Осмысление проблемы повышения продуктивности профессионального иноязычного образования на сегодняшний день связано с разработкой современной методологической основы целостного учебно-воспитательного процесса, которая отвечает требованиям развивающего образования и реализуется посредством инновационных лингводидактических технологии. Такой методологической основой, на наш взгляд, может служить продуктивный подход к профессиональному иноязычному образованию, концептуальные положения которого определяют общую направленность обучения иностранному языку (ИЯ) в вузе.
Так, продуктивный подход в области профессионального иноязычного образования представляет собой целостную лингводидактическую систему, которая служит полноценной основой построения современной модели обучения иностранному языку в вузе с помощью эффективных приёмов обучения, встроенных в систему инновационных лингводидактических технологий, направленных не только на реализацию узко-прагматических целей обучения ИЯ, но и формирующих гармоничную, полноценную личность обучаемого, ориентированную на освоение и совершенствование своей будущей профессиональной деятельности.
Продуктивный подход к профессиональному иноязычному образованию обуславливает следующий характер учебно-познавательной деятельности обучаемого в области изучения ИЯ.
1. Конструктивный характер учебно-познавательной деятельности, что реализуется в процессе создания обучаемым личностного иноязычного образовательного продукта. Продуктивная учебная деятельность, в отличие от репродуктивной, всегда обусловлена учебно-познавательной задачей, предполагающей создание собственного учебного продукта. С одной стороны, это проявляется в создании определенных материальных и идеальных иноязычных речевых продуктах, с другой стороны, — это открытие для себя нового, неизвестного, разрешение по-новому уже известной проблемы, выработка личностных способов познания, а также накопление и передача опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами учебного процесса.
2. Творческий характер учебно-познавательной деятельности, что проявляется, с одной стороны, в том, что эта деятельность всегда связана с разрешением определенной проблемы, поиском наиболее эффективного способа решения учебно-познавательной задачи, творческими находками обучаемого, а с другой, — в накоплении личного опыта и формировании собственного стиля учебно-познавательной деятельности, в саморазвитии изучающего ИЯ.
3. Рефлексивно-аналитический характер учебно-познавательной деятельности, что проявляется в ведущей роли механизма рефлексивной самооценки. Обучаемый осваивает научные знания, умения и способы учебно-познавательной деятельности в области изучения ИЯ в динамике личностного развития.
4. Сочетание автономии и ответственности обучаемого как субъекта учебно-познавательной деятельности, что проявляется в свободе выбора (постановки) учебной задачи и предметного содержания, принятии самостоятельных решений и ответственности за процесс и результат данной деятельности, в свободе творчества, индивидуального и коллективного.
5. Интерактивно-коммуникативный характер учебно-познавательной деятельности, что проявляется в активном взаимодействии и сотрудничестве с другими субъектами учебной деятельности, во взаимном целеполагании, взаимной оценке процесса создания образовательного продукта и полученного результата, передаче опыта и со-творчестве. При этом ведущую роль играет рефлексивная самооценка и взаимооценка обучаемых.
6. Социально ориентированный контекстный характер учебно-познавательной деятельности, которая, будучи включенной в контекст реальной жизнедеятельности обучаемого (или моделирующая ее), связана с исследованием или конструированием конкретного образовательного продукта. При этом ведущим принципом обучения становится принцип ориентации на будущую профессиональную деятельность обучаемого.
7. Достаточный уровень учебно-познавательной компетенции, что, с одной стороны, проявляется в сформированности учебно-познавательной деятельности как методологии и технологии учения, то есть в сформированности соответствующих стратегий и приемов (умении «учить себя»), а с другой стороны, — является специальной образовательной целью и продуктом освоения в процессе учебно-познавательной деятельности в области изучения ИЯ.
Разработка продуктивного подхода к организации учебно-познавательной деятельности студентов в области изучения ИЯ и проблема формирования его активной деятельностной позиции связаны с поиском методологически обоснованной современной модели учебно-воспитательного процесса, реализующейся на основе продуктивных лингводидактических технологий, способствующих становлению конструктивной, творческой, ответственной личности специалиста.
Отсюда, продуктивную лингводидактическую технологию мы определяем как системную организацию учебно-воспитательного процесса инновационного характера, которая является моделью воспитывающего иноязычного образования, осуществляемого студентом в режиме самоуправления с учётом мотивационно-эмпатической и творческой составляющей на основе рефлексивного анализа и самооценки с целью создания личностного иноязычного речевого продукта как средства профессионального и личностного роста обучаемого.
С позиции продуктивного подхода учебно-познавательная деятельность рассматривается, прежде всего, как творчески направленная учебная деятельность, эвристическая и поисковая по своей сути. В процессе продуктивной познавательной деятельности ведущим выступает механизм саморегуляции, в основе которого лежит действие рефлексивной самооценки, результатом чего является свободный осознанный выбор субъектом цели обучения ИЯ, прогнозирование результата учебно-познавательной деятельности и способов их получения и достижения, что в целом выступает показателем продуктивности целостного учебно-воспитательного процесса.
Результатом или продуктом творческой созидательной, то есть продуктивной иноязычной деятельности является, с одной стороны, приобретение навыков самостоятельного изучения иностранного языка с использованием лингво-дидактических технологий, а с другой стороны, создание определённых духовных ценностей, самотворчество, самостроительство, то есть приобретение индивидуального личностного опыта и продвижение вперёд в своём развитии.
Иными словами, посредством изучения иностранного языка происходит открытие для себя нового, неизвестного, разрешение для себя по-новому уже известной проблемы/задачи и выработка личностных способов познания, накопление и передача опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами деятельности. Следовательно, включение учебной деятельности обучаемых в реальную продуктивную иноязычную деятельность обеспечивает продуктивный (творческий, созидательный) характер учебно-познавательного процесса. В силу этого продуктивная иноязычная деятельность является направленной на освоение конкретных знаний и умений в процессе творческого исследования реальных объектов с помощью иностранного языка и/или создание личностного иноязычного продукта. Ведущим отличительным признаком данного типа учебной деятельности является то, что, она включена в контекст реальной социально ориентированной деятельности и носит, таким образом, социально ориентированный контекстный характер. Она становится иной по сути, поскольку представляет собой исследование реальной социокультурной действительности как форма освоения конкретного знания и способов учебно-познавательной активности.
Результатом продуктивной (творческой, созидательной) учебно-познавательной деятельности являются не «готовые знания», а личностные новообразования обучаемого, которые обусловлены развитием его личностных качеств, реализацией его личностного потенциала. Как показывает теоретический и практический анализ, личностный образовательный продукт в процессе творческой учебно-познавательной деятельности включает материальный и духовный продукт (знания и умения), деятельностный опыт и конструктивные, созидательные качества личности. С учетом приоритетности для личностного развития к таким образовательным продуктом относятся:
- способы познания реальной объективной культуры, способы «добывания знаний», включающие как обобщенные способы деятельности (методологию), так и предметно-содержательные;
- способы конструирования «нового знания» (нового в смысле личностной значимости для студента) - конструирования своей личностной системы знаний и умений и способы «включения» полученных знаний и умений в реальную деятельность (реализация полученных знаний в личностном опыте);
- качественный рост, то есть развитие личностных качеств студента, обеспечивающих его самореализацию и саморазвитие, его «творческие изменения» [2].
С точки зрения продуктивной лингводидактической технологии для характеристики цели/результата продуктивной иноязычной деятельности целесообразно использовать понятия «личностные (внутренние) цели обучаемого», «личностное (внутреннее) содержание», «личностный образовательный продукт». «Внешние» - это нормативно заданные цели обучения. Под «внутренними» целями понимаются те, которые учащийся сформулировал самостоятельно или с помощью преподавателя по отношению к научной области или объекту изучения [3].
Различным в репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности является и механизм регуляции. В первом случае это, в самом общем смысле, регуляция «внешняя», заданная «извне» в качестве цели, результата и образца выполнения. В случае продуктивной познавательной деятельности ведущим выступает механизм саморегуляции. В его основе лежит механизм рефлексивной самооценки, результатом действия которого является свободный осознанный выбор субъектом цели, результата, способов учебной деятельности и т.д.
Разрешение естественно возникающего противоречия между внешними и внутренними целями и их содержанием в процессе продуктивной (творческой) познавательной деятельности находится в сфере личностного мировоззрения индивида. Отметим еще раз, что и «внешне заданные» цели переосмысливаются обучаемым «через внутреннее» [1] и лишь в меру этой собственной активности учащегося являются по сути действенными. При этом создание, конструирование личностного иноязычного продукта определяет деятельностное содержание продуктивно ориентированного образования.
Отметим, что возможна и внешняя детерминация цели в учебной деятельности обучаемых. Однако в этом случае, как подчеркивает А.В. Брушлинский, уже известные другие знания они должны открыть, или переосмыслить для себя, и в таком случае учебная деятельность сходна с творчеством ученого. При этом действует принцип «внешнее через внутреннее» [1].
Как методологическая категория продуктивность включают обобщенные способы учебной деятельности и общие приемы изучения нового языка: рефлексивная оценка своих возможностей и результатов, соотнесение реальных потребностей с учебной задачей, рефлексия своего иноязычного речевого опыта, рефлексия учебного опыта и используемых приемов и формирование эффективного индивидуального стиля освоения ИЯ.
Таким образом, основываясь на категориальных признаках продуктивности можно с известной долей достоверности определить качественные характеристики изучающего ИЯ, приобретающих развитие с помощью продуктивной лингводидактической технологии. В этом контексте мы выделяем такие показатели личности как творческие, конструктивные, интерактивные и аффективные.
К творческим качествам следует отнести творческий подход и активную вовлеченность в процесс изучения ИЯ, поиск и использование возможностей для изучения и практического использования языка в различных функциональных целях, стремление накопить продуктивный самостоятельный опыт коммуникативной и учебной деятельности в области изучаемого языка.
Конструктивные (созидательные) качества проявляются в свободе целеполагания и выбора предметного содержания коммуникативной и учебной деятельности, осознанной постановке и интерпретации учебной задачи с точки зрения личностного смысла, направленности на «открытие языка» и создание собственного продукта учебной деятельности.
Интерактивные качества проявляются в активном взаимодействии изучающего ИЯ с другими субъектами коммуникативной деятельности (интерактивной по сути) и учебного процесса в целях более глубокой индивидуальной и взаимной оценки своего опыта коммуникативной и учебной деятельности.
Аффективные (эмпатические качества) включают: заинтересованность и самомотивацию, устойчивую потребность в изучении ИЯ и использовании его в реальной коммуникации, стремление познать изучаемый язык и культуру «изнутри», позитивный настрой на речевое взаимодействие, настрой на собственный речевой продукт (в отличие от «потребления языка»).
Подводя итоги, следует подчеркнуть целесообразность реализации продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании как методологической основы целостного учебно-воспитательного процесса реализуемого с использованием продуктивных лингводидактических технологий, направленных на развитие личности обучаемого и его учебно-познавательной деятельности, что обуславливает повышение качества обучения ИЯ в вузе.
Литература:
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994.-108 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: Интор, 1996. - 541 с.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. 416с.
Ерёмин Ю.В., Алмазова Н.И. Методология и практика современного иноязычного образования в неязыковом вузе // Герценовские чтения. Иностранные языки.- Материалы межвузовской научной конференции. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.