В статье автор пытается определить характерные особенности административной ответственности для топливно-энергетического комплекса в РФ.
Конституция РФ — это главный источник права по экологии. На ее положениях основаны все действующие ФЗ, кодексы в области охраны окружающей среды.
В соответствии с конституционными требованиями Российская Федерация формирует и осуществляет государственную политику в области охраны окружающей среды. Взаимодействие общества и природы всегда было существенным компонентом государственной деятельности, а в настоящее время все очевиднее становится парадигмой современной экологической политики. Российское государство осознает необходимость и неизбежность неукоснительного учета требований охраны окружающей среды для достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.
Основные элементы природоохранного права отражены в следующих статьях Конституции РФ: ст. 9 — об охране, использовании земель, других ресурсов; ст. 36 допускает свободное владение землей гражданами, если это не наносит ей вреда; ст. 41 поощряет деятельность к санитарному, экологическому благополучию; ст. 42 устанавливает право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии; ст. 58 обязывает каждого сохранять, бережно относиться к природным богатствам; ст. 71 закрепляет основы установления федеральной экополитики, а также защиты воздушных пространств, моря, континентального шельфа; ст. 72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальных уровнях.
Конституция закрепляет основные постулаты экологического права, тогда как иные нормативные акты содержат их конкретизацию. Положения Конституции являются приоритетными по сравнению с остальным законодательством при имеющихся разночтениях.
Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.
С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
Первые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями.
При характеристике экологического правового нарушения следует обратить свое внимание на такие 2 условия, как:
1-ое касается того, что экологически важное противоправное деяние не всякий раз должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ урон, причиненный источником повышенной угрозы, обязан быть компенсирован независимо от вины причинителя.
2-ое событие связано с тем, что совершение экологического нарушения закона не каждый раз сопровождается причинением вреда. В определенных случаях вред мог не наступить, но была действительная опасность его возникновения. К примеру, впоследствии выполнения агрохимических работ были оставлены агрохимикаты в поле на хранение, затем перевозки их в хранилище, как этого требуют надлежащие критерии. При конкретных жизненных обстоятельствах (если бы пошел ливень или же оставленные химикаты были съедены животными) имелась возможность быть причинен немаловажный экологический вред.
Нередко экологическое правонарушение имеет место быть в несоблюдении легитимных прав и интересов гражданина или же другого субъекта экологического права. Например, имеет место быть нарушено право гражданина на получение достоверной, абсолютной и актуальной информации о состоянии находящейся вокруг среды и мерах по ее охране.
Экологическими правонарушениями имеют все шансы быть, к примеру, нарушения закона, результатами коих считается загрязнение атмосферного воздуха или же вод, нелегальная ловля или же рыбная охота, халатное обращение с пламенем в лесу и несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах и др. За экологические нарушения закона начинается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
В соответствии с деятельным законодательством административная и уголовная ответственность физ. лиц за экологические нарушения закона начинается с 16-летнего возраста. В порядке штатского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, совершенную — с 18 лет. С данного возраста личность становится всецело дееспособной.
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Регулируется использование административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические нарушения закона в нареченном Кодексе сформулированы в области охраны принадлежности (гл. 7), охраны находящейся вокруг природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации территорий (гл. 10).
В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).
В статье 9.22. Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 9.22. КоАП РФ потребитель электрической энергии несет административную ответственность за:
— нарушение введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии;
— невыполнение требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии;
— необеспечение доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Совершение любого из вышеуказанных правонарушений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 9.22. КоАП РФ потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, несет административную ответственность за:
— невыполнение конкретных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке событий, обеспечивающих готовность потребителя к вступлению в отношении его совершенного лимитирования режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или же общественных результатов.
Совершение вышеуказанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 9.22. КоАП РФ потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, несет административную ответственность за:
— нарушение установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию или иному лицу в соответствии с законом.
Совершение вышеуказанного нарушения закона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в объеме от 10 тыс. до 100 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до двухсот тыс. руб.
В статье 14.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ учтена административная обязанность потребителя, лимитирование режима употребления электрической энергии которого имеет возможность привести к финансовым, экологическим или же общественным последствиям, за несоблюдение установленного около предоставления обеспечивания выполнения обещаний по оплате электронной энергии (мощности).
Совершение вышеуказанного нарушения закона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в объеме от сорока тыс. до 100 тыс. руб. или же дисквалификацию на срок от 2-ух до 3-х лет; на юридических лиц — от 100 тыс. до трехсот тыс. руб.
Итак, административная ответственность является важным средством обеспечения экологического правопорядка в нашей стране. Вместе с тем, возможности этого правового института используются далеко не в полной мере. Совершенствование применения данного вида юридической ответственности должно проходить посредством дальнейшего развития норм административного законодательства (прежде всего процессуального), а также перестройки деятельности правоохранительных органов, повышения степени их готовности к предупреждению, пресечению административных экологических деликтов, к применению установленных законом санкций к правонарушителям. Актуальной также является задача получения правоприменителями специальных знаний, необходимых для эффективного противодействия административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Ст. 42. Официальный текст с изменениями и дополнениями, внесёнными Указами Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20, от 10 февраля 1996 г. № 173, от 9 июня 2001 г. № 679, от 25 июля 2003 г. № 841; Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ, от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ, от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ, от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 15. — Ст. 1691.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954 (в ред. ФЗ от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (Часть 1). — Ст. 1. (в ред. ФЗ от 23 октября 2013 г. № 221-ФЗ).
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 134 (в ред. ФЗ от 2 июля 2013 г. № 185-Ф).
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2012 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mnr.gov.ru/upload/iblock/cef/ gosdoklad (дата обращения 18.03.2014).
- Кузбагаров, М. Н. К вопросу порядка рассмотрения дел о привлечении юридических лиц к административной ответственности за совершение экологических правонарушений // Правовые проблемы охраны окружающей среды: сб. статей по материалам XI международной научно-практической конференции. 22 мая 2014 г. / науч. ред. И. А. Соболя. — СПб.: Лема, 2014. — С. 77–82.
- Щербич, Л. А. Особенности расследования преступлений, посягающих на права человека в сфере экологии // Правовые проблемы охраны окружающей среды: сб. статей по материалам Восьмой международной научно-практической конференции. 22 мая 2008 г. / науч. ред. И. А. Соболя, СПб.: Лема, 2008. — С. 79–88. 8. Яковлева, Е. А. Проблемы административно-правовой ответственности за экологические правонарушения: дис. … канд. юрид. наук. — Тюмень: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», 2010. — 191 с.
- Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). — 2003. — № 13. — Ст. 1177.
- Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. — 2011. — № 30 (ч. I). — Ст. 4604.
- Федеральный закон от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5711.