В данной статье рассматриваются правовые аспекты перехода России к двухуровневой системе образования. Выявлены основные проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: двухуровневая система образования, Болонская декларация, направление подготовки, бакалавриат, магистратура
Keyword: two-tier system of education, the Bologna declaration, training direction, bachelor, magistracy
Официальный переход России на двухуровневую систему высшего образования состоялся в 2009-ом году, о чём свидетельствуют изменения, внесенные в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В частности, согласно статье 6 закона в Российской Федерации установлены два уровня высшего профессионального образования:
Бакалавриат - высшее профессиональное образование, присвоение учащемуся по итогам аттестации степени (квалификации) «бакалавр». Срок обучения в этом случае составляет четыре года;
Магистратура, или подготовка специалиста - высшее профессиональное образование, присвоение лицу, прошедшему обучение, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" по итогам аттестации. Для получения квалификации «специалист» срок обучения составляет не менее пяти лет, а для получения квалификации (степени) «магистр» - два года. При этом обучение по программе «Магистратура» имеют право продолжить лица, имеющие квалификацию не ниже, чем «бакалавр» [3].
Переход к двухуровневой системе образования в России обусловлен, в первую очередь, вхождением в состав государств-участников так называемого Болонского процесса, по итогам которого в Болонье в июне 1999-го года была подписана конвенция о переходе всех европейских государств к единой сфере высшего профессионального образования.
Такая система имеет множество преимуществ для России. Во-первых, приведение системы высшего образования к европейским стандартам позволит существенно повысить престиж, конкурентоспособность и востребованность российского образования на мировом уровне. Во-вторых, двухуровневая система открывает новые перспективы для учащихся, и это связано с приведением образовательных программ к европейским стандартам [1, C. 36].
Однако переход к двухуровневой системе требует разработки и реализации правовых аспектов, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями.
Согласно международным стандартам, данная квалификация дает право обладателю занимать должности, требующие наличия высшего образования, однако связанные, в первую очередь, с исполнительской работой. Именно поэтому сегодня реформы образовательных программ в высших учебных заведениях направлены на значительное увеличение объема практических занятий.
Прием студентов осуществляется на конкурсной основе, и правом на поступление в ВУЗ обладают лица, получившие полное среднее образование, а также успешно прошедшие вступительные испытания, определяемые конкретным ВУЗом. Срок обучения при этом составляет четыре года, а присвоение степени «бакалавра» происходит после сдачи государственных экзаменов.
Присвоение степени «бакалавр» дает право на получение работы, требующей наличия высшего профессионального образования. Однако такая квалификация не позволяет выпускнику ВУЗа претендовать на поступление в аспирантуру или ординатуру, т.к. для этого необходимо иметь квалификацию «магистра» или «специалиста».
Квалификация «Магистр» позволяет обладателю осуществлять научно-исследовательскую и аналитическую деятельность, то есть занимать должности, требующие наличие высшего профессионального образования, а также узкопрофильных знаний в своей сфере.
При приеме соискателей действует конкурсная система, и к вступительным испытаниям допускаются лица, имеющие квалификацию (степень) «бакалавра». Срок обучения при этом составляет два года.
Присвоение степени «Магистра» позволяет на конкурсной основе претендовать на поступление в ординатуру или аспирантуру для соискания научной степени.
Бесспорно, советская одноуровневая система образования обеспечивала эффективное решение различных задач в масштабах государства. И сложившиеся образовательные программы ВУЗов позволяли выпускать по-настоящему квалифицированных специалистов, компетентных в своей отрасли.
Однако сегодня далеко не каждый студент нуждается в получении знаний и навыков исследователя, аналитика или узкопрофильного специалиста, при этом при приеме на работу предприятия, как правило, зачастую указывается одно из основных требований - наличие профессионального высшего образования.
И решить это противоречие может лишь введение двухуровневой системы – с одной стороны, четыре года профессионального интенсивного обучения позволят учащемуся получить глубокие знания и, что самое важное – опыт работы в выбранной сфере. С другой стороны, исчезнет необходимость в получении узкой квалификации, ведь сегодня большинство выпускников ВУЗов не работают по основной специальности, а, значит, вложения в их образование не окупаются.
Для многих абитуриентов опасение вызывает так называемый статус «бакалавра» в глазах потенциального работодателя. И всё же такой страх является неоправданным – ведь согласно ранее существовавшей системе вне зависимости от срока обучения, первые годы после получения диплома выпускник приобретал профессиональные навыки. А после перехода на новую систему такие навыки студент получит уже в процессе обучения.
Следует понимать, что степень «бакалавр» - это не образование, приобретенное по сокращенной форме ранее разработанных учебных программ, а принципиально новая квалификация, присвоенная по итогам фундаментального обучения и интенсивной практики. А степень «магистра» - это более высокий статус профессионального образования, нежели классическое одноуровневое высшее образование. По сути, квалификация «магистр» подтверждает, что человек, обладающий ею, получил профессиональное образование дважды.
Переход к двухуровневой системе образования осуществляется поэтапно, что связано с необходимостью реформирования образовательных программ высших учебных заведений.
Поэтому ВУЗы обязуются привести программы обучения к новым стандартам, а также направить преподавателей в государственные учреждения для повышения квалификации.
Перечень направлений профессиональной подготовки, направленной на присвоение степеней «бакалавра», «специалиста» и «магистра» регламентируется приказом Министерства Образования Российской Федерации № 65 от 25 января 2010-го года. При этом право составления образовательных программ остается за ВУЗами, которые определяют более 50% учебных дисциплин.
Переход к двухуровневой системе образования предполагает разработку и реализацию образовательных стандартов, единых для всех европейских ВУЗов. Такой подход гарантирует уравнивание в престижности различных ВУЗов. Ведь не секрет, что сегодня при приеме нового сотрудника немалая часть работодателей ориентируется, прежде всего, не на присвоенную выпускнику специальность и, тем более, не на цвет обложки диплома, а на название ВУЗа, в котором потенциальный сотрудник проходил обучение [1, C. 45].
Так, приведение образовательных программ к единым стандартам позволит уравнять права выпускников различных учебных заведений на получение должностей, соответствующих их специальностям.
Совершенствование образовательных программ должно повысить статус учебных заведений, расположенных в различных городах России.
Государственное или частное финансирование? Сегодня предпочтения в пользу государственных или частных ВУЗов определяются по самым разным критериям – это и престижность ВУЗа, и стоимость обучения, и порядок поступления и многие другие аспекты.
Статус большинства государственных ВУЗов сегодня остается наиболее высоким – это обусловлено, в первую очередь, положительной репутацией, заслуженной ВУЗами в советские годы, и сложностью образовательных программ, и достаточно сильным и опытным преподавательским составом, сформировавшимся в течение десятилетий.
Однако коммерческие ВУЗы также имеет ряд преимуществ – в частности, более внушительное финансирование позволяет своевременно модернизировать ресурсы, необходимые для реализации образовательных программ и в особенности – их практической части.
Приведение российского высшего профессионального образования к двухуровневой системе должно, во-первых, уравнять статус государственных и частных ВУЗов и создать равные условия для конкуренции между ними. И те, и другие ВУЗы обязаны усовершенствовать образовательные программы и повысить квалификацию преподавательского состава [5, C. 40].
И всё же одним из сложных для нашей страны правовых аспектов является финансирование ВУЗов. В советское время вложение финансовых средств государством в образование всецело окупалось регулярным обновлением кадров на предприятиях государственного сектора. Сегодня же всё большее количество выпускников поступают на работу в частные или иностранные компании, а потому финансирование ВУЗов оказывается нерентабельным для государства.
Мировая практика наглядно показывает, что негосударственные образовательные учреждения являются более эффективными, и, к тому же, в частном ВУЗе оказывается легче корректировать образовательные программы в соответствии с общей ситуацией в различных отраслях деятельности.
Переход к двухуровневой системе образования требует долгой, ответственной и слаженной работы между законодательными органами и компетентными представителями образовательных учреждений. Необходимо разработать новые стандарты образовательных программ и впоследствии непрерывно совершенствовать их, чтобы переход к Болонской системе как можно быстрее подтвердил свою эффективность для студентов и выпускников Российской Федерации.
Сегодня ректоры ведущих российских ВУЗов принимают активное участие в подготовке и разработке нормативных документов, а также во внедрении новой системы образования в реальную деятельность ВУЗов. Однако болезненными для представителей ВУЗов по-прежнему остаются вопросы о вступительных испытаниях для абитуриентов, ведь сложившиеся ранее критерии оценки знаний являлись специфичными для каждого конкретного ВУЗа.
Как мы уже упоминали, многие преподаватели ВУЗов столкнутся с необходимостью подтверждения или повышения квалификации в уполномоченных государственных инстанциях. Это обусловлено потребностью в переподготовке кадрового состава ВУЗов с целью повышения уровня образования при реализации новой системы.
Однако в связи с повышением профессионального уровня педагогов становится правомерным вопрос и об увеличении их заработной платы – и, если в частных ВУЗах такой вопрос решится в достаточно скорые сроки, то в государственных высших учебных заведениях для повышения заработков преподавателей потребуется разработка новых законодательных положений.
Сегодня многие ВУЗы уже перешли на двухуровневую систему образования, оказавшись готовыми к реформированию образовательных программ. Успешный опыт такой работы показывает, что все начинания в сфере перехода к новым стандартам ведутся в верном направлении – а это значит, что в ближайшие годы престиж российского образования имеет все шансы подняться до мирового уровня. Это, в свою очередь, позволит Российским ВУЗам претендовать на увеличение иностранных инвестиций в образование в РФ – а, значит, развитие образования также перейдет на новый, международный уровень.
Литература:
Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой — Москва: Оргсервис-2000, 2006
Оригинальный текст декларации о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19.06.1999)