В статье автор говорит о роли национальных узбекских традиций в обучении учащихся обработке ткани.
Ключевые слова: традиции, материаловедение, нити, навыки, умения.
Сегодня Республика Узбекистан уделяет особое внимание вопросам воспитания высоконравственной личности. Задачи воспитания гармонично развитой, высоконравственной личности нашли свое отражение в законах «Об образовании», «О национальной программе по подготовке кадров» и других директивных актах.
Как отмечал Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, не усвоив новых знаний, не приобщив молодых людей к достижениям современной науки и техники, не создав условий для того, чтобы они стали высококвалифицированными специалистами, невозможно коренное изменение народного хозяйства, сферы промышленного производства Республики.
Решение подобной приоритетной задачи предполагает последовательное развитие образовательной системы. Огромно значение подготовки учащихся к сферам производства посредством уроков трудового образования в средней общеобразовательной школе. Несравнима роль полученных в школе знаний, трудовых навыков в выборе учащимися профессии и становлении мастерами своего дела. Значит, требуется всестороннее обучение учащихся, умелое применение различных форм и методов преподавания, дидактических принципов. Вместе с тем необходимо гармонизировать их с узбекскими национальными традициями.
Многовековые народные и национальные традиции должны быть широко применены на уроках трудового обучения, ибо они способствуют более эффективному формированию знаний и трудовых навыков. На протяжении столетий в нашей стране развивались архитектура, народные промыслы. Золотыми руками мастеров изготавливались удивительные предметы, возводились храмы. Их славные традиции передавались ученикам. И как говорил классик узбекской литературы А.Кадыри, полезно начинать дело, заглянув в прошлое. Без этого нам трудно построить процветающее будущее.
Важное место занимают национальные традиции в организации работ по обработке тканей в рамках школьного курса трудового обучения. В деле приобщения учащейся молодежи к труду особое место занимает знакомство с народным ремеслом, в частности вышиванием, ковроделием, ткацким делом, швейным делом; методами работы и образцами труда представителей данных профессий.
Сегодня уделяется большое внимание народному прикладному искусству, кустарничеству. Не только на уроках труда, Нои внеурочное время школьники постигают секреты мастеров по вышиванию тюбетеек, национальных халатов и др. Вся эта работа строится на знаниях, умениях и навыках основанных на национальных традициях. В настоящее время в государственных образовательных стандартах и учебных программах предусмотрено изучение народных ремесел, изготовления одежды, вышивания. В обучении учащихся способам работы, основанных на национальных традициях, в соответствии с требованием времени широко используются современная техника, информационно-коммуникационные технологии. Учащихся обучают процессам автоматизации труда ремесленников.
На начальной стадии формирования навыков обработки ткани на основе национальных традиций учащиеся знакомятся с технологией прядки нити, получают представления о технологии получения готовой продукции из хлопкового волокна.
Учащиеся знакомятся с историей производства нити. Получают представление о том, что в развитии данной отрасли в Узбекистане огромна заслуга академиков М.А. Хожиновой, Х.У. Усманова, М.А. Аскарова; профессоров М.Х. Холматова, В.В. Яковлева, Г.И. Болдинского и др. Так, М.А. Хожинова, подробно изучив ущербы от механических ударов в процессе сбора, первичной обработки хлопка, производства готовой продукции, создала уравнения для вычисления.
Академики Х.У. Усманов и М.А. Аскаров, изучив целлюлозу хлопка, внедрили в промышленное производство ацетатное волокно и другие полимерные вещества.
Технология прядки нити состоит из нескольких этапов. Сначала хлопковое волокно очищается на станке марки МТ-14, приводится в состоянии смеси, и направляется на станки ЧММ, где обретают форму ленты. Ленты еще раз обрабатываются на специальных ровничных станках, и направляются на прядильные станки.
Прядка нитей имеет большое значение в народных ремеслах. Нити используются в различных отраслях, например, в текстильной. Также в ковроделе, производстве одежды.
Сведения о продукции национального ремесла, их своеобразии, работе ученых в данной сфере служат углублению знаний, умений, и навыков учащихся по технологии обработки тканей.
Технология обработки ткани является одним из направлений уроков труда в средней школе, учащиеся выполняют практические работы по материаловедению, швейному оборудованию, строению машин и механизмов, работе на данных машинах, по видам народного ремесла, технике безопасности.
Организация данных занятий на основе узбекских национальных традиций способствует повышению эффективности формирования знаний, умений и навыков, что гарантирует результативность образовательного процесса.
Литература:
Каримов И.А. Баркамол авлод – Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. – Т.: Шарқ, 1997. – 48.
Мазур В.А., Давидова П.Г. Миллий ҳунармандчиликка ўқитиш жараёнининг мазмуни ва уни ташкил қилиш. –Т.: Фан, 1994. – 264.
Булатов С.С. Ўзбек халқ амалий безак санъати. –Т. Меҳнат, 1991. – 384.
Труханова А.Т. Тикувчилик технологияси асослари. –Т.: Ўқитувчи, 1996. – 84.