Вся наша жизнь – большой проект. Мы ставим цели, пошагово планируем свою деятельность, самостоятельно добываем информацию, принимаем нестандартные решения. Наши далеко идущие планы – это жизненный проект. Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проект от латинского – «нечто брошенное, пущенное вперёд», это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, действия. В результате проектной деятельности рождается проект. Нас преследовала мысль разработать проект о «школе нашей мечты». Мы решили поделиться своей находкой и надеемся, единомышленникам будет интересно. Проект «школа нашей мечты», на наш взгляд, позволит заглянуть в будущее, представить своих сверстников в будущем.
Проект представляет собой проблемную задачу, процесс решения которой поэтапен и продолжителен по времени. Приступая к созданию проекта, мы учитывали ряд условий:
Выбор темы проекта.
Определение цели деятельности.
Предложение и обсуждение идеи.
Обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
Результат (статья, реферат, доклад).
Контроль и самооценка работы.
Как правило, работа над проектом начинается с формулировки проблемы, обоснования её практической значимости, а также выдвижения гипотез её решения.
Цель проекта: разработать основные направления работы и реализации программ в «школе нашей мечты».
Главные вопросы, которые у нас возникли в ходе обсуждения проекта:
Как будет выглядеть школа нашей мечты?
Каким будет здание школы?
Какими будут педагоги, ученики, их взаимоотношения?
Изменится ли уровень образования в «школе нашей мечты»?
На наш взгляд, прежде чем открывать школу, нужно создавать основные направления работы, а потом и под идею, под территорию и район разрабатывать проект школы.
Мы живём в посёлке Духовницкое Саратовской области. Места у нас равнинные и удобные, с точки зрения геологии, для строительства многоэтажных зданий.
У «школы нашей мечты», мы надеемся, множество будет достоинств. Например, удобное месторасположение, высококвалифицированный и доброжелательный персонал, эффективная методика обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку. Хотелось, чтобы и в классах численность детей составляла в среднем 15-20 человек, а уровень безопасности в школе был высоким. Заболевший ученик не выключался из учебного процесса, а получал знания дистанционно. Желательно возродить добрые спортивные традиции, изменить отношение к спорту и у детей и у педагогов. Совместные проводить командные соревнования из учеников, их родителей и педагогов. И очень важно, чтобы взрослые своим поведением, взаимоотношениями, высказываниями подавали пример.
Основные направления «школы нашей мечты» мы видим в повышении качества образования, повышение результативности участия в региональных, всероссийских предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, создании условий для самореализации личности учащихся, для развития ученического самоуправления, а также в совершенствование работы по укреплению здоровья учащихся и педагогов. Мы мечтаем, что в школьных библиотеках появится много разнообразных электронных книг. Дети в школе будут находиться в течение всего дня. Кружки, секции, семинары, времени свободного минимум, только на питание и кратковременный отдых.
Мы считаем, что в «школе нашей мечты», необходимо выполнять современные требования к образовательному учреждению – это, прежде всего, наличие как аудиторной, так и внеаудиторной занятости учащихся, то есть так называемая школа – полного дня, где дети будут находиться с утра до вечера. Для перехода на такой режим работы необходимо применять практически всё – от существующего учебного процесса и до материальной базы. Предполагается, что в школе будут созданы игровые комнаты, комнаты релаксации. В такой школе будут более полные по сравнению с типовой школой условия для самореализации каждого ученика. По нашему проекту, в данной школе будут работать в едином режиме клубы, кружки, спецкурсы, спортивные секции и детские учреждения дополнительного образования: хореографическая студия, студия изобразительного искусства, спортивная студия гимнастов. Использоваться различные новые формы внеурочной работы: дискуссионный клуб, интеллектуальные игры, марафоны. А реализация программы осуществляться будет согласно следующим принципам:
Каждому ребёнку надо поверить в себя для того, чтобы проявились его способности, таланты.
Каждый ребёнок – исследователь, способный быстро адаптироваться к изменяющейся действительности и самостоятельно находить нужную информацию.
Согласитесь, что учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Само включение в конкурсы способствует развитию учителя в профессии, а учеников в учёбе. Поэтому, в «школе нашей мечты», участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагогов в профессиональной деятельности, так и учеников в школьной жизни. Высокая степень развития творческой активности педагогов будет являться важнейшим условием формирования творчески активной личности современных школьников.
«Школа нашей мечты» будет состоять из нескольких зданий. Мы считаем, что у каждого возраста своё восприятие окружающего мира, свои способы его познания. Например, корпус для младших классов должен быть симметричным – например, в форме кубиков. Дети в младшей школе только начинают знакомство с миром, и оно должно быть дружелюбным и гармоничным. Здорово, если будет специальный спортивный зал – первый «кубик-кабинет». Второй «кубик-кабинет» - игровая комната. Третий «кубик - кабинет» - живой уголок. Ребёнок просто должен расти рядом с живыми существами, ухаживать за ними. Четвёртый, самый широкий «кубик - кабинет» – спортивный зал.
У подростков, на наш взгляд, должен быть другой корпус. С множеством лестниц, коридоров, лабиринтов. Подростки, обычно любят пошуметь. Поэтому, мы предлагаем в этом корпусе сделать комнату для шума, но со звукоизоляцией. Подростки могут прийти в данную комнату и кричать столько, сколько душе угодно. Криком, они вполне смогут и стресс снять. У подростков тоже должны быть свой спортивный зал, игровая площадка и живой уголок и оборудованные интернетом учебные кабинеты, танцевальный зал.
Для старшеклассников, корпус должен быть асимметричным, с множеством ниш для философских размышлений. Желательно, чтобы были залы для лекций и разнообразные лаборатории. Чтобы в лаборатории все ходили в специальной одежде, словно в белых халатах. Например, посещая элективный курс по биологии «Удивительные невидимки», можно было проводить опыты и научные эксперименты с простейшими микроорганизмами, узнавать новое об их жизненных циклах. Проведение видеоконференций тоже приветствуются в учебных кабинетах. Конечно, для укрепления здоровья нужен свой спортивный зал с инвентарём и стадион для соревнований.
Жизнь школы, как жизнь человека пронизана духом творческой непредсказуемости. Человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Мы думаем, что каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Если учитель будет бережно относиться к ученику, сможет помочь ему осмыслить свой труд и увидеть его полезность, то в нём обнаружиться мощный потенциал творческой активности. Счастье педагога слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе.
Итак, мы пришли к выводу, что школа без современного учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без новой школы. Школа нашей мечты – это школа сотрудничества родителей, педагога и учеников.
Главное, нужно жить всем нам дружно. Всё делать так, чтобы людям рядом с нами было хорошо. И придёт время, когда молодая, уверенная и сильная рука уже взрослого ребёнка будет опорой и родителям и государства.
В процессе проектной деятельности вырабатывается ценностное отношение к окружающему миру, приобретается самостоятельность, развивается познавательная активность, творческое мышление, умение самостоятельно контролировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Литература:
Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: ИПЛ, 1982. – 254 с.
Подунов Л.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: ДОСААФ, 1990. – 96 с.
Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: Учитель, 1998. – 84 с.
Честных Ю.Н. Открыть человека. - М.: Просвещение, 1991. – 208 с.