В настоящее время большинство российских предприятий сталкиваются с такими проблемами, как высокая дебиторская задолженность, рост неплатежей, недостаточность капиталовооруженности предприятий. Для того чтобы справиться с этими проблемами предприятия могут воспользоваться одним из самых перспективных в современных условиях видом банковских услуг, которое носит название факторинг.
Факторинг представляет собой рискованный, но, тем не менее, высокоприбыльный бизнес, который наиболее приспособлен к современным процессам развития экономики. Факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой факторинговая организация, или по-другому можно сказать фирма-посредник за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет от покупателей суммы денег, тем самым факторинговая организация принимает на себя кредитные и валютные риски.
В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования, по которому финансовый агент передает или обязан передать клиенту денежные средства в счет денежного требования клиента к третьему лицу – должнику. Денежное требование должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом так, чтобы позволить идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование в момент его возникновения. Такой тип договора хорошо применяется в международной практике.
Факторинговыми операциями могут воспользоваться малые и средние предприятия, которые испытывают финансовые затруднения [1].
Рис. 1. Схема осуществления факторинга
В факторинговой операции обычно участвуют три лица:
- фактор (банк) – покупатель требования;
- первоначальный кредитор (клиент);
- должник, который получает от клиента товары с отсрочкой платежа.
Факторинговые операции банков классифицируются на: внутренние, открытые, закрытые и с правом регресса.
Внутренние – стороны по договору купли-продажи, а так же сама факторинговая компания находятся в одной и той же стране.
Открытый факторинг – должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании.
Закрытый факторинг – плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа, должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.
С правом регресса – обратное требование поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с кредитными рисками, т.е. при отказе плательщика от выполнения своих обязательств.
Факторинговая организация может выполнить ряд дополнительных услуг, связанных с расчетами и основной финансово-хозяйственной деятельностью клиента, например, вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности или предоставлять транспортные, рекламные и другие услуги и др. В таких условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов и называется конвенционный факторинг. С помощью такого факторинга клиент может сократить свой штат служащих, что поспособствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Единственным недостатком для клиента является риск зависимости его от факторинговой компании.
Существует ряд факторинговых соглашений, это зависит от требований поставщика и самой факторинговой фирмы.
При постоянных и длительных контактах между поставщиком и факторинговой фирмы заключается соглашение о полном обслуживании без права регресса, оно, как правило, включает в себя: защиту от сомнительных долгов; обеспечение приток денежных средств; управление кредитом; учет реализации и др.
Соглашение о полном обслуживании с правом регресса отличается о соглашении с полным обслуживанием без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, а это значит – компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока, как правило, в течение 90 дней.
Факторинговые операции выгодны всем трем звеньям его взаимодействия. С его помощью поставщик имеет право: получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что приведет к ускорению оборачиваемости средств; увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям отсрочку под надежную гарантию [2].
Выгода покупателя заключается в том, что он может получить товарный кредит, избежать риска получения некачественного товара, улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств, увеличить объем закупок.
Таким образом, можно выделить главные достоинства факторинга:
- увеличение ликвидности, рентабельности прибыли;
- повышение доходности;
- возможность расширения объемов оборота;
- превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
- улучшение финансового планирования и др.
Существуют международные факторинговые сделки, участниками которых являются поставщик, покупатель, импорт-фактор и экспорт-фактор. Все международные факторинговые операции осуществляются в специальных факторинговых подразделениях, которые находятся в коммерческих банках.
В международной торговле применяются четыре модели факторинга: двухфакторный, прямой импортный, прямой экспортный и «back-to-back».
Двухфакторной модели присуще разделение функций и рисков между импорт-фактором и экспорт-фактором, главной целью является обеспечение финансирования до 100% и уменьшение накладных расходов в административной сфере. Данная модель состоит из запроса лимита, поставки, финансирования и оплаты.
Рис. 2. Двухфакторная модель факторинга
-
На рис. 2 цифры в схеме отражают порядок осуществления операций.
- 1 – запрос суммы, подлежащей обеспечению;
- 2 – запрос требуемого лимита;
- 3 – проверка;
- 4 – предоставление гарантии;
- 5 – разрешение на лимит;
- 6 – поставка товара и счета с пометками о переуступке;
- 7 – 100 % платеж;
- 8 – перечисление полученной суммы;
- 9 – перевод непрофинансированной части требований (10% - 30%).
- 1 – запрос суммы, подлежащей обеспечению;
Импорт-фактор принимает на себя риски импортера, если импортер не оплачивает товар, то импорт-фактор делает это за него. Экспорт-фактор принимает на себя риски экспортера, связанные с поставкой товара и при необходимости кредитует экспортера.
Импортный факторинг преследует цель обеспечить платежи. Прямой импортный факторинг необходим в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Этапы импортного факторинга включают в себя запрос лимита, поставку и оплату.
При прямом экспортном факторинге не требуется подключение факторинговой фирмы в стране импортера. Этапы экспортного факторинга включают в себя запрос лимита, поставку, финансирование и оплату.
В перечисленных трех моделях международных факторинговых операций финансирования требований концернов не предусматривается, так как эту функцию выполняет четвертая модель «back-to-back».
Международный факторинг позволяет получать отсрочку платежа импортеру на постоянной основе. После приемки товарной поставки импортер обязан оплатить ее.
Факторинг является не чем иным, как товарным кредитом, и представляет уникальную возможность для предприятий, импортирующих товары в Россию.
При получении международного статуса российский фактор-банк становится гарантом безопасности и надежности бизнеса для фактор-фирм. Он берет на себя обязательство оплатить отгруженный товар в России иностранной компании. При импорте товаров и услуг в Россию факторинговая сделка осуществляется в нескольких этапах:
Этап 1. Импортер и экспортер согласовывают условия работы и заключают контракт;
Этап 2. Экспортер, получив подтверждение от экспорт-фактора отгружает товар или оказывает услуги;
Этап 3. Экспортер переуступает счета фактор-фирме;
Этап 4. Если экспортер нуждается в пополнение оборотных средств, то фактор-фирма авансом оплачивает ему стоимость товара или услуг;
Этап 5. Импортер оплачивает стоимость товара, услуг при наступлении срока;
Этап 6. При получении денежных средств от импортера российский фактор-банк платит фактор фирме.
Поэтапно факторинговая сделка отражается на рис. 3.
Рис. 3. Этапы факторной сделки при импорте товаров и услуг в Россию.
Для российских импортеров факторинг является способом избежания дорогостоящего кредитования. С помощью факторинга российские импортеры могут повысить эффективность использования собственных средств.
Для того чтобы международные факторинговые операции развивались не только в Европе и США, но и у нас в России, необходимо разрабатывать положения и директивы, которые поспособствуют более интенсивному использованию факторинга, а так же разрабатывать методические материалы по созданию технологий международных финансовых операций в программном и информационном обеспечении.
Литература:
Орехов С.А., Афонин В.В. «Факторинг: организационно-правовой аспект»: Учебно-практическое пособие.- М.: Компания «Спутник +», 2000, с. 49-50.
Родионова Л.Н., Кондратьева Н.В. «Управление оборотными средствами предприятия: учебное пособие» - Уфа: УГНТУ, 2004.