Публичные договоры являются самыми распространенными договорами в гражданском праве, и практически каждый человек сталкивается с публичными договорами ежедневно. Ежедневно миллионы людей покупают продукты питания и средства гигиены, пользуются водоснабжением и услугами путей сообщения, общественного питания, поэтому интересы каждого индивида перерастают в интересы групп, социальных общностей, а через них и в интересы самого общества [6, c. 390–395].
В п. 1 ст. 426 ГК РФ прямо упомянуты такие сферы деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание. Однако данный перечень не является закрытым, публичные договоры могут заключаются также в области страхования, банковских услуг и других сферах.
Рассмотрим, на примере предоставления коммунальных услуг населению, а именно заключения публичного договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 1 января 2019 года услуга по обращению с ТКО относится к коммунальным услугам, что нашло свое закрепление в ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).
В целом деятельность в сфере обращения с ТКО регулируется ЖК РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее -ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645–10», «СанПиН 42–128–4690–88.
С момента проведения реформы одним из распространенных содержаний, поданных заявлений граждан было то, что потребители отказывались платить за предоставленную коммунальную услуг, мотивируя свой отказ отсутствием заключенного договора с региональным оператором.
В силу п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (п. 2 ст. 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (п. 2 ст. 158, п. 3 ст. 432 ГК РФ) [1].
Публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте
Публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится.
П. 4 ст. 426 ГК РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).
На основании ч. 1 ст. 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации [2].
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Ч. 5 ст. 24.7. Федерального закона № 89-ФЗустановлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО). Указанным постановлением утверждена форма типового договора.
В соответствии с пунктом 1 Правил обращения с ТКО к отношениям, возникающим между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 148.1. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) [4], предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в п. 148.4–148.6 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Таким образом, при установленной законодательством обязанности собственника жилого помещения заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором, потребителю предоставляется право выбора способа заключения указанного договора — в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Пунктом 148.16. Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом, подписанное собственником заявление о заключении договора.
В соответствии с абз. 3 п. 8.17. Правил обращения с ТКО заявление о заключении договора должно быть подано потребителем в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Следовательно, инициатором заключения договора на обращение с ТКО в письменной форме и лицом, обязанным в этом случае совершить определенные действия, является потребитель.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг конклюдентные действия — действия, свидетельствующие о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Фактическое потребление коммунальной услуги по обращению с ТКО (совершение конклюдентных действий) потребителем предполагается, поскольку, во-первых, в процессе жизнедеятельности человека безусловно образуются ТКО; во-вторых, оборот ТКО ограничен, т. к. они подлежат сбору и утилизации в соответствии с действующим законодательством, т. е. посредством пользования услугой по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором; в-третьих, потребители имеют реальную возможность пользоваться услугой регионального оператора.
Указанный вывод подтверждается положением, содержащимся в пункте 8.17. Правил обращения с ТКО, согласно которому, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» .
Т. е. при ограниченности альтернативных способов заключения договора (п. 148.1. Правил предоставления коммунальных услуг) и в случае не реализации потребителем права на заключение договора в письменной форме, договор считается заключенным оставшимся способом — путем совершения конклюдентных действий.
Предложение регионального оператора АО «Куприт» о заключении договора было размещено 18.12.2018. Из этого следует, что договоры по обращению с ТКО заключены и вступили в силу. Соответственно, соблюдение письменной формы договора в данном случае не требуется.
Проблема в том, что данная коммунальная услуга является новой. Многие потребители считают, что данный договор не заключен, так как отсутствует письменная форма. Отсюда, в судебной практике часто встречаются споры потребителей с региональными операторами по обращению с ТКО о признании договора незаключенным.
Так, Ленинским районным судом г. Кирова по делу № 2–2134/2019 по иску потребителя к региональному оператору Кировской области о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным в удовлетворении иска отказано.
Публичный характер договора формирует особый режим правового регулирования не только порядка его заключения, но также сказывается и на особенностях его изменения и расторжения. Для формирования наиболее благоприятных условий использования конструкции публичного договора в гражданском обороте необходимо тщательное выявление закономерностей необходимости установления дополнительных прав или ограничений для его сторон, базируясь на основополагающих принципах правового регулирования договорных отношений.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238–239.
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об отходах производства и потребления» // Российская газета. 1998. № 121.
- Постановление Правительства Кировской области от 01.04.2019 № 124-П «Об утверждении Положения о министерстве охраны окружающей среды Кировской области» // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») // Российская газета. 2011.№ 116.
- Распоряжение министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20.06.2019 № 41 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов и установлении порядка осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области» // СПС КонсультантПлюс.
- Лесив, Б. В. Публичный договор как институт правового воздействия на коммерческую деятельность, осложненную публичным интересом: проблемы законодательной регламентации. Статья в журнале — научная статья. Номер: 5 (29). 2016 г.