Главный смысл деятельности образовательной организации в условиях ФГОС — создание каждому ребенку таких условий, при которых у него появляется возможность пережить радость своего личного успеха, осознания своих способностей, веры в себя. И, как итог, получить свою «порцию аплодисментов». Всё это приводит к появлению у ребенка чувства радости и гордости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т. е. состояния успеха. Оно в свою очередь, является катализатором новых потребностей в позитивном успехе, увеличивая стремление самореализовать себя в коллективе и окружающей социальной среде.
Ключевые слова: ситуация успеха, успех, индивидуализация, социализация.
Что такое «успех», «ситуация успеха»?
В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. Успех в любой деятельности — один из самых важных источников внутренних сил человека, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, трудиться, совершенствоваться.
В детстве непременно каждый ребенок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Такого явного успеха, от которого мурашки по коже. Ведь успех дает уверенность в своих силах. Успех побеждает страх. Успех делает людей победителями. Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. К тому же успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была выбрана ребенком, необходимо помогать в достижении цели. И обязательно праздновать успех с детьми.
А. С. Белкинубежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
Ведь добиваясь успеха, ребёнок испытывает внутреннее удовлетворение, у него появляется уверенность в собственных силах, желание не только познавать, но и преодолевать возникающие трудности 1
Технологическими шагами постижения ситуации успеха, по Е. Казаковой, А Тряпициной, являются 3:
− диагностическое исследование (используя метод наблюдения) (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех)
− анализ возможностей (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности)
− прогноз на успех и поражение (кто из детей имеет преимущества, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения)
− проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).
Создавать ситуацию успеха у детей необходимо начинать с раннего детства и поддерживать на протяжении всего дошкольного периода. В своей педагогической деятельности мы создаём ситуацию успеха во всех режимных моментах, в процессе организованной образовательной деятельности воспитателя и детей, в процессе самостоятельной деятельности детей, привлекая родителей.
Технология создания ситуации успеха предполагает ежедневное использование педагогом специальных технологических приемов в разных направлениях, которые в своей работе мы используем в зависимости от возраста детей, от их индивидуальных особенностей. Для каждого ребёнка ситуация успеха создаётся с учётом его стремлений и отношений к успеху.
На протяжении всего дошкольного детства ситуация успеха создаём в следующих направлениях:
1. Повышение самооценки у детей, уверенности в себе
− социально-коммуникативные игры на развитие уверенности, повышение самооценки
− проведения утреннего круга, где создаём положительный эмоциональный настрой и вселяем в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
− оформление доски достижений, где дети в течение недели получают звёздочки, за достижения в разных видах деятельности.
− проектная деятельность
− использование проблемных ситуаций
2. Фиксация успехов детей
− оформление доски достижений ,где дети в течение недели получают звёздочки, за достижения в разных видах деятельности.
3. Привлечение родителей.
Для достижения положительного результата по данному направлению, необходимо повышать родительскую компетентность и привлекать родителей к созданию ситуации успеха через организацию следующих форм работы:
− привлечение родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, викторинах;
− систематически демонстрируем результаты детской деятельности в Дни открытых дверей;
− выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
− совместные экскурсии;
− общие и групповые родительские собрания;
− совместное создание предметно — развивающей среды;
− беседы с детьми и родителями;
В зависимости от возраста детей используем педагогические приёмы, предлагаемые В. Ю. Питюковым, которые помогут создать ситуацию успеха 4:
− снятие страха («Для тебя это просто, однако, если у тебя не получится…»)
− внесение мотива
Вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается
− персональная исключительность («Только ты и мог бы…»)
− авансирование успешного результата с помощью фраз
(«Ты непременно всё сделаешь правильно, ведь…»)
− скрытая инструкция («Лучше начать с…»)
− педагогическое внушение
− оценка полученного результата, при котором ребёнок почувствует радость успеха («Особенно хорошо у тебя получилось…»)
В результате создания ситуации успеха дети становятся уверенные в себе, у робких детей налаживаются и постепенно увеличиваются контакты в общении со сверстниками. Дети проявляют самостоятельность в разрешении многих конфликтов.
Литература:
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 168с.
- Дятлова О. А., Бондаренко М. В. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина) // Молодой ученый. — 2019. — № 17. — 214–216 с.
- Казакова Е. И., Тряпицын А. П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997. — 158 с.
- Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб. метод. пособие. — М., 2001.
- Федина Н. В., Ламонова Ю. А. Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников. М. справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 6, 2016г.80с.
- Щуркова Н. Е. Ситуация успеха и ситуация неуспеха. М.,1997.92с