Для ориентировки в многообразии типографских шрифтов существует несколько видов их классификаций, т.е. систематизации по группам.
Одной из первых классификаций шрифтов по графическим признакам была сформулирована в начале 20-х годов XX века французским историком шрифта Ф. Тибодо [1]. В его классификации все шрифты по форме засечек подразделялись на четыре группы: древние, египетские, типа эльзевир, типа дидо. Однако только форма засечек не может служить единственным признаком классификации, поэтому такой подход не получил широкого распространения. В 1959 году [1] была опубликована так называемая десятичная классификация латинских шрифтов, в которой делалась попытка установить тип рисунка шрифта в соответствие со стилем в изобразительном искусстве (ренессанс, барокко, новый стиль и т.д.). Однако такое деление также оказалось спорным и не всегда последовательным.
Немецкий ученый А. Капр [2] предложил иную классификацию, суть которой заключалась в том, что автор установил графические признаки, на основе которых шрифты делятся на группы. Главными из них, по его мнению, являлись контраст между основными и соединительными штрихами, а также наличие и форма засечек. В соответствие с таким подходом были выделены следующие группы: классическая антиква, переходная антиква, антиква классицизма, рукописная антиква, египетские шрифты, гротески, рукописные шрифты.
В классификации, принятой в СССР [3], в качестве важнейших графических признаков также использовались наиболее простые для наблюдения признаки: контрастность, наличие и форма засечек. В соответствие с этим шрифты подразделялись на шесть основных групп: группа рубленых шрифтов, группа шрифтов с едва наметившимися засечками, группа медиевальных шрифтов, группа обыкновенных шрифтов, группа брусковых шрифтов, группа новых малоконтрастных штрихов. К дополнительной группе относятся шрифты, которые по построению и характеру рисунка сильно отличаются от шрифтов основных групп. Существуют также классификации MS WINDOWS, IBМ CLASSIFICATION, система PANOSE и др.
Целью работы является классификация ряда современных шрифтов на основе их геометрических характеристик. Они были измерены как для строчных букв «а» и «н», так и для прописных.
Отобранные для классификации пятнадцать гарнитур без засечек и пятнадцать гарнитур с засечками приведены в таблице. Там же помещены результаты оценки качества шрифтов, полученные по объективной и субъективной методикам. Объективная оценка отражает результаты эксперимента на скорость чтения. Субъективная оценка получена методом экспертного опроса и касается эстетико-художественных свойств изучаемых гарнитур.
Характеристика ряда современных гарнитур шрифтов
№ п/п |
Гарнитура |
Засечки |
Позиция по объективной / субъективной оценке |
1 |
Adonis |
+ |
21 / 7 |
2 |
AvantGardeGothic |
- |
28 / 26 |
3 |
Bookman |
+ |
24 / 8 |
4 |
BellGothic |
- |
26 / 29 |
5 |
Charter |
+ |
23 / 2 |
6 |
Eras |
- |
20 / 24 |
7 |
FuturaFuturis |
- |
17 / 23 |
8 |
GeoSlb712 |
+ |
19 / 13 |
9 |
Kabel |
- |
25 / 21 |
10 |
Kis |
+ |
29 / 27 |
11 |
NewBaskerville |
+ |
2 / 14 |
12 |
Newton |
+ |
13 / 3 |
13 |
OCRF-Regular |
- |
22 / 28 |
14 |
Octava |
+ |
27 / 5 |
15 |
Pragmatica |
- |
15 / 9 |
16 |
Raleigh |
+ |
14 / 17 |
17 |
Times NEW Roman |
+ |
16 / 10 |
18 |
Orenburg |
- |
5 / 15 |
19 |
Parangon |
- |
30 / 25 |
20 |
Univers |
- |
11 / 16 |
21 |
Cooper |
+ |
7 / 6 |
22 |
FranklinGothicBook |
- |
10 / 11 |
23 |
Gothic725 |
- |
12 / 19 |
24 |
Humanists 31 |
- |
1 / 20 |
25 |
SwiftCTT |
+ |
3 / 4 |
26 |
TextBook |
- |
8 / 18 |
27 |
ZapfEUiptical711 |
+ |
18 / 1 |
28 |
Sabon |
+ |
9 / 12 |
29 |
OfficinaSans |
- |
6 / 22 |
30 |
OriginalGaramond |
+ |
4 / 30 |
В тех случаях, когда изучаемый объект является сложным и характеризуется многочисленными косвенными признаками, то необходим анализ с целью установления скрытых (латентных) факторов, позволяющих классифицировать объекты исследования. Одним из подходов в области классификации шрифтов может служить установление свойственных им латентных факторов, позволяющих добиться деления шрифтов на определенные группы.
Исследование исходных двадцати пяти геометрических параметров методами факторного, компонентного и кластерного анализа позволяет определить достаточное количество признаков для дальнейшей классификации гарнитур.
Полученные при факторном анализе данные позволяют выделить четыре условные группы геометрических параметров с близкими значениями.
1-я группа: пропорциональность «а», «А», «н», «Н», отношение величины кегля к высоте «а», «А», «н», «Н», отношение ширины основного штриха к внутрибуквенному просвету для «а», «А», «н»; «Н», коэффициент асимметрии «а», процент белого пространства «а»; 2-я группа: размер засечек «А», «н», «Н»; 3-я группа: контрастность «а», «А», «н», «Н», отношение максимальной толщины штриха к минимальной толщине для «А», «н», «Н»; 4-я группа: отношение максимальной толщины штриха к минимальной толщине для «а».
Результаты классификации двадцати пяти геометрических параметров методами факторного и компонентного анализа полностью совпадают. Можно сделать вывод, что для дальнейшей обработки достаточно пользоваться одним признаком из каждой группы (пропорциональность, размер засечек, контрастность «н», отношение максимальной толщины штриха к минимальной толщине «а»). Однако в результате кластерного анализа шрифты могут быть разбиты не на четыре, а на шесть условных групп.
1-я группа: пропорциональность «а», «А», «н», «Н», отношение величины кегля к высоте «А», «Н», коэффициент асимметрии «а»; 2-я группа: контрастность «а», «А», «н», «Н», отношение максимальной толщины штриха к минимальной толщине для «А», «н», «Н»; 3-я группа: размер засечек «А», «н», «Н»; 4-я группа: отношение максимальной толщины штриха к минимальной толщине для «а»; 5-я группа: отношение величины кегля к высоте для «а», «н»; 6-я группа: отношение ширины основного штриха к внутрибуквенному просвету для «а», «А», «н», «Н», процент белого пространства «а».
В каждой группе также можно выделить по одному геометрическому параметру, например, отношение максимальной толщины штриха к минимальной толщине для «а», пропорциональность «н», контрастность «н», размер засечек «н», отношение величины кегля к высоте для «н», отношение ширины основного штриха к внутрибуквенному просвету для «н». По сравнению с факторным и компонентным анализом при этом методе добавляются еще две последние характеристики.
Исследование шрифтов методами факторного, компонентного и кластерного анализа (при двадцати пяти геометрических признаках) непосредственно представляет собой классификацию произвольно выбранных тридцати шрифтов. При наличии вышеперечисленных двадцати пяти характеристик шрифта методом факторного анализа гарнитуры образуют три отдельные группы.
Первая группа включает в себя пятнадцать гарнитур без засечек: AvantGardeGothic, BellGothic, Eras, FuturaFuturis, Kabel, OCRF-Regular, Pragmatica, Orenburg, Parangon, Univers, FranklinGothicBook, Gothic 725, Hurnanist531, TextBook, OfficinaSans. Во вторую и третью группу входят гарнитуры с засечками. Вторая группа (восемь гарнитур): Bookman, GeoSlb712, Raleigh, Cooper, Adonis, Octava, Charter, OriginalGaramond. Третья группа (семь гарнитур): ZapfElliptical711, Sabon, Newton, Times NEW Roman, Swift, NewBaskerville, Kis.
Гарнитуры Bookman, GeoSlb712, NewBaskerville и Kis достаточно далеко расположены относительно совокупности других гарнитур, поэтому можно предположить, что они имеют самостоятельный характер.
При компонентном анализе (также как и при факторном) в первую группу объединено пятнадцать гарнитур без засечек. Во второй группе находятся: Raleigh, Cooper, Octava, Charter. В третьей группе расположены: Bookman, OriginalGaramond, ZapfElliptical711, Sabon, Newton, Times NEW Roman, Swift.
По сравнению с факторным анализом результаты компонентного анализа имеют отличия и сходство. Отличия заключаются в следующем: а) гарнитура Adonis располагается отдельно, а не во второй группе; б) гарнитуры Bookman и OriginalGaramond находятся в третьей группе, а не во второй. Сходством является то, что гарнитуры GeoSlb712, NewBaskerville и Kis также находятся отдельно от второй и третей групп.
При сопоставлении с данными по эстетико-художественной оценке гарнитур нами выявлены определенные зависимости. В первую группу входят двенадцать гарнитур, расположенных в группе с низкой удобочитаемостью, и три гарнитуры с высокой удобочитаемостью (Pragmatica, Orenburg, FranklinGothicBook). Во вторую и третью группы входят двенадцать гарнитур с высокой удобочитаемостью и три с низкой (OriginalGaramond, Raleigh, Kis).
Кластерный анализ позволяет разбить объекты на две группы (по тринадцать и семнадцать гарнитур). При сравнении с эстетико-художественной оценкой шрифтов можно констатировать, что в первой группе находится одиннадцать гарнитур с высокой удобочитаемостью (85%) и две гарнитуры с низкой удобочитаемостью (15%). Вторую группу составляют четыре гарнитуры с высокой удобочитаемостью (24%) и тринадцать гарнитур с низкой удобочитаемостью (76%). Взаимосвязи с объективной оценкой удобочитаемости не обнаружено.
Исследование выбранных тридцати гарнитур методами факторного, компонентного и кластерного анализа при четырех геометрических параметрах показало, что для классификации гарнитур достаточно учитывать по одному признаку из каждой группы. Как и при анализе двадцати пяти геометрических характеристик, при факторном анализе первую группу составляют пятнадцать гарнитур без засечек. Во вторую группу входят одиннадцать гарнитур с засечками, все кроме GeoSlb712, NewBaskerville, Kis и Swift.
Результаты компонентного анализа позволяют сделать вывод, что первую группу также составляют пятнадцать гарнитур без засечек. Во вторую группу входят восемь гарнитур с засечками, все кроме GeoSlb712, NewBaskerville, Kis и Swift. Отличием от факторного анализа является то, что во вторую группу не вошли гарнитуры Raleigh, OriginalGaramond и ZapfElliptical711.
При проведении кластерного анализа четко видны две самостоятельные группы: пятнадцать гарнитур с засечками и пятнадцать гарнитур без засечек.
Таким образом, при классификации как при двадцати пяти геометрических параметрах, так и при четырех гарнитуры разбиваются на две группы: с засечками и без засечек. Однако если значения гротесков имеют ярко выраженный близкий характер, то среди антикв наблюдаются исключения, которые могут иметь самостоятельный характер. Выявлена зависимость между полученной классификацией и эстетико-художественной оценкой гарнитур читателями. Зависимости между полученными данными и результатами по объективной оценке удобочитаемости не обнаружено.
-
- Литература:
1. Большаков М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г. Книжный шрифт. ― М.: Книга, 1964. ― 312 с.
2. Капр А. Эстетика искусства шрифта. Тезисы и маргиналии со 152 иллюстрациями. ― М.: Книга, 1979. ― 124 с.
3. Ярмола Ю. А. Компьютерные шрифты. ― СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1994. ― 208 с.