«...развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать решения выбора,
способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному
взаимодействию, обладающие чувством ответственности за
судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».
Из доклада Госсовета РФ « Об образовательной политике
России на современном этапе».
Исходя из приведенной цитаты, можно сделать вывод, что обществу нужны люди с умением или способностями мгновенно адаптироваться к любым условиям современной действительности, с максимальным коэффициентом самоотдачи, с высоким профессиональным уровнем и коэффициентом эффективности своей деятельности. Для этого нужна система образования, где главная цель – это прогнозирование будущего для подрастающего поколения через осознание культурных процессов и процессов самовоспроизводства культурных ценностей. Следовательно, нужна система подготовки высококвалифицированных специалистов.
Российское образование сегодня на поворотном этапе своего развития и выбор стратегических путей, направлений этого развития во многом предопределяет перспективы не только отечественного образования, но и в целом нашей страны. На разных стадиях своего развития общество предъявляло новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило развитие системы образования.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
В современном образовательном пространстве возникла необходимость подготовки профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, способных к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие. Подготовка такого специалиста в системе высшего профессионального образования может быть обеспечена последовательным формированием профессионально-культурной компетентности в контексте достижения профессионального, социального и личного успеха студента.
«Компетентный» в своем деле человек (от лат.Competent – соответствующий, способный) – человек, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать и решать что-либо, судить о чем-либо.
Понятие «компетентный» означает знающий, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией.
Понятия «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и др. характеристики.
Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование представляет как высокомотивированное и в подлинно смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
«Компетенция» обозначает сферу приложения знаний, умений навыков человека. Под компетентностью мы понимаем способность применения своих личных возможностей в процессе профессиональной деятельности, готовность к исполнению своей профессиональной роли. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о деятельности в реальных постоянно изменяющихся условиях [2]. В связи с этим следует выделить несколько аспектов подготовки компетентных специалистов. Чрезвычайно значимы качество образования, его доступность и эффективность. В условиях информатизации и глобализации общества большую роль играет профессиональный уровень будущих специалистов.
Современный рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития. В этих условиях значительно возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалиста.
В условиях глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и сферы образования, приоритет в подготовке компетентных специалистов отдается инновационным обучающим технологиям, направленным на развитие таких свойств личности, как коммуникативность, компетентность и компетенции. Инновационные технологии являются более целенаправленными и интенсивными процессами, приводящими к созданию лучших по своим качествам и свойствам знаний, умений и информации благодаря практическому использованию новых идей. Наряду с традиционными технологиями используются специальные технологии дистанционного образования, включающие в себя различные инновационные средства обучения. В их числе:
компьютерные средства обучения: электронные учебники, мультимедийные курсы, тренинговые программы с обратной связью (супертьюторы), наделенные функциями учебника, тренинга и контроля полученных знаний, учебные задачи на профессиональных программах (профтьюторы), обучающие компьютерные программы «Логическая схема» и «Тест-тренинг», контролирующая компьютерная программа «Экзаменационное тестирование» и др.;
телевизионные средства: видеолекции, телеконференции, телевизионные занятия в интерактивном режиме;
дистанционные средства обучения: активные методы коллективных занятий в виде деловых и операционных игр, дискуссий, коммуникативных занятий, а также проблемные и междисциплинарные лекции, читаемые в виртуальных образовательных сферах.
В подготовке компетентных специалистов инновационные образовательные технологии способствуют: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов; воспитанию системности, гибкости, стратегичности и критичности мышления; развитию ответственного отношения к решению учебных и профессиональных проблем. Целостность и многомерность новейших образовательных технологий формируют информационную культуру и компетентность будущих специалистов, создают потенциальную возможность эффективной адаптации к требованиям рынка труда, общества и себя лично.
«Компетентность» как способность человека, имеющего право со своими знаниями и полномочиями делать и решать что-либо, судить о чем-либо, не имеет границ и проявляется лишь в высоком уровне реализации профессиональной деятельности и общения.
Литература:
Закон РФ от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Данилова В.В., Архипов А.А. Общие положения компетентности учителя безопасности жизнедеятельности // Труды СГУ.Вып.76 Оренбургский филиал СГА. Гуманитарные науки.
Буйло Е.В. Педагогические условия формирования профессионально-культурной компетентности студентов: Автореф.дисс….к.пед.наук.Ростов-на-Дону,2007.
Фокина В.Н. Инновационные технологии в образовании как средство повышении качества компетентной подготовки кадров в системе дистанционного обучения. М.,2007.
Карпенко М.П. Телеобучение.М.:СГА,2008.
Дергачева И.Н. Инновационные методы активного обучения в естественнонаучной подготовке специалистов. Омск.,2006.