Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 4555 раз

Библиографическое описание:

Лапшина, А. В. Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств / А. В. Лапшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4057/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время происходят коренные изменения в системе социально-экономических отношений между людьми. Ускоренное развитие во всех областях науки и техники трансформируют общественное сознание, изменяя мышление и мировоззрение современного человека, формируя новую культуру поведения и взаимоотношений между людьми. Образование не может и не должно находиться в стороне от этих процессов, а, наоборот, должно соответствовать изменениям, происходящим в обществе, для того, чтобы удовлетворять потребности личности в познании и развитии в области профессионального знания.

Исследуя проблему профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности, мы отталкивались от уже наработанного, исследованного, имеющего место в теории профессиональной педагогики, а именно трудов С.Я. Батышева, В.П. Беспалько, Л.С. Зориловой, А.Г.Казаковой.

Проблема профессиональной подготовки будущих специалистов является одной из наиболее важных в педагогической науке, о чем свидетельствуют многочисленные исследования этого вопроса (О.А. Абдулиной, С.И. Архангельского, В.А. Болотова, В.А. Сластенина и т.д.). Рассмотрим некоторые определения данного понятия.

Понятие «профессиональная подготовка» закреплено Законом РФ «Об образовании». Так, в статье 21 закона говорится: «профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы…Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося».[2]

Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и искусств и определяется в первую очередь Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства (Москва, 2002г.). Согласно вышеуказанному документу профессиональная подготовка осуществляется по специальности 071401 (053100) Социально-культурная деятельность, квалификации: менеджер социально-культурной деятельности, технолог социально-культурной деятельности, постановщик культурно-досуговых программ. Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности должна осуществляться в соответствии с современными требованиями к выпускнику вуза, которые предъявляет ему сама жизнь, социум, а также потенциальные работодатели.

Разработкой проблем профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности занимались Р.З. Богоудинова, Е.Д. Румянцев и Р.Р. Юсупов, разработавшие на примере Татарии региональную модель культурологического образования, сделавшие ряд важный общенаучных выводов, которые могут быть использованы при дальнейшей разработке теории и методики организации учебного процесса в вузах культуры (Казань, 1999). Пристальное внимание вопросам профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности уделяется кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств под руководством заведующего кафедрой профессора, доктора педагогических наук Н.Н. Ярошенко, кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, научный руководитель исследования, заведующий кафедрой, доктор культурологии, профессор М.А. Ариарский.

Обогатили совершенствование подготовки специалистов социально-культурной деятельности в разных регионах страны исследования доктора педагогических наук, профессора В.Д. Пономарева, В.В. Туева (Кемеровский государственный институт культуры и искусств), доктора педагогических наук, профессора Д.В. Шамсутдиновой и кандидата педагогических наук, профессора Н.Ф. Максютина (Казанский государственный университет культуры и искусств), профессора Омского государственного университета, доктора педагогических наук В.Е. Новаторова, профессора Тамбовского государственного университета, доктора культурологии Е.И. Григорьевой и др.

Внимание ученых к проблеме профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности свидетельствует о необходимости проведения различного рода научно-практических исследований данного вопроса. Система профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности должна отвечать современным требованиям, предъявляемым к выпускникам вуза, она должна быть гибкой и жизнеспособной, в основе ее построения должна лежать модель специалиста, к которой должен стремиться каждый выпускник по указанной специальности.

Специфика же социокультурного образования, по мнению ряда авторов (М.А. Ариарский, И.А. Ивлева, Л.В. Полагутина), «проявляется в том, что оно должно не только отражать, но и опережать социально-экономическое развитие общества с тем, чтобы последнее через образование могло лучше подготовиться к восприятию новых идей и общественных отношений. Студенты XXI века принесут в третье тысячелетие те ценности, которые в них закладываются сегодня, а это требует от высшей школы эффективной реализации принципа опережающего развития…»[1, c.22].

Для того, чтобы выявить особенности профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности, считаем необходимым рассмотреть сущность и специфику этого вида деятельности.

«Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств»[3, c.46-47].

С точки зрения Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова «термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается, благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.»[3, c.45]. И далее авторы пишут, что «Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.»[3, c.45-46]. Стоит отметить, что социально-культурная деятельность носит добровольный характер, в основе ее лежит социокультурная активность личности. По мнению видных ученых Московского государственного университета культуры и искусств Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова «социально-культурная деятельность – это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. (Москва, 2004)»[4, c.25]. Нам импонирует данное утверждение. Добавим лишь то, что следует особо отметить преобразующую, формирующую, развивающую основу социально-культурной деятельности, ее востребованность обществом.

Представив концептуальные позиции ведущих ученых-исследователей социально-культурной деятельности, сделаем вывод о том, что социально-культурная деятельность является сферой общественной практики, носит добровольный характер, направлена на качественное преобразование действительности, имеет педагогическую направленность и осуществляется в сфере свободного времени. Хотя социально-культурная деятельность имеет глубокие исторические корни, но на современном этапе данное понятие требует особого внимания, как в теоретическом плане, так и в практическом. Последнее же предполагает разработку системы профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности, которые, по сути, являются носителями ее принципов и реализуют ее функции в своей профессиональной деятельности.

Основная образовательная программа, по которой осуществляется подготовка специалистов социально-культурной деятельности, разрабатывается на основе стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Будущий специалист социально-культурной деятельности готовится к выполнению различных видов деятельности в своей будущей профессиональной жизни. Специфика работы специалиста социально-культурной деятельности заключается в участии его во многих различных видах деятельности, имеющих нематериальную, во многих случаях, а духовно-нравственную основу.

По мнению ученых, Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, «организатор социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других, общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции прикладной культурологии – приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала.»[1, c.34]. Таким образом, деятельность специалиста социально-культурной деятельности направлена на преобразование окружающей действительности, создания социокультурного поля для удовлетворения культурных потребностей населения, повышения их духовно-нравственного уровня, развития творческих способностей.

Нельзя недооценивать важность и серьезность данной профессии, ведь вовлекать человека в мир культуры, формировать культуру личности, приобщать его к культурным ценностям – это сложнейшая профессиональная задача. Специалист социально-культурной деятельности в данном ключе сам становится своеобразным носителем культуры и духовно-нравственных ценностей, является образцом и эталоном для общества, своим примером он оказывает педагогическое, преобразующее воздействие на общество в целом и на каждого его члена в отдельности. Поэтому и профессиональная подготовка такого специалиста должна соответствовать требованиям, как к профессиональным, так и возможно в первую очередь, личностным качествам такого специалиста.


Литература:

  1. Ариарский М.А Методика «погружения» в специальность : науч.-метод. пособие в помощь, осваивающим специальность «социально-культурная деятельность» / М.А. Ариарский, И.А. Ивлева, Л.В. Полагутина. – СПб. : СПбГУКИ, 2007. – 337 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Астрель, 2003. – 80 с.
  3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
  4. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.


Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная деятельность, профессиональная подготовка специалистов, профессиональная подготовка, профессиональная подготовка будущих специалистов, искусство, Московский государственный университет, добровольный характер, общественная практика, различный вид деятельности, учебный процесс.


Похожие статьи

Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры

Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии

Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Технология нравственно-эстетического воспитания будущих учителей с направленностью на совершенствование личности в вузах Узбекистана

Похожие статьи

Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры

Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии

Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Развитие профессиональных и методических компетенций преподавателя колледжа в процессе повышения квалификации с применением современных технологий обучения

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Технология нравственно-эстетического воспитания будущих учителей с направленностью на совершенствование личности в вузах Узбекистана

Задать вопрос