Организационно-педагогические условия повышения информационной культуры преподавателя профессионального колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михридинова, М. Т. Организационно-педагогические условия повышения информационной культуры преподавателя профессионального колледжа / М. Т. Михридинова, С. Р. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3961/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время, в условиях информатизации всех сфер развития современного общества, в Узбекистане, так же, как и в других странах, особые требования предъявляются к уровню профессионального мастерства преподавателей образовательных учреждений различных форм, как общего, так и профессионального образования. При организации обучения преподавателей в различных формах подготовки и повышения квалификации необходимо это учитывать, так как информатизация является одной из главных характеристик нового тысячелетия, которая представляет собой процесс перестройки жизни общества, на основе более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания.

В поиске новых подходов к организации системы подготовки и повышения квалификации преподавателей важно осмыслить не только внешние изменения, обусловленные открывающимися возможностями информационно-образовательной среды, но и внутренние, связанные с необходимыми изменениями в деятельности педагога 21 века. В качественно новом информационном пространстве, обеспечивающем широкий доступ к источникам информации, изменяются процессы восприятия и усвоения информации, операционная основа действий, представления о когнитивных стратегиях обучения.

Информатизация образования должна также привести к повышению качества образования. Основными задачами создания информационной образовательной среды являются: повышение эффективности педагогической деятельности в сфере образования; автоматизация сбора, накопления, систематизации и обработки информации об изучаемых процессах, явлениях, объектах; научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования; освоение новых информационных технологии, как средств развития и совершенствования функциональной грамотности личности обучаемых; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, формирование творческого мышления; обеспечение подготовки педагогических кадров по использованию информационных технологии в профессиональной деятельности.

Информатизация образования требует от преподавателей овладения навыками информационной культуры, как составной части общей профессиональной культуры современного учителя. Под информационной культурой мы понимаем систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей личности, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной, профессиональной деятельности.

Вопросы формирования информационной культуры современного учителя являются предметом исследования многих ученых. Например, в своей работе Н.Н. Масленикова считает, что информационная культура преподавателя образовательного учреждения включает в себя следующие параметры: овладение компьютерной грамотностью (программа минимум – как пользователь, программа максимум – как программист, проектировщик образовательного процесса.); способность к овладению информационно – коммуникативными технологиями, как новыми средствами для решения проблем образования; умение сотрудничать с обучаемыми в учебном процессе используя сети телекоммуникации; способность быстрее других отследить, оценить, понять предложенную информацию и включить её в учебный процесс, а также комплекс профессионально важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности [1].

Основной задачей системы повышения квалификации педагогических кадров для профессиональных колледжей в Республике Узбекистан становится постоянное обогащение специалистов профессиональными знаниями, умениями и навыками, поддержание их на конкурентоспособном уровне, повышение информационной и технологической культуры. В связи с этим, для системы подготовки кадров в профессиональных колледжах приоритетными сегодня являются проблемы:

а) создания, распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

б) подготовки педагогических кадров, способных эффективно использовать в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы.

В настоящее время, исследование проблем использования цифровых образовательных технологий (ЦОТ) и ЦОР в учебном процессе привлекает внимание всей педагогической общественности. Данному вопросу уделяется внимание на всех проводимых научно-практических конференциях и в содержании многочисленных диссертационных исследований. Внедрение новых учебных продуктов в колледжах должно сопровождаться повышением квалификации и методической поддержкой учителей, перестройкой всего образовательного процесса — иначе они вновь останутся невостребованными. В связи с этим стало очевидно, что необходимо выработать комплекс мероприятий для обучения преподавателей использованию ЦОР в своей профессионально-педагогической деятельности, что будет составлять основу информационной культуры преподавателя колледжа.

Исполь­зование средств ЦОР в учебном процес­се принципиально изменило подход к оценке информационных умений пе­дагога, которые до недавнего времени преимущественно связывались со способ­ностью транслировать информацию обу­чаемым. Сегодня же уровень информа­ционных умений педагога определяется не только (и не столько) коммуникатив­ными навыками, но и возможностью ис­пользования компьютера в качестве ис­точника информации. С этой точки зре­ния очень важен уровень сформированности аналитических, прогностических и проективных умений педагога, направ­ленных на оценку качества ЦОР и эф­фективности их применения в учебном процессе.

Повышение квалификации преподавателей в области информационных технологий включает следующие направления:

  • дифференцированную ориентацию на индивидуальные и групповые методы обучения и повышения квалификации, массовое использование компьютерных и мультимедиа технологий;

  • эффективное использование современных средств коммуникаций в учебном процессе, в том числе телекоммуникаций и дистанционного обучения;

  • расширенное использование различных средств и форм мобильного обучения, в том числе таких, как искусственный интеллект, мультимедиа, виртуальные миры, дистанционное обучение.

При этих условиях у системы повышения квалификации появляются следующие возможности:

  • организации процесса повышения квалификации с учетом подготовленности преподавателей к обучению новому материалу и освоению новой техники, а также с учетом индивидуальных способностей, темпа восприятия, интересов и мотиваций;

  • использование индивидуальных форм обучения, а также прогрессивных методов обучения (проблемные, активные, организационно - деятельностные игры);

  • совершенствование классических методов обучения за счет применения современных методов решения проблем, исследовательских, аналитических;

  • совершенствование материально-технической базы учебного процесса с помощью интенсивного использования информационных технологий, в том числе современных компьютеров, телекоммуникаций, виртуальных сред и мультимедиа-технологий.

В соответствии с потребностями в получении знаний в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно выделить три основные категорий слушателей для изучения современных средств обучения и умения их использования в деятельности образовательного учреждения (по степени сложности изучаемого материала): преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин, не связанные с ИКТ; руководители образовательных учреждений ССПО; преподаватели информатики и дисциплин, связанные с ИКТ.

Для каждой категории слушателей существуют свои цели к содержанию процесса повышения квалификации в области ИКТ. Реализация целей в процессе повышения квалификации (ПК) включает решение задач отраженных в соответствующих модулях. Как показало исследование, каждая категория слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров имеет свои отличительные особенности в выборе целей и задач изучения ИКТ. Если методисты и преподаватели дисциплин, не связанных с информатикой, ставят своей целью повышение эффективности учебного процесса, путем использование ИКТ, то у руководителей (заместителей руководителей) образовательных учреждений имеется дополнительная цель - использование ИКТ в системе управления образовательным учреждением.

Таблица 1

Цели и задачи ПК педагогических кадров в области ИКТ

№ п/п

Категории слушателей

Цели ПК в области ИТ

Реализация целей в процессе ПК включает решение задач

отраженных в модуле

1

Преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин, не связанных с ИКТ

Повышение эффективности учебного процесса, путем использование ИКТ.

Базовый, продвинутый,

педагогический

2

Руководители и заместители руководителей образовательных учреждений ССПО.

Повышение эффективности управления образовательным учреждением и учебным процессом, путем использование ИКТ

Базовый, продвинутый

Управления

3

Преподаватели информатики и дисциплин, связанные с ИКТ

Углубление знаний в области ИКТ

Углубленный


В структуре повышения информационной культуры личности в системе повышения квалификации кадров ССПО можно выделить два уровня.

1 - уровень формирования информационной культуры личности реализуется в процессе изучения базового (инвариантного) модуля. Можно отметить, что базовыймодуль является одинаковым для формирования информационной культуры личности в любой другой отрасли знаний. Данный модуль может изучаться при получении базового образования, в системе повышения квалификации, на различных курсах компьютерной грамотности.

2 - уровень развития информационной культуры личности должен быть реализован содержанием, сформированным дифференцированно для каждой категории слушателей: педагогический, управления, углубленный. Двухуровневая модель повышения квалификации педагогических кадров показана в табл.2. Содержание процесса повышения информационной культуры преподавателя в системе повышения квалификации кадров ССПО в табл.3.

Таблица 2

Модель повышения информационной культуры педагогических кадров

в системе повышения квалификации

Уровни повышения информационной культуры

Модуль

Категории слушателей

1. ФОРМИРОВАНИЕ

Базовый

Для всех категорий слушателей

2. РАЗВИТИЕ

Педагогический

Для преподавателей дисциплин не связанных с ИКТ


Управления

Для руководителей образовательных учреждений


Углубленный

Для преподавателей дисциплин связанных с ИКТ


Таблица 3

Содержание процесса повышения информационной культуры преподавателя в системе повышения квалификации кадров ССПО

Модули


Содержание модуля, обеспечивает формирование знаний и умений в области ИКТ и ЦОР

  1. Базовый


  • основные понятия информатики и вычислительной техники;

  • принципиальное устройство и функциональные возможности компьютерной техники;

  • современные операционные системы и владение их основными командами;

  • современные программные оболочки и операционные средства общего назначения и владение их функциями;

  • владение хотя бы одним текстовым редактором;

  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;


  1. Продвинутый

  • знакомство с возможностями и ресурсами сети Интернет;

  • получение необходимой информации в Интернет

3. Педагогический

  • разработка дидактических материалов с использованием компьютера и Интернет.

  • требования к разработке электронных средств обучения;

  • структура электронных средств обучения;

  • методика использования ЦОР в учебном процессе.

  • технология проектирования урока с ЦОР

  • организация самостоятельной проектной работы учащихся

4. Управления


Использование ЦОР в системе управления образовательным учреждением.

5. Углубленный

  • разработка содержания электронных учебников и программированного контроля;

  • создание баз данных;

  • разработка средств программного обеспечения учебного процесса и др.

Направления совершенствования системы повышения квалификации включают следующие показатели:

  • Повышение информационной культуры специалиста возможно только при комплексном использовании в учебном процессе информационных технологий как совокупности трех взаимосвязанных компонентов: объектов изучения, инструментов изучения технических и технологических дисциплин и информационных технологий обучения.

  • Направленность информатизации профессионального образования на выделение информационных (информативных) составляющих технических и технологических дисциплин с целью подготовки специалиста, способного создавать и быстро осваивать новые наукоемкие технологии на основе информационных.

  • Средством информатизации технических и технологических дисциплин является непрерывная информационная подготовка, формирующая вместе с непрерывной математической подготовкой системные подходы и язык междисциплинарного общения.

  • Отражение диалектики реального процесса взаимосвязи информатизации технических и технологических дисциплин, качества подготовки специалиста и овладения им имеющимися и вновь создаваемыми новыми технологиями на основе реализации во взаимодействии методологических принципов научности, системности, целостности, преемственности и других.

Подобный комплексный подход к решению проблемы способен значительно повысить результативность обучения педагогов, обеспечивая эффективное использование учителями полученных знаний и навыков в практической деятельности в своих образовательных учреждениях.

Организационно-педагогическими условиями повышения информационной культуры преподавателей в системе повышения квалификации является обеспечение следующих направлений учебного процесса:

1. Материально- технического оснащения:

  • совершенствование материально-технической базы учебного процесса с помощью интенсивного внедрения современных компьютеров, телекоммуникаций и др.;

  • расширенное использование различных современных средств телекоммуникаций и форм мобильного обучения, таких как искусственный интеллект, мультимедиа технологии, виртуальные среды, дистанционное обучение.

  1. Организационно-методического обеспечения:

    • разработку учебных планов ПК, учитывающих разные уровни компьютерной подготовки и цели слушателей в повышении информационной культуры;

    • использование опыта педагогов – новаторов по применению новых информационных технологий в учебном процессе,

    • проведение методологических, организационно-методических, инновационных семинаров и конференций, открытых уроков с последующим по использованию средств телекоммуникаций в учебном процессе.

  2. Индивидуализации и личностно - ориентированного подхода:

  • дифференцированную ориентацию на индивидуальные и групповые методы обучения с использованием компьютерных технологий;

  • создание условий, способствующих адаптации слушателей к быстро изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности;

  • формирование готовности к непрерывному повышению квалификации в области ИКТ.

Реализация перечисленных условий в системе повышения квалификации преподавателей профессионального колледжа в нашей республике поможет обеспечить эффективность процесса повышения информационной культуры слушателей.


Литература:
  1. Маленикова Н.Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета//Дисс. кан. пед. наук Ростов – на Дону,1999. 170с.

  2. Муслимов Н. Подходы к решению проблемы создания портала дистанционного обучения // Касб-ҳунар таълими (Профессональное образование). – 2003.-№2. с. 27-29.

  3. Сайфуров Д. Роль преподавателя в образовательном процессе в условиях дистанционного обучения.// Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации кадров системы ССПО. – Т.- ИРСССПО. – 2004.-с.137-139.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, ИКТ, информационная культура, категория слушателей, информационная культура личности, образовательное учреждение, система повышения квалификации, дистанционное обучение, профессиональная деятельность, профессиональное образование.


Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Педагогические условия формирования проектных умений в учреждения среднего профессионального образования

Критерии и уровни сформированности организационно-управленческих умений у студентов профессионального колледжа

О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Условия формирования информационной компетентности учителя биологии

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Педагогические условия формирования проектных умений в учреждения среднего профессионального образования

Критерии и уровни сформированности организационно-управленческих умений у студентов профессионального колледжа

О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Условия формирования информационной компетентности учителя биологии

Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Задать вопрос