К поиску педагогического размышления в творческой деятельности и произведениях Джалал ад-Дина Руми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Избуллаева, Г. В. К поиску педагогического размышления в творческой деятельности и произведениях Джалал ад-Дина Руми / Г. В. Избуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4047/ (дата обращения: 19.12.2024).

Джалал ад-Дин Руми родился в городе Балх (совр. Афганистан), бывшем в то время крупным городом иранской провинции Хорасан. Отец его был придворным учёным богословом-юристом и проповедником идей суфизма - Мухаммад ибн Хусайн Хусайни Бакри, который впоследствии оказался в бегах, и, после долгих скитаний, обосновался в турецком городе Конья. Джалал Руми получил хорошее образование в области точных наук, не считая богословско-юридическое.

В 1231 году отец Джалал ад-Дина умер, и Джалал ад-Дин занял его место при дворе турок-сельджуков. (2)

Увлечение суфийским учением изменило течение и характер его жизни и деятельности: он стал суфийским шейхом.

Суфизм зародился в ремесленных городских кругах, недовольных богатством и роскошью феодальной знати. Первые суфии были аскетами, но в дальнейшем в суфийские ордена вступили и богатые феодалы и придворная знать, лишь на словах признававшие суфийские положения о любви к людям.

Суфизм как философское течение не был прогрессивным явлением, поскольку он парализован активность человеческой личности. Вместе с тем вначале он не был и реакционным, так как в первые века своего существования еще не стал на защиту феодальных устоев, выступал против несправедливости. Суфии порицали земные богатства, осуждали показное благочестие официального исламского духовенства, учили, что любовь к людям и добрые дела значат неизмеримо больше, нежели отправление внешних религиозных обрядов. Вместе "с тем они проповедовали, что личность может совершенствоваться лишь путем отречения от земного, сосредоточенностью в себе. Его любимым изречением стало: «Можно ли суфия назвать религиозным человеком? Нет, он гораздо выше! Он выше веры и неверия — что для него заслуги и грехи? Он скрыт — ищите его!». О самих же суфиях в своих произведениях он повторял без устали: «Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, надевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли, не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его - не из книги, истина сделала его мудрым».

Однако мировую славу принесли ему не поучения, а стихи. Наиболее значительные: продиктованная Руми своим ученикам шестичастная поэма «Назидательные маснави» — собрание притч, часто фольклорного происхождения, сопровождаемые стихотворными же философско-дидактическими выводами. Эта книга получила всеобщее признание на мусульманском Востоке и часто называется «иранским Кораном». В художественном отношении это блестящая энциклопедия иранского фольклора средних веков. Сила поэта состоит в том, что в анти ортодоксальной мистической форме проявляется его горячая любовь к людям, с их действительными страданиями, страстями и радостями.

"Маснави" состоит из шести книг и содержит около пятидесяти тысяч стихотворных строк. Руми оставил также философские сочинения, из которых наиболее значительным является "Фихима фихи" ("О вещи в себе"). Руми называют соловьем созерцательной жизни. Его лирика - вершина суфийской поэзии, а "Маснави" - энциклопедия суфизма, хотя ей не хватает систематичности.

Сам Руми называл свою концепцию «поклонением Сердцу»: «Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение; целью тела является обретение духа, а целью духа — регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная».

В будущем суфийские настроения Джалал ад-Дина вызвало столкновение с клерикальным духовенством и повлекло за собой гибель его сына, а последствии друга-учителя Шамса (Шамсиддин) Тебризи. (2)

В расцвете славы Руми избрал своим наставником безвестного дервиша Шамса из Тебриза. Ученики поэта, приревновавшие к Джалаладдииу Руми дервиша, тайно убили его. В скорби по «закатившемуся солнцу» («Шамс» означает «солнце») Руми сложил вдохновенные, пронизанные пантеистическим духом газели, восприняв их как вложенные в его уста Шамсом, достигшим бессмертия тем, что слился с богом. Тем самым Руми действительно увековечил дервиша, «подписав» газели его именем (то есть включив имя Шамс в заключительный бейт) в сымпровизированном Руми огромном «Диване Шамса Тебризского» (другое название — «Дивани кабир»—«Великий диван»).

Легенды повествуют, что месяцами без перерыва продолжались беседы Джалал ад-дина Руми и Шамсиддина Тебризи. Никому не ведомо, о чем говорили они в своем уединении. Как видно из его слов, не ведал этого и сын поэта. Но в течение года с лишним по приказанию Джалал ад-дина все рассказы и изречения, каждое слово Шамса, сказанное публично, записывалось "писарями тайн". Эти записи затем составили книгу "Макалат" ("Беседы"), которая в списках дошла и до наших дней. Книга эта осталась в черновиках; в списках много разночтений. Да и слова и образы, которые употребляет Шамс, весьма туманны, аллегоричны. Он сам сознавал это. "Ни повторить, ни следовать моим словам не в силах подражатель - говорил он. - Они темны и сложны. Могу их повторять сто раз, и каждый раз в них обнаружится иной смысл. Меж тем главный смысл остается девственно-непорочным, никем не понятым". (1)

Он явился вдохновителем суфийского ордена «мевлеви», который уже после его смерти был основан его сыном. Последние годы Джалал ад-Дина были посвящены литературному творчеству и проповеди поиска религиозного в смысле жизни человека. (2)

Такие высказывания Руми, как: «Первоначально ты был глиной. Пройдя стадию минерала, ты стал растением. Из растения ты стал животным, и из животного — человеком. В течение этих периодов человек не знал, куда идет, но все же был вовлечен в это длинное путешествие. И еще сотню разных миров предстоит тебе пройти», вошли в историю философско-поэтической мысли.


Литература:
  1. Фиш Р. Джалаледдин Руми. – М.: Наука, 1987.

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki
Основные термины (генерируются автоматически): книга, регулирование чувств, слово.


Задать вопрос