Продуктивная лингводидактическая технология как средство развития личности изучающего ИЯ (продуктивный подход в профессиональном иноязычном образовании) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 648 раз

Библиографическое описание:

Рубцова, А. В. Продуктивная лингводидактическая технология как средство развития личности изучающего ИЯ (продуктивный подход в профессиональном иноязычном образовании) / А. В. Рубцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3955/ (дата обращения: 16.11.2024).

Осмысление проблемы повышения продуктивности профессионального иноязычного образования на сегодняшний день связано с разработкой современной методологической основы целостного учебно-воспитательного процесса, которая отвечает требованиям развивающего образования и реализуется посредством инновационных лингводидактических технологии. Такой методологической основой, на наш взгляд, может служить продуктивный подход к профессиональному иноязычному образованию, концептуальные положения которого определяют общую направленность обучения иностранному языку (ИЯ) в вузе.

Так, продуктивный подход в области профессионального иноязычного образования представляет собой целостную лингводидактическую систему, которая служит полноценной основой построения современной модели обучения иностранному языку в вузе с помощью эффективных приёмов обучения, встроенных в систему инновационных лингводидактических технологий, направленных не только на реализацию узко-прагматических целей обучения ИЯ, но и формирующих гармоничную, полноценную личность обучаемого, ориентированную на освоение и совершенствование своей будущей профессиональной деятельности.

Продуктивный подход к профессиональному иноязычному образованию обуславливает следующий характер учебно-познавательной деятельности обучаемого в области изучения ИЯ.

1. Конструктивный характер учебно-познавательной деятельности, что реализуется в процессе создания обучаемым личностного иноязычного образовательного продукта. Продуктивная учебная деятельность, в отличие от репродуктивной, всегда обусловлена учебно-познавательной задачей, предполагающей создание собственного учебного продукта. С одной стороны, это проявляется в создании определенных материальных и идеальных иноязычных речевых продуктах, с другой стороны, — это открытие для себя нового, неизвест­ного, разрешение по-новому уже известной проблемы, выработка личностных способов познания, а также накопление и передача опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами учебного процесса.

2. Творческий характер учебно-познавательной деятельности, что проявляется, с одной стороны, в том, что эта деятельность всегда связана с разрешением определенной проблемы, поиском наиболее эффективного способа решения учебно-позна­вательной задачи, творческими находками обучаемого, а с другой, — в накопле­нии личного опыта и формировании собственного стиля учебно-познавательной деятельности, в саморазвитии изучающего ИЯ.

3. Рефлексивно-аналитический характер учебно-познавательной деятельности, что проявляется в ведущей роли механизма рефлексивной самооценки. Обучаемый осваивает научные знания, умения и способы учебно-познавательной деятельности в области изучения ИЯ в динамике личностного развития.

4. Сочетание автономии и ответственности обучаемого как субъекта учебно-познавательной деятельности, что проявляется в свободе выбора (постановки) учебной задачи и предметного содержания, принятии самостоятельных решений и ответственности за процесс и результат данной деятельности, в свободе творчества, индивидуального и коллективного.

5. Интерактивно-коммуникативный характер учебно-познавательной деятельности, что прояв­ляется в активном взаимодействии и сотрудничестве с другими субъектами учебной деятельности, во взаимном целеполагании, взаимной оценке процесса создания образовательного продукта и полученного результата, передаче опыта и со-творчестве. При этом ведущую роль играет рефлексивная самооценка и взаимооценка обучаемых.

6. Социально ориентированный контекстный характер учебно-познавательной деятельности, которая, будучи включенной в контекст реальной жизнедеятельности обучаемого (или моделирующая ее), связана с исследованием или конструированием конкретного образовательного продукта. При этом ведущим принципом обучения становится принцип ориентации на будущую профессиональную деятельность обучаемого.

7. Достаточный уровень учебно-познавательной компетенции, что, с одной стороны, проявляется в сформированности учебно-познавательной деятель­ности как методологии и технологии учения, то есть в сформированности соответствующих стратегий и приемов (умении «учить себя»), а с другой стороны, — является специальной образовательной целью и продуктом освоения в процессе учебно-познавательной деятельности в области изучения ИЯ.

Разработка продуктивного подхода к организации учебно-познавательной деятельности студентов в области изучения ИЯ и проблема формирования его активной деятельностной позиции связаны с поиском методологически обоснованной современной модели учебно-воспитательного процесса, реализующейся на основе продуктивных лингводидактических технологий, способствующих становлению конструктивной, творческой, ответственной личности специалиста.

Отсюда, продуктивную лингводидактическую технологию мы определяем как системную организацию учебно-воспитательного процесса инновационного характера, которая является моделью воспитывающего иноязычного образования, осуществляемого студентом в режиме самоуправления с учётом мотивационно-эмпатической и творческой составляющей на основе рефлексивного анализа и самооценки с целью создания личностного иноязычного речевого продукта как средства профессионального и личностного роста обучаемого.

С позиции продуктивного подхода учебно-познавательная деятельность рассматривается, прежде всего, как творчески направленная учебная деятельность, эвристическая и поисковая по своей сути. В процессе продуктивной познавательной деятельности ведущим выступает механизм саморегуляции, в основе которого лежит действие рефлексивной самооценки, результатом чего является свободный осознанный выбор субъектом цели обучения ИЯ, прогнозирование результата учебно-познавательной деятельности и способов их получения и достижения, что в целом выступает показателем продуктивности целостного учебно-воспитательного процесса.

Результатом или продуктом творческой созидательной, то есть продуктивной иноязычной деятельности является, с одной стороны, приобретение навыков самостоятельного изучения иностранного языка с использованием лингво-дидактических технологий, а с другой стороны, создание определённых духовных ценностей, самотворчество, самостроительство, то есть приобретение индивидуального личностного опыта и продвижение вперёд в своём развитии.

Иными словами, посредством изучения иностранного языка происходит открытие для себя нового, неизвестного, разрешение для себя по-новому уже известной проблемы/задачи и выработка личностных способов познания, накопление и передача опыта в процессе взаимодействия с другими субъектами деятельности. Следовательно, включение учебной деятельности обучаемых в реальную продуктивную иноязычную деятельность обеспечивает продуктивный (творческий, созидательный) характер учебно-познавательного процесса. В силу этого продуктивная иноязычная деятельность является направленной на освоение конкретных знаний и умений в процессе творческого исследования реальных объектов с помощью иностранного языка и/или создание личностного иноязычного продукта. Ведущим отличительным признаком данного типа учебной дея­тельности является то, что, она включена в контекст реальной социально ориентированной деятельности и носит, таким образом, социально ориенти­рованный контекстный характер. Она становится иной по сути, поскольку пред­ставляет собой исследование реальной социокультурной действительности как форма освоения конкретного знания и способов учебно-познавательной активности.

Результатом продуктивной (творческой, созидательной) учебно-познавательной деятельности являются не «готовые знания», а личностные новообразования обучаемого, которые обусловлены развитием его личностных качеств, реализацией его личностного потенциала. Как показывает теоретический и практический анализ, личностный образовательный продукт в процессе творческой учебно-познавательной деятельности включает материальный и духовный продукт (зна­ния и умения), деятельностный опыт и конструктивные, созидательные качества личности. С учетом приоритетности для личностного развития к таким образовательным продуктом относятся:

- способы познания реальной объективной культуры, способы «добывания знаний», включающие как обобщенные способы деятельности (методоло­гию), так и предметно-содержательные;

- способы конструирования «нового знания» (нового в смысле личностной значимости для студента) - конструирования своей личностной системы знаний и умений и способы «включения» полученных знаний и умений в реальную деятельность (реализация полученных знаний в личностном опыте);

- качественный рост, то есть развитие личностных качеств студента, обеспечивающих его самореализацию и саморазвитие, его «творческие изменения» [2].

С точки зрения продуктивной лингводидактической технологии для характеристики цели/результата продуктивной иноязычной деятельности целесообразно использовать понятия «личностные (внутренние) цели обучаемого», «личностное (внутреннее) содержание», «личностный образовательный продукт». «Внешние» - это нормативно заданные цели обучения. Под «внутренними» целями понимаются те, которые учащийся сформулировал самостоятельно или с помощью преподавателя по отношению к научной области или объекту изучения [3].

Различным в репродуктивной и продуктивной познавательной деятельнос­ти является и механизм регуляции. В первом случае это, в самом общем смысле, регуляция «внешняя», заданная «извне» в качестве цели, результата и образца выполнения. В случае продуктивной познавательной деятельности ведущим выступает механизм саморегуляции. В его основе лежит механизм рефлексив­ной самооценки, результатом действия которого является свободный осознанный выбор субъектом цели, результата, способов учебной деятельности и т.д.

Разрешение естественно возникающего противоречия между внешними и внутренними целями и их содержанием в процессе продуктивной (творческой) познавательной деятельности находится в сфере личностного мировоззрения индивида. Отметим еще раз, что и «внешне заданные» цели переосмысливаются обучаемым «через внутреннее» [1] и лишь в меру этой собственной активности учащегося являются по сути действенными. При этом создание, конструирование личностного иноязычного продукта определяет деятельностное содержание продуктивно ориентированного образования.

Отметим, что возможна и внешняя детерминация цели в учебной деятельности обучаемых. Однако в этом случае, как подчеркивает А.В. Брушлинский, уже известные другие знания они должны открыть, или переосмыслить для себя, и в таком случае учебная деятельность сходна с творчеством ученого. При этом действует принцип «внешнее через внутреннее» [1].

Как методологическая категория продуктивность включают обобщенные способы учебной деятельности и общие приемы изучения нового языка: рефлексивная оценка своих возможностей и результатов, соотнесение реальных потребностей с учебной задачей, рефлексия своего иноязычного речевого опыта, рефлексия учебного опыта и используемых приемов и формирование эффективного индивидуального стиля освоения ИЯ.

Таким образом, основываясь на категориальных признаках продуктивности можно с известной долей достоверности определить качественные характеристики изучающего ИЯ, приобретающих развитие с помощью продуктивной лингводидактической технологии. В этом контексте мы выделяем такие показатели личности как творческие, конструктивные, интерактивные и аффективные.

К творческим качествам следует отнести творческий подход и активную вовлеченность в процесс изучения ИЯ, поиск и использование возможностей для изучения и практического использования языка в различных функциональных целях, стремление накопить продуктивный самостоятельный опыт коммуникативной и учебной деятельности в области изучаемого языка.

Конструктивные (созидательные) качества проявляются в свободе целеполагания и выбора предметного содержания коммуникативной и учебной деятельности, осознанной постановке и интерпретации учебной задачи с точки зрения личностного смысла, направленности на «открытие языка» и создание собственного продукта учебной деятельности.

Интерактивные качества проявляются в активном взаимодействии изучающего ИЯ с другими субъектами коммуникативной деятельности (интерактивной по сути) и учебного процесса в целях более глубокой индивидуальной и взаимной оценки своего опыта коммуникативной и учебной деятельности.

Аффективные (эмпатические качества) включают: заинтересованность и самомотивацию, устойчивую потребность в изучении ИЯ и использовании его в реальной коммуникации, стремление познать изучаемый язык и культуру «изнутри», позитивный настрой на речевое взаимодействие, настрой на собственный речевой продукт (в отличие от «потребления языка»).

Подводя итоги, следует подчеркнуть целесообразность реализации продуктивного подхода в профессиональном иноязычном образовании как методологической основы целостного учебно-воспитательного процесса реализуемого с использованием продуктивных лингводидактических технологий, направленных на развитие личности обучаемого и его учебно-познавательной деятельности, что обуславливает повышение качества обучения ИЯ в вузе.


Литература:

  1. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994.-108 с.

  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: Интор, 1996. - 541 с.

  3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. 416с.

  4. Ерёмин Ю.В., Алмазова Н.И. Методология и практика современного иноязычного образования в неязыковом вузе // Герценовские чтения. Иностранные языки.- Материалы межвузовской научной конференции. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-познавательная деятельность, учебная деятельность, продуктивный подход, иностранный язык, профессиональное иноязычное образование, область изучения, рефлексивная самооценка, образовательный продукт, продуктивная иноязычная деятельность, продуктивная познавательная деятельность.


Похожие статьи

Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей)

Особенности формирования коммуникативно-речевой компетенции в сфере иноязычной профессиональной коммуникации (на материале русского языка электротехники)

Специфика иноязычной образовательной среды в ракурсе продуктивного подхода

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку

Формирование социокультурной компетенции на уроках русского языка как иностранного (сфера делового общения)

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения иноязычному общению

Коммуникативное поведение как аспект обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Компетентностный аспект в преподавании профессионального иностранного языка

Об интегративном развитии общих и профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе преподавания профессионального иностранного языка

Похожие статьи

Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей)

Особенности формирования коммуникативно-речевой компетенции в сфере иноязычной профессиональной коммуникации (на материале русского языка электротехники)

Специфика иноязычной образовательной среды в ракурсе продуктивного подхода

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку

Формирование социокультурной компетенции на уроках русского языка как иностранного (сфера делового общения)

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения иноязычному общению

Коммуникативное поведение как аспект обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Компетентностный аспект в преподавании профессионального иностранного языка

Об интегративном развитии общих и профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе преподавания профессионального иностранного языка

Задать вопрос