В настоящее время происходят коренные изменения в системе социально-экономических отношений между людьми. Ускоренное развитие во всех областях науки и техники трансформируют общественное сознание, изменяя мышление и мировоззрение современного человека, формируя новую культуру поведения и взаимоотношений между людьми. Образование не может и не должно находиться в стороне от этих процессов, а, наоборот, должно соответствовать изменениям, происходящим в обществе, для того, чтобы удовлетворять потребности личности в познании и развитии в области профессионального знания.
Исследуя проблему профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности, мы отталкивались от уже наработанного, исследованного, имеющего место в теории профессиональной педагогики, а именно трудов С.Я. Батышева, В.П. Беспалько, Л.С. Зориловой, А.Г.Казаковой.
Проблема профессиональной подготовки будущих специалистов является одной из наиболее важных в педагогической науке, о чем свидетельствуют многочисленные исследования этого вопроса (О.А. Абдулиной, С.И. Архангельского, В.А. Болотова, В.А. Сластенина и т.д.). Рассмотрим некоторые определения данного понятия.
Понятие «профессиональная подготовка» закреплено Законом РФ «Об образовании». Так, в статье 21 закона говорится: «профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы…Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося».[2]
Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и искусств и определяется в первую очередь Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства (Москва, 2002г.). Согласно вышеуказанному документу профессиональная подготовка осуществляется по специальности 071401 (053100) Социально-культурная деятельность, квалификации: менеджер социально-культурной деятельности, технолог социально-культурной деятельности, постановщик культурно-досуговых программ. Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности должна осуществляться в соответствии с современными требованиями к выпускнику вуза, которые предъявляет ему сама жизнь, социум, а также потенциальные работодатели.
Разработкой проблем профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности занимались Р.З. Богоудинова, Е.Д. Румянцев и Р.Р. Юсупов, разработавшие на примере Татарии региональную модель культурологического образования, сделавшие ряд важный общенаучных выводов, которые могут быть использованы при дальнейшей разработке теории и методики организации учебного процесса в вузах культуры (Казань, 1999). Пристальное внимание вопросам профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности уделяется кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств под руководством заведующего кафедрой профессора, доктора педагогических наук Н.Н. Ярошенко, кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, научный руководитель исследования, заведующий кафедрой, доктор культурологии, профессор М.А. Ариарский.
Обогатили совершенствование подготовки специалистов социально-культурной деятельности в разных регионах страны исследования доктора педагогических наук, профессора В.Д. Пономарева, В.В. Туева (Кемеровский государственный институт культуры и искусств), доктора педагогических наук, профессора Д.В. Шамсутдиновой и кандидата педагогических наук, профессора Н.Ф. Максютина (Казанский государственный университет культуры и искусств), профессора Омского государственного университета, доктора педагогических наук В.Е. Новаторова, профессора Тамбовского государственного университета, доктора культурологии Е.И. Григорьевой и др.
Внимание ученых к проблеме профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности свидетельствует о необходимости проведения различного рода научно-практических исследований данного вопроса. Система профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности должна отвечать современным требованиям, предъявляемым к выпускникам вуза, она должна быть гибкой и жизнеспособной, в основе ее построения должна лежать модель специалиста, к которой должен стремиться каждый выпускник по указанной специальности.
Специфика же социокультурного образования, по мнению ряда авторов (М.А. Ариарский, И.А. Ивлева, Л.В. Полагутина), «проявляется в том, что оно должно не только отражать, но и опережать социально-экономическое развитие общества с тем, чтобы последнее через образование могло лучше подготовиться к восприятию новых идей и общественных отношений. Студенты XXI века принесут в третье тысячелетие те ценности, которые в них закладываются сегодня, а это требует от высшей школы эффективной реализации принципа опережающего развития…»[1, c.22].
Для того, чтобы выявить особенности профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности, считаем необходимым рассмотреть сущность и специфику этого вида деятельности.
«Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств»[3, c.46-47].
С точки зрения Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова «термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается, благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.»[3, c.45]. И далее авторы пишут, что «Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.»[3, c.45-46]. Стоит отметить, что социально-культурная деятельность носит добровольный характер, в основе ее лежит социокультурная активность личности. По мнению видных ученых Московского государственного университета культуры и искусств Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова «социально-культурная деятельность – это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. (Москва, 2004)»[4, c.25]. Нам импонирует данное утверждение. Добавим лишь то, что следует особо отметить преобразующую, формирующую, развивающую основу социально-культурной деятельности, ее востребованность обществом.
Представив концептуальные позиции ведущих ученых-исследователей социально-культурной деятельности, сделаем вывод о том, что социально-культурная деятельность является сферой общественной практики, носит добровольный характер, направлена на качественное преобразование действительности, имеет педагогическую направленность и осуществляется в сфере свободного времени. Хотя социально-культурная деятельность имеет глубокие исторические корни, но на современном этапе данное понятие требует особого внимания, как в теоретическом плане, так и в практическом. Последнее же предполагает разработку системы профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности, которые, по сути, являются носителями ее принципов и реализуют ее функции в своей профессиональной деятельности.
Основная образовательная программа, по которой осуществляется подготовка специалистов социально-культурной деятельности, разрабатывается на основе стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Будущий специалист социально-культурной деятельности готовится к выполнению различных видов деятельности в своей будущей профессиональной жизни. Специфика работы специалиста социально-культурной деятельности заключается в участии его во многих различных видах деятельности, имеющих нематериальную, во многих случаях, а духовно-нравственную основу.
По мнению ученых, Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, «организатор социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других, общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции прикладной культурологии – приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала.»[1, c.34]. Таким образом, деятельность специалиста социально-культурной деятельности направлена на преобразование окружающей действительности, создания социокультурного поля для удовлетворения культурных потребностей населения, повышения их духовно-нравственного уровня, развития творческих способностей.
Нельзя недооценивать важность и серьезность данной профессии, ведь вовлекать человека в мир культуры, формировать культуру личности, приобщать его к культурным ценностям – это сложнейшая профессиональная задача. Специалист социально-культурной деятельности в данном ключе сам становится своеобразным носителем культуры и духовно-нравственных ценностей, является образцом и эталоном для общества, своим примером он оказывает педагогическое, преобразующее воздействие на общество в целом и на каждого его члена в отдельности. Поэтому и профессиональная подготовка такого специалиста должна соответствовать требованиям, как к профессиональным, так и возможно в первую очередь, личностным качествам такого специалиста.
Литература:
- Ариарский М.А Методика «погружения» в специальность : науч.-метод. пособие в помощь, осваивающим специальность «социально-культурная деятельность» / М.А. Ариарский, И.А. Ивлева, Л.В. Полагутина. – СПб. : СПбГУКИ, 2007. – 337 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Астрель, 2003. – 80 с.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
- Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.