Роль нетрадиционных уроков в процессе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Побегуца, С. В. Роль нетрадиционных уроков в процессе обучения / С. В. Побегуца, Н. В. Попова, С. Р. Чанышева, Н. А. Малахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78635/ (дата обращения: 16.11.2024).



В любом учебном заведении необходимо не только сообщить учащимся известные знания, но, и это гораздо важнее, научить их в какой-то степени владеть предметом. Учитель должен стараться, чтобы учащиеся научились лучше рассуждать, его задача — стимулировать и поощрять творческое мышление.

Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации или суммы знаний, так и формирование определенных умений. Когда у учеников накапливается подлинный опыт работы (пусть даже на элементарном материале), они осознают, что владение предметом гораздо важнее, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью подходящих справочников. Более того, попытки неформального, исследовательского внедрения в предмет, совместное обсуждение нестандартных, сложных задач, решение тестов, «провоцирующих» рассматривать проблему с многочисленных точек зрения, попытки самостоятельно доказать основные теоремы курса и другие эвристические, диалоговые способы освоения предмета дают ученикам возможность почувствовать себя исследователями, а не школярами.

Между тем учащиеся вряд ли могут любить своего, хоть и глубоко знающего предмет, но совершенно эмоционально далекого, бесстрастного, никогда не думающего «здесь и сейчас» учителя, не стремящегося ни к духовному и эмоциональному контакту с ними, ни к постоянной тренировке и проверке своего интеллектуального лидерства. С таким учителем нельзя состязаться на «интеллектуальном поле» и выяснить кто «сильнее», такой учитель не рискует своим «авторитетом», но и не может выйти победителем и подтвердить свое право учить.

Учиться интересно и приятно у того, кто умнее, сообразительнее, лучше умеет «сгенерировать идею» и придать еще расплывчатому пониманию красивую и правильную форму, «чище» умеет провести доказательство. И очень важно, когда все это происходит на глазах учеников и при их живейшем участии.

Не следует, видимо, забывать ещё об одном важном моменте: учащиеся в наших школах приучаются работать в одиночку. Для большинства из них максимум совместной работы — списывание у товарища. А ведь в практической, профессиональной своей деятельности они вынуждены будут работать в группе, искать свою «психологическую нишу», участвовать в «мозговых штурмах» и так далее. И где их еще учить этому очень важному умению поддерживать общее творческое продвижение к истине, как не в мягкой, контролируемой обстановке учебного класса, когда «доминанта» можно увлечь любой возможностью организовать и формализовать общий интеллектуальный процесс, а также можно волевым усилием дать слово и очень часто выяснить, что он понял больше прочих или имеет некую нетривиальную идею, приближающую к решению проблемы.

Уроки в школе — это значительная часть жизни учащихся, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учащихся, наличия целенаправленной мотивации учения, от их прилежания, трудолюбия, обученности.

Однообразие урока, когда на нем в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщения нового, его закрепление и основа — домашнее задание, постепенно вызывает у учащихся скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучению.

Такие условия достигаются определенным соотношением на уроке форм учебной работы.

Не высказываясь на уроке, учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Надо ставить их в позицию говорящих, делающих.

В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями, необходимо развивать у учащихся стремление помогать друг другу, создавать условия для этого, укреплять, развивать это качество. Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя с учащимся, учащихся друг с другом. Учителю необходимо создавать атмосферу сотрудничества, избегать перегрузок учащихся, учитывать их индивидуальные запросы, внедрять в педагогическую практику результаты научных и методических разработок, приемов, использующих подходы к проведению различных форм занятий.

При работе в традиционных условиях учащиеся редко обращаются друг к другу за помощью. О чём спрашивать? Учебники у всех одни. А сколько спортивного интереса, когда в игру втянута вся группа!

Термин «нестандартная форма урока» включает в себя нестандартные:

— подготовку и проведение урока;

— структуру урока;

— взаимоотношение и распределение ролей и обязанностей между учителем и учениками;

— подбор и критерии оценки учебных материалов;

— методику оценки деятельности учащихся;

— анализ урока.

Цель нетрадиционных уроков — поднять интерес учащихся к учёбе и к предмету и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащегося.

Немаловажно, что все ученики такого урока имеют равные права и возможности принять в нём самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нетрадиционные формы можно рассматривать как одну из форм активного обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, ощущения себя в новом качестве (новые обязанности и ответственность); такой урок — это возможность развивать свои творческие способности, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Для учителя — возможность увидеть и узнать лучше учеников, оценить их индивидуальные особенности; возможность для самореализации, творческий подход к работе, осуществление собственных идей.

По форме проведения можно выделить группы нестандартных уроков.

Уроки в виде соревнований и игр — это турнир, поединок, викторина, эстафета, деловая игра.

Нестандартные уроки используются как итоговые обобщения и закрепление знаний, умений и навыков. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.

При выборе формы нетрадиционного урока учителю необходимо учитывать особенности своего характера, темперамента, уровень подготовленности группы и отдельных учащихся.

Известно, что, став взрослым, непривычный к совместной работе «доминантный» учащийся часто не может найти решение, поскольку умеет слушать только себя. В то же время «пассивный» выросший учащийся не решается и уже не может «пробиться к микрофону», чтобы его идея, полезная для понимания и решения их общей «взрослой» задачи, была, наконец, услышана.

Можно предполагать, что ресурсы сотворчества при высоком профессиональном уровне, активном желании развивать и определённом бесстрашии учителя огромны и отнюдь не исчерпаны даже при полном отсутствии техники в распоряжении последнего. И, наверное, центральным моментам в этом сотворчестве надо признать активное совместное — учителя и учащихся — участие в общем, интеллектуальном процессе.

Нестандартные уроки помогают развить у учащихся столь недостающий или вкус к исследованию, без которого, невозможно сделать никаких открытий ни в какой области.

Литература:

  1. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. М. Просвещение. 1998.
  2. Бабкина Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» // Психологическое обозрение (1996. № 2 (3).
  3. Волкова С. И. Математика и конструирование (1997. № 1.)
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, нетрадиционный урок, урок, учитель, возможность, домашнее задание, друг, совместная работа, творческий подход, учебный процесс.


Задать вопрос