- Действующая в настоящее время система
налогообложения малого бизнеса не только не устраняет возможности
уклонения от налогообложения, но и создает для него новые
возможности. При этом она не является ни нейтральной к инвестициям,
ни распределительно-справедливой. Более того, поскольку
использование схем уклонения, предполагающих сделки между лицами с
разными режимами, недоступно «настоящему» бизнесу и
может легко использоваться более крупными предприятиями, эта система
не только не снижает барьеров для входа малых предприятий, но даже
усиливает их.
- Один из основных доводов, используемых сторонниками льгот для малого бизнеса, - наличие особых (не обусловленных технологией, а связанных с установленными государством правилами или несовершенством рынков) издержек, которые относительно велики для малых предприятий; например, издержки, связанные с выполнением налогового законодательства.
- Вторая причина, которая часто выдвигается в качестве обоснования льгот и особых режимов, это необходимость снижения барьеров вхождения в рынок. В этом случае также важна коррекция издержек, но для достижения цели необходимо, чтобы одновременно стимулировалось развитие предприятий с последующим переходом к общему режиму налогообложения. При этом особенно важно, чтобы преференциями не могли воспользоваться те предприятия, которым они не предназначены, иначе поставленная цель не будет достигнута.
- Третья из важных причин использования особых режимов для малого бизнеса – распространенное в малом бизнесе уклонение от налогообложения. Во-первых, некоторые из малых предприятий могут не иметь постоянного места осуществления деятельности (например, при торговле вразнос газетами или иными товарами, при оказании услуг на дому и т.п.), продавать товары преимущественно за наличный расчет, не используя должного учета продаж. В то же время налоговые органы могут быть недостаточно заинтересованы в проведении частых проверок, поскольку издержки на их проведение могут быть немалыми, а дополнительные начисления налогов и штрафов малы даже в случае выявления нарушения.
- Важно отметить, что при значительных льготах может происходить дробление малого бизнеса ради их использования, увеличивается дестимулирование развития бизнеса: если увеличение масштабов деятельности приводит к значимому для предприятия снижению льгот, предприятие может сделать выбор не осуществлять инвестиции в развитие, хотя в отсутствие льгот оно было бы заинтересовано в таком проекте.
- Кроме того, заметим, что если целью является снижение барьеров для конкуренции, важно определить не только и не столько то, какие выгоды создает налоговая система для уже действующих участников рынка, сколько то, как она влияет на решения потенциальных участников.
- Также видится нецелесообразным использование множественных режимов налогообложения, поскольку в этом случае расширяются возможности уклонения от налогообложения как предприятий, для которых эти режимы разрабатывались, так и тех, которым они по замыслу не предназначены. В то же время совокупность действующих режимов крайне выгодна мелкооптовой и розничной торговле и предприятиям, оказывающим некоторые виды услуг, особенно уже закрепившимся на рынке.
- В связи с этим в долгосрочной перспективе целесообразно отказаться от множественности специальных налоговых режимов, сохранив два.
- Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников и не оказывающих услуги другим предприятиям, можно применять либо налог, аналогичный патенту или вмененному налогу, или налог с оборота (налог, аналогичный упрощенной системе с объектом налогообложения «доходы»). При этом возникает проблема, как поступать с доходами, полученными от организаций, если услуги им все же были оказаны. Возможно, специальный режим должен распространяться только на заявленную основную деятельность, причем исключительно на те операции, которые выполнены в интересах конечного потребителя. Если же заключается договор с предприятием, т.е. оформляется сделка, дающая право этому предприятию вычесть из налоговой базы осуществленные расходы, доход, полученный предпринимателем, применяющим специальный режим, должен декларироваться и облагаться в обычном порядке в соответствии с правилами главы «Налог на доходы физических лиц» и правилами главы «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.
- Вопрос о том, какие виды деятельности следует включить в облагаемые таким налогом, зависит от выбора режима. Но в любом случае это должны быть виды деятельности, обложение которых иным способом затруднительно (например, мелкий ремонт бытовой техники).
- Для более крупных предприятий, юридических и физических лиц, имеющих наемных работников, в идеале целесообразно использовать общий порядок налогообложения при условии снижения издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Если перейти к годовому отчетному периоду, применять амортизацию в составе укрупненных групп, оказывать малому бизнесу консультационные услуги в части применения налогового законодательства, ведения учета, использования бухгалтерских программ, то применение общего режима может быть вполне реалистичным. В связи с этим возможно введение для малых предприятий налога на реальные денежные потоки. Применение вместо налога на реальные денежные потоки действующей в настоящее время упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» не является рациональным решением. Кроме того, применение данного режима должно сопровождаться адекватными правилами идентификации налогоплательщика, учитывающими аффилированность.
- В настоящее время совершенствование налоговой системы также следует направить на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджетную систему финансовых ресурсов. Введение в действие положения о возможности осуществления расчётов между экономическими субъектами наличными денежными средствами привело не только к нарушению денежного оборота и разрушению финансовой системы, но и возникновению значительной части неучтённого дохода, скрытого от налогообложения. По сведениям ряда независимых источников доля неучтённого дохода достигает до 40% денежного оборота страны, что приводит к недобору налоговых платежей в бюджет не менее чем 20-25%, или 60-70 трлн. руб. Восполнение указанных потерь возможно только на основе совершенствования учётной политики в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и приведения в соответствие порядка расчётов.
- Существенную поправку следует внести в практику налогообложения физических лиц. До 1994г. предприниматели (физические лица) наряду с уплатой подоходного налога уплачивали налог на добавленную стоимость. Его отмена была вызвана только сложностью учёта оплаченных сумм НДС (как потребителя) и, следовательно, неточностями в определении конечного дохода предпринимателя. Однако бюджетная система в связи с этим понесла существенные необоснованные потери, т. к. деятельность индивидуального предпринимателя мало чем отличается от деятельности лица, занимающегося тем же в сфере предпринимательства, но с использованием организационно-правовой формы - юридического лица. Такое послабление привело к резкому притоку мелких коммерческих структур, действующих как юридические лица, в группу лиц, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью. В связи с этим, с точки зрения экспертов, целесообразно для лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, установить повышенную ставку отчислений подоходного налога по отношению к ставкам подоходного налога для лиц, занятых на рабочих местах в производственных структурах или ввести дополнительный налог, например, налог с продаж в пределах 5% от суммы реализованной продукции.
- Останавливаясь на рациональном, с вышеизложенной точки зрения, перечне мер, направленных на устранение несовершенств действующего порядка налогообложения малого предпринимательства с точки зрения критериев (размещения ресурсов, справедливости налогообложения, снижения барьеров входа в отрасль, снижения издержек администрирования и потерь бюджета от уклонения от налогообложения) существуют основания установить переходный период. Не все существующие малые предприятия уклоняются от налогообложения. Те, кто инвестировал средства в расчете на сохранение действующего режима, могут понести серьезные убытки вплоть до разорения, если внезапно режим будет изменен. Поэтому следует спланировать последовательность перехода.
- Прежде всего, следует изменить упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов», построив ее как классический налог на реальные денежные потоки. Это даст возможность использовать упрощенный режим производственным предприятиям, относительно капиталоемким.
- Одновременно с этим необходимо отменить вмененный налог, возможно, сохранив его как минимальный, если в некоторых местностях не могут администрировать иные правила для отдельных видов деятельности. Важно, что сумма минимального налога, превышающая обязательства по применяемому предприятием основному режиму, должна приниматься в будущие периоды к зачету в счет налоговых обязательств (а не к вычету из налоговой базы, как в настоящее время в рамках упрощенной системы).
- В те же сроки следует ввести правила идентификации, учитывающие аффилированность предприятий.
- После окончания переходного периода возможно рассмотрение разрешения регистрации налогоплательщиков, применяющих упрощенный режим, в качестве плательщиков НДС.
- При перестройке налоговой системы должна быть создана целостная и активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым производителем, при одновременном учёте приоритета общегосударственных интересов.
- Предположительно, такие меры будут способствовать не только снижению уклонения от налогообложения, но и снижению барьеров вхождения в рынок для новых малых предприятий.
Литература:
- Один из основных доводов, используемых сторонниками льгот для малого бизнеса, - наличие особых (не обусловленных технологией, а связанных с установленными государством правилами или несовершенством рынков) издержек, которые относительно велики для малых предприятий; например, издержки, связанные с выполнением налогового законодательства.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 01.10.2006, с изм. от 19.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.07.2010).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 19.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.07.2010).
- Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Питер, 2005 Журнал «Финансы». - 2006. - №4
- Аушев М-Б.А. Совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства Текст.: Автореф. дис. . канд. экон. наук / М-Б.А. Аушев. -М.: 2008. С.10-11.
- Гребенчук А.О. Уклонение от уплаты налогов как девиантная форма налогового поведения предпринимателей Текст./ А.О. Гребенчук // Российское предпринимательство. 2008. № 10, выпуск 2. - С.51,52.
- Лобанов A.B. Пути повышения эффективности налогового контроля на современном этапе налоговой реформы Текст.: Автореф. дис. . канд. экон. наук / A.B. Лобанов. -М.: 2009. С. 6,11.
- Малис Н.И. Кризис: налоги реформируются Текст. / Н.И. Малис // Налоговый вестник. 2009. № 5. - С. 11-17.
- Кашин В.А., Абрамов М.Д. О путях совершенствования налоговой системы // ЭКО. 2008. - № 10.