В работе приведены некоторые способы формирования образного компонента технического мышления будущих учителей профессионального образования. Подробно описаны действия преподавателей, направленные на достижение цели формирования образного компонента технического мышления у студентов.
In article some ways of figurative component formation of technical thinking of professional modern training teachers are outlined. The actions of teachers directed on achievements of the purpose of figurative component formation of technical thinking in students are described in detail.
Ключевые слова: профессиональное образование, техническое мышление, образы, образный компонент, плакаты, новые информационные технологии, структурно – логические схемы.
- Key words: professional education, technical thinking, images, figurative component, posters, modern information technology, structurally-logic schemes.
По мере развития экономики, повышения научного уровня подготовки кадров в деятельности работников с высшим профессиональным образованием возрастает роль и доля творческого труда.
Интеллектуализация профессиональной деятельности, вызванная научно – техническим процессом, актуализировала задачу улучшения профессиональной подготовки специалистов. Повышение эффективности производства сейчас немыслимо без опережающего развития главной производительной силы – человека. Следовательно, постановка образовательных целей должна быть ориентирована на профессиональное репродуцирование потенциала личности. Прогрессивной тенденцией в современных педагогических исследованиях данной проблемы является поиск подходов, определяющих стратегию профессионального репродуцирования потенциала личности на основе развития технического мышления.[1]
Развитие технического мышления имеет существенное значение для повышения уровня профессиональной подготовки будущего учителя профессионального образования.
Термин «техническое мышление» появился в психолого-педагогической литературе не так давно и понимается многими авторами интуитивно. Большинство исследователей (К.З. Гильбух, Т.В. Кудряцев, В.Н. Максимова, И.С. Якиманская) определяют техническое мышление как процесс отражения в сознании человека производственно – технических процессов и объектов, принцип их устройства и работы, а также как протекание мыслительных процессов в сфере технических образов, оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности не только в статичном, но и в динамичном состоянии.[5]
В современном представлении структура технического мышления включает в себя следующие пять компонентов: понятный, образный, практической, оперативный владения языком технике.
В данной работе рассматриваются способы формирования образных компонентов технического мышления у будущих учителей профессионального образования, в процессе изучения общетехнических (теория механизм и машин, детали машин, резания материалов) и специальных дисциплин (устройство автомобиля).
Проблема формирования образного компонента технического мышления являлась предметом исследования многих педагогов таких И.С. Якиманская, А. Маслоу.
Целью формирования образного компонента технического мышления являются формирование умений видеть технический объект и показать характер его динамики, оперировать динамическими представлениями, переходить от образа к понятию и наоборот.
Потребность в формировании и развитии образных компонентов мышления давно нашла отражение в таком известном дидактическом принципе, как наглядность обучения. Педагогика в этом отношении располагает большим опытом. В каждой учебной дисциплине можно назвать значительное число наглядных пособий, употребляемых обычно при изложении той или иной темы. Введение таких пособий направлено на то, чтобы дать уже готовый образ, что, конечно, само по себе развивает у учащихся способность представлять материал в образной форме. Это можно рассматривать лишь как важный начальный этап процесса формирования технического мышления. Наряду с этим следует давать не готовые образы, а учить студентов самим создавать эти образы и оперировать ими, координируя пространственный материал с вербальным. Из этого вытекает новая дидактическая постановка проблемы.[4]
Чтобы сформировать образный компонент технического мышления и понятийно-образные связи мышления, необходимо качественно преобразовать учебный процесс, увеличив количество информации, передаваемой в виде образов. Для этого, прежде всего, необходимо определить, какие образы в каждом учебном предмете способствуют формированию технического мышления.
При преподавании каждой темы любого учебного предмета необходимо выделить базовые образы, которые бы отражали суть изучаемого явления, были бы яркими и запоминающимися. По мере изучения темы (раздела) студенты должны знакомиться с системой образов, в которых появляются детализация и уточнение исходного образа сути явления, а также взаимопереходы между образами. При этом уровень отражения изучаемых явлений - в образном обобщении должен определяться уровнем понятийного обобщения. При создании образных обобщений необходимо понимать, что связь образа с оригиналом носит, как правило, детерминированный характер. Никакой образ не является абсолютно адекватным объекту, но он должен удовлетворять требования адекватности в пределах применимости. Он должен изоморфно отражать ту группу взаимодействий, которая выявлена и фиксирована. Содержание образа никогда не совпадает с содержанием объекта, познания его полностью, но эти содержания должны непременно совпадать в каком-то необходимом соответствии с целями обучения отношении.[5]
Носителями образов являются следующие виды изображений: наглядно - пространственная структура образа адекватна структуре материального объекта; схематически - пространственная структура образа адекватна понятийным конструкциям; абстрактные – адекватность пространственных элементов образа материальным объектам и понятийным конструкциям трудноустановима.
Наиболее часто применяемым средством формирования образных представлений в учебном процессе является плакат, обладающий таким достоинством, как возможность одновременно» использовать образное и понятийное обобщение. Недостатком, плаката является невозможность показать движение образа, что можно устранить, прибегнув к кадрированию движения, т.е. к изображению последовательных фаз движения. Так в общетехнически и специальных дисциплинах: плакаты опорного типа, охватывающие целый раздел курса, позволяют структурировать материал целого раздела и могут служить средством создания проблемных ситуаций; динамические плакаты для показа последовательных фаз какого-то процесса с помощью образных и понятийных средств (формул); эти плакаты позволяют студентам сформировать представления о скрытых процессах в технических объектах; контрольные плакаты, в которых отсутствуют какие-то элементы образно-понятийной структуры изучаемого явления, а работа студентов по дополнению этих элементов актуализирует умения перехода от образа к понятию и наоборот, а также обеспечивает закрепление изученного материала.
Большими потенциальными возможностями для формирования образного компонента технического мышления обладает компьютер и использование информационных технологий в учебном процессе.
Основными средствами новых информационных технологий обучения являются компьютер, мультимедиа, телекоммуникации. Применение их в образовании породило новые формы организации учебного процесса, внесло изменение в его структуру. Информационные компьютерные технологии обладают значительным педагогическим и дидактическим потенциалом, являясь ресурсом организации учебного процесса, позволяющим индивидуализировать его, обеспечить доступ к большим объемам информации, обеспечить обработку сложных данных.
При активном использовании в учебном процессе компьютерных информационных технологий, в частности мультимедийных, за счет оптимизации структуры информации и комбинации средств ее представления, происходит смещение акцентов с вербального способа представления информации на образный способ, что позволяет создавать многокомпонентную образовательную среду.[3]
Компьютер позволяет не только продемонстрировать студенту наглядное изображение технического объекта, но и показать процесс его анализа, синтез нового объекта из составных частей; а также позволяет показать движение целостного объекта и скрытое движение различных его частей. Компьютер в качестве помощника позволяет студенту провести схематизацию объекта; позволяет организовать постановку задач с переходом от образного плана к понятийному и от понятийного плана к образному; позволяет не только выявить ошибки студента в процессе образно-понятийных преобразований объекта, но и дает возможность студенту проанализировать эти ошибки.
Важнейшим средством образного представления материала темы являются структурно-логические схемы этого материала, которые позволяют конструировать учебную информацию крупными блоками и помогают студентам представлять взаимосвязь понятий в образном плане. В результате применения структурно - логических схем сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний, увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах, повышается качество знаний при одном и том же времени обучения; сильными студентами осваивается обязательный программный материал в три раза быстрее, а остальное время используется для решения исследовательских задач.
Следовательно, использование структурно - логических схем позволяет решать задачу формирования умения переходить от образа к понятию.
Еще более эффективной для развития образных основ технического мышления в процессе обучения является работа студентов не с готовыми образами, а образами необходимыми для решения задачи, поставленной в вербальной форме, создавать образы и опираться на них в рассуждении. Такие задания позволят сформировать умение переходить от понятия к образу. Примером такого задания является следующее: самостоятельно составить структурно-логическую схему раздела (темы) с указанием практического применения изучаемых явлений и процессов.
Формирование умений переходить от образов к понятиям и наоборот, возможно в процессе решения задач, требующих этого умения. Лучший способ формирования этого умения состоит в специальной организации практических действий студентов с действующей моделью, направленных на анализ функциональных и динамических отношений в рисунке или схеме. При этом желательно чередовать переход от анализа схемы к анализу соответствующих отношений в действующей модели, что формирует умение понимать и читать схему и переходить от схемы к натуральным объектам. Основополагающее значение для формирования образного компонента технического мышления будущего учителя профессионального образования имеет изучаемые на первом курсе дисциплин инженерной графики. Определенный уровень образного мышления является необходимым условием для изучения этого предмета. Но в процессе решения графических задач должно произойти его дальнейшее развитие.
Проведенные нами эксперименты показали, что существенную роль в успешности выполнения графических заданий играет не столько умение оперировать пространственными образами, сколько способность представить трехмерный образ в виде отдельных проекций, причём разного плана, т.е. абстрагироваться от «естественного» фронтального изображения и «децентрировать» представление. Возможность оперировать этими проекциями является основой успешности формирования правильного представления об объекте. Выявлено, что оптимальным для начального этапа обучения общетехническим и специальным дисциплинам является способ передачи трехмерного пространства на двумерной плоскости с помощью одной из ортогональных проекций, "оторванной" от привычного (фронтального) ракурса. Важно, чтобы этот способ представления не имел грубых пространственных ошибок, свойственных "детскому рисунку". Эти задания позволят сформировать децентрацию восприятия. Полезно также при обучении техническому черчению использовать приемы формирования представлений объектов в непривычном ракурсе.
По уровню сформированности графических операций можно определять готовность к изучению технических дисциплин; а для успешного формирования технического мышления необходим определенный уровень развития символического мышления. На протяжении дальнейшего обучения сформированные умения мысленно оперировать образами предметов, являются необходимым условием решения более сложных технических задач (мысленное конструирование пространственных образов) и вместе с тем объектом дальнейшего совершенствования.
Следовательно, образный компонент технического мышления формируется при использовании различного наглядного материала и при решении задач, требующих следующих умений: мысленно преобразовывать воспринимаемый наглядный материал (в частности, задачи на сравнение образов, их опознание, идентификацию и трансформацию); актуализировать образы по памяти (вне непосредственного восприятия этого материала), их воссоздавать, сохранять и удерживать в уме ("видение умственным взором"); переходить от образов к понятиям и наоборот; видоизменять образы технических объектов по форме, цвету, величине, пространственному расположению, по заданным или произвольно выбранным признакам и свойствам.
Таким образом, можно отметить что выше перечисленные и обоснованные способы формирования образного компонента технического мышления являются содержательной основой для создания преподавателями общетехнических и специальных дисциплин конкретных программ педагогических воздействий, обеспечивающие эффект развития технического мышления.
- Литература:
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1997.
Гильбух Ю.З. Мир такое техническое мышление// Трудовое обучение. 1986.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. – М.: изд. МГУ,1982.
Максимова В.Н. Интеграции в системе образования – СПО.: ЛОИРО, 2000 .
Якиманская. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. – М.: Педагогика, 1989.