Сегодня проблема использования незаконных технологий PR-деятельности является довольно актуальной особенно в политической сфере, т.к. скоро пройдут выборы в государственную думу РФ. Уже на протяжении долгого времени идет борьба политических партий за голос каждого гражданина, причем не на жизнь, а на смерть. Любая из сторон понимает, какова ценность каждого голоса. И поэтому всеми законными и незаконными способами пытается привлечь, а тем самым отвоевать внимание народа. С той или иной долей оговорок и сомнений PR-специалисты относят к незаконных технологий следующее: Обобщенные категории:
1) Неэтичные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и моральным нормам общества),
2) Методы и технологии, прямо противоречащие закону.
Конкретные методы:
1) Компроматы (в случае, если в них используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами)
2) Подкуп журналистов и размещение информации, выгодной для клиента/заказчика, в прессе на платной основе.
3) Технологии, направленные на то, чтобы намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию.
Реальное положение вещей таково, что эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде.
Чаще всего используется метод конкурентной борьбы с помощью элементарной публичной лжи, направленной часто на достижение собственных корыстных целей путем «очернения» конкурентов. Можно сказать, что современные незаконные технологии - это множество методов и конкретных мероприятий, имеющих целью испортить репутацию отдельного человека или целой компании: в нашем случае партии. Мы видим только вершину айсберга – результат грязной рекламы. При этом финансирование подобных мероприятий также ведётся скрытно.
Наиболее часто партиями используются методы заключающиеся в подкупе средств массовой информации, а также незаконно собранная информация против конкурентов. Еще встречается подкуп начальников крупных организаций и предприятий разного рода деятельности, которые, в свою очередь, под страхом увольнения и лишения премий принуждают своих работников отдавать свой голос за предлагаемую партию. Кроме того, партии действуют и таким образом, что подкупают целые регионы, а именно глав регионов и городов, которые осуществляют некое давление на население. Таким образом, по сведениям, поступившим от предпринимателей города, глава города запретил предпринимателям, занимающимся наружной рекламой, принимать заказы для размещения наглядной агитации от всех партий, кроме партии N. Теперь в городе на рекламных щитах можно увидеть только агитацию партии N. В подтверждение подкупа начальников организаций можно привести следующий пример. Представители администрации муниципального района РБ проводят собрания работников организаций, учреждений, расположенных в районном центре, и агитируют голосовать за партию Y. В районе постоянно, особенно в последнее время, печатаются материалы, в которых поется «ода» предлагаемой партии, по указу сверху. Незаконное распространение листовок с неправильным оформлением, а именно со скрытой информацией также является ярким примером нелегальных действий со стороны кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ. Была распространена информация о том, что Партия X раздает листовки со своим логотипом, на листовках отсутствуют необходимые реквизиты: кто оплатил изготовленные листовки, кто заказал эти листовки.
Еще одна «хитрость» заключается в проведении социологических опросов, в которых вопросы формируются таким образом, чтобы стимулировать общественное сознание в «нужном русле». Результаты такого опроса не обрабатываются, т.к. его цель – скрытое внушение.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что сегодня существует такой принцип: кто больше вложил денег и «подлости» в предвыборный период, тот и будет иметь большую вероятность победы на выборах, чем те, кто пытается честными методами завоевать истинное доверие народа, которое так необходимо при осуществлении эффективного управления. Таких «честных» партий на сегодняшний день очень мало, а возможно они и вовсе отсутствуют. В добавок были проведены примеры того, что выигрывает еще тот, чьи представители на данный момент осуществляют государственное управление в регионах, которые пользуясь своим служебным положением, нарушая закон, действуют в интересах своей партии.
- Литература:
- Кондратьев Э. В., Абрамов Р.М. Связи с общественностью.-М.: Академический проект, 2005;
- Лукашев А.В., Пониделко А.В. "Черный PR" как средство овладения властью или бомба для имиджмейкера, Санкт-Петербург, 2000;
- Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг, «Питер», 2003;
- Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг, «Питер», 2005;
- Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2006.