риски. В период кризисных явлений, банки больше всего подвержены угрозе потери ликвидности и капитала. Возникает проблема оттока денежных средств в силу того, что клиенты банков выводят свои накопления в наличность.
Также банки сталкиваются с проблемой роста проблемной и просроченной ссудной задолженности. Данный факта сказывается на показатели достаточности капитала. Из-за ухудшения экономической ситуации, возникает проблема уменьшения кредитного портфеля банка. В следствии этого у кредитной организации уменьшается процентный доход от займов, что в итоге может повлиять на образование убытков и конечном счете прекращении деятельности.
Государства всего мира применяют различные способы поддержания финансового сектора. Их можно разделить на несколько категорий:
1) предоставление ликвидности и смягчение денежно-кредитных условий;
2) поддержание банковского сектора и его заемщиков;
3) стабилизация финансовых рынков и поддержка небанковских финансовых институтов;
4) поддержание платежных систем.
Согласно данным Всемирного банка, с начала пандемии было принята более 1400 мер, в 140 странах мира, по поддержанию стабильности банковского сектора [2]. Эти меры во многом направлены на поддержание и обеспечение банковского сектора, а также на обеспечения наиболее пострадавших отраслей денежным средствами.
По причине масштабного оттока капитала, некоторые развивающиеся страны были вынуждены открыть своп линии с ФРС США. Также в ходе поддержки платежных систем были приняты меры по поддержки безналичных платежей и цифровых переводов. В основном эти меры направлены на отмену комиссии и упрощение порядка идентификации клиентов.
Для решения вызванных пандемией проблем на финансовых рынках, центральные банки некоторых стран с формирующимся рынком и развивающихся стран — зачастую впервые — применяют программы выкупа активов. На первоначальных этапах кризиса, когда целью этих программ было устранение сбоев в работе рынков, они, по всей видимости, способствовали стабилизации финансовых рынков. Тем не менее, расширение объёмов закупки активов для покрытия бюджетного дефицита, может способствовать подрыву оперативной независимости центральных банков, возникновению риска ослабления валюты, приводящему к росту инфляционных ожиданий, и усилению обеспокоенности в отношении приемлемости уровня задолженности.
Правительство Российской Федерации, Банк России, а также местные органы государственной власти осуществляют широкомасштабный комплекс мер по преодолению экономических последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 для населения и бизнеса. В ходе реализации данных мероприятий на банковский сектор помимо непрерывного оказания финансовых услуг и проведения расчетно-кассовых операций возложены задачи по снижению тяжести обслуживания долга для наименее защищенной части населения, а также кредитной поддержки на льготных условиях предприятий и организаций, наиболее пострадавших в период пандемии.
По информации, поступающей от предпринимателей, наиболее востребованными мерами государственной поддержки являются: безвозмездные субсидии на каждого сотрудника в размере МРОТ, налоговые каникулы, снижение страховых взносов [3]. Несомненно, меры правительственной поддержки, направленные на улучшение положения клиентов банков, положительно отражаются на банковском секторе в плане снижения кредитного риска и возможности заемщиков выполнять свои обязательства. Однако инструменты поддержки, реализуемые за счет банковской системы, такие как широко распространенные кредитные каникулы и снижение банковских комиссий, приводят к увеличению рисков ликвидности, процентных и правовых рисков, снижению доходности.
В целях систематизации принятых мер по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 Банком России разработана сводная таблица, содержащая описание реализованных и планируемых к реализации мер Банка России с указанием правовых актов, и информационных сообщений, на основании которого мера была введена, а также еженедельных пресс-релизов ЦБ РФ о планируемых мерах.
Мероприятия, направленные на снижение отрицательного влияния пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на экономику страны, принятые Правительством РФ и Банком России, коррелируются с действиями других стран. В настоящее время кредитными организациями при поддержке Правительства РФ и Банка России реализуется ряд программ по реструктуризации задолженности, льготному кредитованию и поддержке системообразующих предприятий. Одной из приоритетных задач являются меры по поддержке населения за счет предоставления кредитных каникул и льготного ипотечного кредитования
Банковский сектор закончил 2020 год с показателями, которые не в полной мере соответствуют событиям, происходящим в глобальной среде. По мнению экспертов, в 2020 году ожидалось падение ВВП на 4,3 %, а также снижение доходов граждан на 4,7 %, рост безработицы на 5,8 % [4]. При этом реальные показатели банковского сектора показывают прибыль. По итогам прошедшего года она составляет около 1,3 трлн. руб. (ROE — 15 % в годовом выражении), рост кредитных портфелей физических лиц на 12 % и юридических на 13 %. При этом прибыль сформирована за счет послаблений в рамках создаваемых банками резервов, а также доходов от операций с финансовыми инструментами.
По итогам 2020 года норматив достаточности собственных средств составил 12,2 % (Н1.0), достаточности основного капитала 9,2 % (Н1.2), что дает фактический запас прочности по Н1.0 около 4 трлн руб. или 3 трлн руб. с учетом надбавок.
Положительные показатели банковского сектора, как уже было сказано, обусловлены политикой Банка России, которая позволяла банкам не создавать необходимое количество резервов, по ссудам, имеющим признаки повышенного уровня риска. Исходя из показателей банковского сектора, можно сделать вывод о приблизительном объеме недососанного резерва, который составляет примерно 1,5 трлн. руб., что примерно около 85 % доналоговой прибыли по итогам 2020 года. Также важно учесть послабления, касающиеся надбавок по коэффициентам риска по потребительским кредитам, возможность не отражать стоимость ценных бумаг, использовать фиксированный валютный курс и иные инструменты.
При ожидаемом росте ВВП, который в 2021 году может достигнуть 3,8 % реального ВВП и доходов населения 2,9 %. Активы банковского сектора могут вырасти более чем на 10 %. Нельзя говорить о росте качества активов, он окажется стабильным в 2021 году, при ежегодном стабильном росте около 10 %. При этом можно ожидать роста кредитной активности, также увеличения объемов кредитных портфелей банков.
Еще в 2020 году банки уже начали досадовать резервы по ссудам, имеющим признаки повышенного риска, не ожидая завершения регуляторных послаблений [5]. Однако пик будет достигнут в 2021 году. Данный факт может в первую очередь отразится на чистой прибыли, получаемой субъектами банковского сектора, которая, в свою очередь может снизиться до 739 млрд. руб., что меньше показателей по итогам 2020 года в 2 раза. (ROE -6,5 %).
Исходя из политики, проводимой правительством и Банком России, будет поддерживать продукт ипотечного кредитования, который может стать для банков основным продуктом розничного кредитования и получения процентного дохода. При стабильном росте ипотечного портфеля, наблюдающемся с 2016 года на стабильные 14–15 % и исходя из программ поддержки можно предположить о примерном росте в 17–18 % в 2021 году.
Делая прогноз относительно объемов кредитов, выданных юридическим лицам, можно сказать, что в 2021 году будет наблюдаться снижение. Это связано с интересом организаций в инвестициях в основной капитал, данный показатель может вырасти до стабильных ежегодных 10 % к концу 2021 и 2022 года. Исходя из объемов кредитных портфелей физических и юридических лиц с 2017 год, можно предположить, что сегмент розничного кредитования будет по-прежнему опережать кредитование юридических лиц. Данные представлены на риc. 1.
Рис. 1. Динамика объемов кредитных портфелей физических и юридических лиц [6]
Остается актуальным для рассмотрения структура привлеченных средств, а также структура пассивов банковской системы. Наблюдается расширение объемов средств, предоставленных Банком России. При этом продолжается активная работа по выявлению забалансовых вкладов.
Пока банкам удается сохранять уровень процентной маржи за счет относительно быстрой переоценки стоимости пассивов, чему способствует и некоторое сокращение срочности обязательств. Это повышает уровень процентного риска, но позволяет банкам поддерживать доходность кредитных операций. Так по данным отчетности по форме 0409101 крупнейших банков Российской Федерации по итогам 2020 года, снижение чистой процентной маржи (NIM) оказалось относительно небольшим [7].
Делая прогноз важно учесть, что в 2021 году у банков будет необходимость в повышении стоимости привлечённых средств для поддержания пассивов. Данный факт также обусловлен заинтересованностью населения в новых финансовых инструментах с большой доходностью, что как следствие, ведет к оттоку средств с депозитных счетов. Снижение процентных ставок приводит к уменьшению маржинальной разница между кредитами и привлечёнными средствами. Исходя из этого вырастает спрос на кредитный продукт. Оценивая банковский сектор Российской Федерации, важно упомянуть конкуренцию, образовавшуюся среди крупных банков. В связи с этим банки будут вынуждены ограничивать ставки по кредитам, что также окажет давление на маржинальность.
Подводя итоги, важно отметить, что для финансового сектора события 2020 года не принесли катастрофических явлений. На фоне развивающейся пандемии возникали негативные предпосылки для банковского сектора. При этом показатели деятельности по итогам отчетности за 2020 год не показали кризисных показателей, а фондовый рынок быстро восстановился. На данный момент остается актуальным вопрос показателей банков после ослабления регуляторных послаблений, которые проявятся в 2021 году.
Важно отметить роль проводимой Банком России политики снижения ключевой процентной ставки до 4,25 %. В условиях пандемии и экономической нестабильности продолжилась политика понижения ставки, начатая еще в 2019 году. Исходя из контролируемой политики регулирования банковского сектора, Банк России может сохранить ставку на данном уровне на протяжении всего 2021 года с колебанием 0,25 %.
В условиях пандемии банковский сектор сыграл важную роль в поддержании крупных, и средних, и малых, и даже микропредприятий.
Литература:
1. О развитии банковского сектора российской Федерации. — Текст: электронный // Сайт Банка России: [сайт]. — URL: https://cbr.ru/collection/collection/file/14236/razv_bs_18.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
2. Годовой отчет 2020. Поддержка стран в период беспрецедентных испытаний. — Текст: электронный // Всемирный Банк МБРР МАР: [сайт]. — URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/about/annual-report (дата обращения: 12.02.2021).
3. Субсидия на выплату зарплаты в период пандемии. — Текст: электронный // Клерк: [сайт]. — URL: https://www.klerk.ru/blogs/rosco/499562/ (дата обращения: 12.02.2021).
4. Падение ВВП РФ в августе замедлилось до 4,3 %. — Текст: электронный // Интерфакс: [сайт]. — URL: https://www.interfax.ru/business/727673 (дата обращения: 12.02.2021).
5. Риски банковского сектора и прогноз на 2020-й: резервы впереди. — Текст: электронный // Эксперт | РА: [сайт]. — URL: https://raexpert.ru/researches/banks/bank_sector_1h2020/ (дата обращения: 12.02.2021).
6. Сведения о размещенных и привлеченных средствах. — Текст: электронный // Банк России: [сайт]. — URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/ (дата обращения: 12.02.2021).
7. Банковский сектор. — Текст: электронный // Сайт Банка России: [сайт]. — URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/ (дата обращения: 12.02.2021).