Центробежные тенденции союзных республик в период перестройки в 1988–1991 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 16.02.2021

Статья просмотрена: 1833 раза

Библиографическое описание:

Литичевский, Б. В. Центробежные тенденции союзных республик в период перестройки в 1988–1991 гг. / Б. В. Литичевский, А. В. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78659/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются причины, предпосылки и сам процесс центробежных тенденций союзных республик в период Перестройки в 1988–1991 гг.

Ключевые слова: В. И. Ленин, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, КПСС, Августовский путч, Новоогаревский процесс.

The article examines the reasons, prerequisites and the very process of centrifugal tendencies of the union republics during the Perestroika period in 1988–1991.

Key words: V. I. Lenin, M. S. Gorbachev, B. N. Yeltsin, the Communist Party of the Soviet Union, the August putsch, the Novoogarev trial.

В 1917 г. в результате нерешенности рабочего и крестьянского вопросов и истощения сил из-за Первой Мировой войны рухнуло многонациональное государство — Российская Империя. Пройдя через гражданскую войну, бунты, восстания и другие социальные катаклизмы, победу одержала РСФСР и руководившая ей РКП(б) во главе с В. И. Лениным. Одержав верх над противниками, большевики в декабре 1922 г. создали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

СССР не был прочным государством. Существовал ряд заложенных элементов, которые не могли остановить возможный распад страны. Так, все три конституции СССР имели статьи о возможности выхода республик из состава Советского Союза. Только 3 апреля 1990 г. был принят закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», который регламентировал процесс выхода республики СССР. Советская экономика была централизованной и работала на основе не горизонтальных рыночных связей, а при помощи вертикальных, базировавшихся на Госплане, Госснабе и отраслевых министерствах. Еще в 1917 г. Ленин провозгласил власть советов, но на деле реальные рычаги управления сосредоточились в руках коммунистической партии, а сами советы действовали не на регулярной и не на профессиональной основе, в случае Верховного Совета СССР между его сессиями полномочия исполнял Президиум Верховного Совета СССР, если рассмотреть местный совет, то между его сессиями работал исполнительный комитет. Когда в период Перестройки последовала попытка отделить партию от государства и заменить монополию КПСС президентством, то вскоре выяснилось, что вертикаль отсутствовала.

В период правления И. В. Сталина, Н. С. Хрущева и первой половине периода руководства страной Л. И. Брежнева СССР переживал экономический рост, Однако со второй половины 1970-ых гг. экономический рост стал замедляться, так за 9 пятилетку валовый объем промышленной продукции вырос на 43 %, а за 10 пятилетку уже на 23 % [6; с. 102]. Помимо экономического роста, в этот же период в СССР были развиты социальные лифты, позволявшие людям из низов подниматься вверх по карьерной лестнице. Ярким примером этой тенденции является карьера будущего Генерального Секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, который родился в крестьянской семье, но смог подняться к вершинам власти. Отмена кадровой ротации привела к геронтократии и старению руководящих работников. Так, Брежнев был избран Генеральным Секретарем ЦК КПСС в 57 лет, Ю. В. Андропов в 68 лет, а К. У. Черненко в 72 года. С 1978 г. начались смерти высокопоставленных руководителей СССР: в 1978 г. умер Ф. Д. Кулаков, в 1980 г. погиб П. М. Машеров, а с 1982 г. по 1985 г. скончались М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, А. Я. Пельше, Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, К. У. Черненко.

Попытка выйти из системного кризиса была предпринята новым Генеральным Секретарем ЦК КПСС Горбачевым в виде нового курса во внутренних и внешних делах, названного Перестройкой. Первым шагом нового лидера СССР стала политика ускорения социально-экономических процессов, однако эти действия завершились лишь катастрофами, как это было на Чернобыльской АЭС, а антиалкогольная кампания привела к увеличению проблем с наполняемостью бюджета.

Осознав бесперспективность политики ускорения, Горбачев перешел к более серьезным мерам. В 1987 г. на январском Пленуме ЦК КПСС было решено начать преодоление застоя путем смены руководящих кадров и изменения теоретических установок, которые был названы основой механизма торможения. Массовая кадровая ротация вела к тому, что высшие посты в КПСС и государстве занимали кадры, которые не были проверены как с точки зрения профессиональных навыков, так и с позиции приверженности коммунистической идеологии. Продолжая политику реформ, Горбачев созвал XIX Всесоюзную конференцию КПСС, на которой была принята резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы», которая ставила задачу отделить КПСС от советского государства. Идя на этот шаг, руководство СССР запустило процесс изъятия стержня из системы власти в СССР. Ухудшение положения произошло и в экономике, падение цен на нефть и антиалкогольная кампания обескровили государственный бюджет СССР, попытка улучшить ситуацию через закон о государственном предприятии и разрешение кооперативов вела к утере контроля над предприятиями, увеличению денежной массы, а значит, и товарного дефицита и созданию частных организаций, осуществляющих деятельность за счет государственных ресурсов, получая при этом личную выгоду, так как многие кооперативы создавались при государственных предприятиях.

Ухудшение жизни граждан СССР и увеличение товарного дефицита привело к появлению митингового и забастовочного движения в СССР. Под давлением населения, которое требовало ликвидации монополии КПСС на власть, февральский Пленум ЦК КПСС решил перейти к многопартийности [5]. А в марте III Съезд народных депутатов СССР отменил 6 статью Конституции СССР и ввел пост Президента СССР. В октябре 1990 г. был принят закон, закрепивший многопартийность в СССР. Попытка создать новый скрепляющий стержень провалилась, так как вся система власти в СССР была выстроена на основе всевластия КПСС.

Ослабление центральной власти в республиках ощутили сразу. Уже в 1986 г. из-за назначения Г. В. Колбина в Казахской ССР произошли беспорядки, что ранее казалось не мыслимым. В 1988 г. Эстонская ССР провозгласила суверенитет, Латвийская ССР, Литовская ССР и Азербайджанская ССР через год приняли аналогичные документы. В 1990 г. во главе РСФСР стал Б. Н. Ельцин, который на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, что стало сигналом для других республик [2]. Попытки через правовые меры, а также силовые акции (1990 г. в Азербайджане, 1991 г. в Литве) остановить центробежные стремления республик не давали результатов.

В обстановке начавшегося распада страны Горбачев решил закрепить существование СССР через всесоюзный референдум, который было решено провести в марте 1991 г. Однако, в Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР, Молдавской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР референдум проводился местными властями, а не централизованно. 77,5 % проголосовавших от 80,03 % высказались за сохранение СССР.

Получив поддержку населения, Горбачев начал Новоогаревский процесс по преобразованию СССР в мягкую децентрализованную федерацию, в котором согласились участвовать только 9 республик из 15. К концу первой половины августа 1991 г. проект нового союзного договора о создании Союза Советских Суверенных Республик был готов, 20 августа должно было начаться подписание этого документа. Новый союзный договор собирались в следующей последовательности: 20 августа 1991 г. должны были подписать РСФСР, Казахская ССР и Узбекская ССР, 3 сентября 1991 г. Белорусская ССР, 17 сентября 1991 г. Азербайджанская ССР и Таджикская ССР, 1 октября 1991 г. Туркменская ССР и Киргизская ССР, 22 октября 1991 г. Украинская ССР [4]. Однако Августовский путч, организованный членами ГКЧП СССР 19–22 августа 1991 г., сорвал подписание нового союзного договора.

После Августовского путча были упразднены КГБ СССР, Кабинет Министров СССР, Съезд народных депутатов СССР, фактически Горбачев потерял рычаги исполнительной власти. Последняя опора Горбачева в лице КПСС также исчезла, так как республики запретили ее деятельность на своей территории. Республики стали последовательно провозглашать независимость от союзного центра, создавать таможни и собственные центральные банки. В сентябре 1991 г. Государственный Совет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Однако не смотря на катастрофичность ситуации, Горбачев все же сумел запустить второй Новоогаревский процесс, в ходе которого СССР должен был преобразоваться в децентрализованную конфедерацию Союз Суверенных Государств (ССГ), подписание договора было намечено на 9 декабря 1991 г.

Однако 7 декабря 1991 г. в Беловежской пуще собрались Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевич. 8 декабря 1991 г. они подписали Беловежские соглашения, которые денонсировали союзный договор 1922 г. и создали Содружество Независимых Государств (СНГ) [1]. Горбачева поддержал только Комитет Конституционного Надзора СССР.

Понимая, что дни существования Советского Союза были сочтены, в Ашхабаде встретились руководители Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана и решили присоединиться к Беловежским соглашениям. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате все союзные республики, кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии подписали соглашение о ликвидации СССР и всех его структур власти, а также о создании СНГ. 25 декабря 1991 г. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР, на следующий день Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР [3].

Таким образом, в результате накопившихся политических и экономических проблем в 1917 г. прекратила свое существование Российская Империя, созданное вместо нее государство, СССР, изначально имело ряд заложенных основ, которые не могли предотвратить распад, например, право на самоопределении нации вплоть до отделения. Постепенно в Советском Союзе увеличивалось число нерешенных внутренних проблем, которые при ослаблении центральной власти привели к резкому сепаратизму в республиках и распаду СССР.

Литература:

  1. Беловежские соглашения // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991. № 51. С. 15.
  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990. № 2. С. 22.
  3. Декларация о прекращении существования СССР // Ведомости Верховного Совета СССР, 1991. № 52. С. 18.
  4. Докладная записка Г. Х. Шахназарова М. С. Горбачеву с предложениями о порядке подписания Союзного договора. 30 июля 1991 г. // Архив Горбачев-Фонда. Ф. 5. Oп. 1. Д. 18143. Л. 1–2.
  5. Платформа ЦК КПСС к XXVIII съезду КПСС. К развернутой социалистической демократии и самоуправлении народа // РГАНИ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 315. Л. 28.
  6. Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР: вторая половина 1940 ‒ первая половина 1980-х гг. СПб.: Алетейя, 2010. 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): СССР, союзный договор, Верховный Совет СССР, Литва, Новоогаревский процесс, республика, экономический рост, Августовский путч, Российская Империя, Советский Союз.


Ключевые слова

КПСС, Б. Н. Ельцин, М. С. Горбачев, В. И. Ленин, Августовский путч, Новоогаревский процесс

Похожие статьи

Культура и религия в период апогея сталинизма

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение

В статье автор рассматривает содержание Новой восточной политики канцлера ФРГ Вилли Брандта в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. Делается попытка изучить внешние и внутренние факторы, предпосылки, способствовавшие изменению внешнеполитического...

Оценка социально-экономических преобразований в России в конце XIX — начале XX века по воспоминаниям С. Ю. Витте

В статье рассматривается оценка социально-экономических преобразований в России по воспоминаниям С. Ю. Витте. Хронологические рамки нашего исследования охватывают период правления двух последних российских императоров: Александра III (1881–1894) и Ни...

Природоохранная политика СССР в 1960–1980-х гг.: успехи, провалы и противоречия

В статье рассматриваются основные тенденции экологической политики советского государства, достижения и неудачи в природоохранной сфере, а также характер взаимоотношений власти и общественности в области охраны природы в СССР в 1960–1980-е гг.

Экономическая политика Правительства РФ как причина противостояния законодательной и исполнительной ветвей российской власти 1991–1992 годов

В статье рассматриваются экономические реформы 1991–1992 гг.: их предыстория, основное содержание, а также последствия реализации. Анализируется пореформенная кризисная ситуация — конфликт Правительства со Съездом народных депутатов РФ и Верховным Со...

Нарастание социальной напряжённости в СССР в конце XX века

В данной статье рассматриваются аспекты становления и развития политических и неформальных клубов в СССР в конце XX века. Показаны основные идеологические направленности политических организаций CCCР в конце XX века. Проанализированы взаимоотношения ...

Внутрипартийные дискуссии в РКП(б) и ВКП(б) о целесообразности проведения концессионной политики и привлечении иностранного капитала в советскую экономику в 20–30-е годы XX века

Данная статья посвящена изучению дискуссий по вопросу о целесообразности и допустимости осуществления концессионной политики в СССР и привлечении иностранного капитала в советскую экономику в контексте внутрипартийной борьбы в РКП(б) и ВКП(б). На осн...

Проблема становления института государственной службы в Советской России в 1917–1922 гг.

В статье рассмотрен вопрос становления института государственной службы на первом этапе формирования советского государства. Выявлена проблема кадрового обеспечения государственной службы.

Экономические процессы в Ульяновской области в годы перестройки

В статье автор пытается отразить экономическое развитие Ульяновской области в годы перестройки.

Исследование факторов и обстоятельств развития системного кризиса русской государственности в период Смуты

В статье даны результаты исследования феномена русской Смуты, который по своей сути является достаточно сложным, многомерным и неоднозначным концептуальным явлением. Проведен научный анализ разносторонних аспектов взаимодействия государственной власт...

Похожие статьи

Культура и религия в период апогея сталинизма

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение

В статье автор рассматривает содержание Новой восточной политики канцлера ФРГ Вилли Брандта в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. Делается попытка изучить внешние и внутренние факторы, предпосылки, способствовавшие изменению внешнеполитического...

Оценка социально-экономических преобразований в России в конце XIX — начале XX века по воспоминаниям С. Ю. Витте

В статье рассматривается оценка социально-экономических преобразований в России по воспоминаниям С. Ю. Витте. Хронологические рамки нашего исследования охватывают период правления двух последних российских императоров: Александра III (1881–1894) и Ни...

Природоохранная политика СССР в 1960–1980-х гг.: успехи, провалы и противоречия

В статье рассматриваются основные тенденции экологической политики советского государства, достижения и неудачи в природоохранной сфере, а также характер взаимоотношений власти и общественности в области охраны природы в СССР в 1960–1980-е гг.

Экономическая политика Правительства РФ как причина противостояния законодательной и исполнительной ветвей российской власти 1991–1992 годов

В статье рассматриваются экономические реформы 1991–1992 гг.: их предыстория, основное содержание, а также последствия реализации. Анализируется пореформенная кризисная ситуация — конфликт Правительства со Съездом народных депутатов РФ и Верховным Со...

Нарастание социальной напряжённости в СССР в конце XX века

В данной статье рассматриваются аспекты становления и развития политических и неформальных клубов в СССР в конце XX века. Показаны основные идеологические направленности политических организаций CCCР в конце XX века. Проанализированы взаимоотношения ...

Внутрипартийные дискуссии в РКП(б) и ВКП(б) о целесообразности проведения концессионной политики и привлечении иностранного капитала в советскую экономику в 20–30-е годы XX века

Данная статья посвящена изучению дискуссий по вопросу о целесообразности и допустимости осуществления концессионной политики в СССР и привлечении иностранного капитала в советскую экономику в контексте внутрипартийной борьбы в РКП(б) и ВКП(б). На осн...

Проблема становления института государственной службы в Советской России в 1917–1922 гг.

В статье рассмотрен вопрос становления института государственной службы на первом этапе формирования советского государства. Выявлена проблема кадрового обеспечения государственной службы.

Экономические процессы в Ульяновской области в годы перестройки

В статье автор пытается отразить экономическое развитие Ульяновской области в годы перестройки.

Исследование факторов и обстоятельств развития системного кризиса русской государственности в период Смуты

В статье даны результаты исследования феномена русской Смуты, который по своей сути является достаточно сложным, многомерным и неоднозначным концептуальным явлением. Проведен научный анализ разносторонних аспектов взаимодействия государственной власт...

Задать вопрос