В статье авторы классифицируют сферы использования аудиовизуальных систем и рассматривают два архитектурных подхода, используемые при построении корпоративных мультимедийных систем, сравнивая их с «домашними» решениями (без единого архитектурного подхода); выделяют плюсы и минусы каждого из подходов, в том числе опираясь на характеристики модели качества при использовании (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010–2015).
Ключевые слова: аудиовизуальные системы, аудиовизуальная индустрия, мультимедийные комплексы, корпоративные мультимедийные пространства.
Аудиовизуальная индустрия занимается производством эффективно функционирующих аудиовизуальных систем, которые в числе прочего улучшают коммуникацию в организациях при проведении мероприятий.
Индустрия обслуживает и поддерживает отношения с тремя основными рынками: потребительским (розничным), жилым и профессиональным.
— Потребительский (розничный) рынок. По большей части потребительский рынок состоит из предложений персональной электроники, таких как DVD- и Blu-Ray-плееры, цифровые камеры и видеокамеры, домашние стереосистемы, телевизоры с большим экраном, домашние аудио- и видеоустройства, и так далее. Наиболее распространенным методом закупок потребительских аудиовизуальных средств почти всегда являются прямые отношения между потребителем и розничным продавцом (магазином или онлайн). В этом сегменте индустрии аудиовизуальные устройства приобретаются конечным пользователем в виде компонентов или предварительно упакованных систем в розничном магазине (или онлайн-магазине) и самостоятельно устанавливаются в домах или офисах.
— Жилой сегмент. В большинстве случаев к рынку жилых помещений относятся домашние кинотеатры или автоматизация всего дома. Обычно в проектах подобного сегмента участвуют профессионалы или компании, обслуживающие рынок бытовой электроники, продвигающие знакомство с концепцией полноценных систем вместо «коробочных» решений (термин, используемый для обозначения профессионального аудио-видео оборудования, продаваемого без установки дилером). Домашние кинотеатры зачастую внедряются в жилых помещениях бизнес-класса. В малых проектах закупка происходит аналогично розничному рынку. В крупномасштабных домашних AV-проектах закупка осуществляется в виде «полноценного инженерно-технического комплекса» (системы «под ключ») через специалистов по домашним кинотеатрам/домашней автоматизации.
— Профессиональный AV-рынок (далее Pro-AV). Сегмент Pro-AV включает в себя множество узкоспециализированных специалистов и всегда ориентирован на внедрение полноценных систем. Несмотря на то, что продажа коробочных решений составляет значительную часть этой отрасли, такие решения обычно являются частью более крупной и сложной системы. Этот отраслевой сегмент включает в себя коммерческое оборудование, а также потребительские и т. н. полупрофессиональные решения (оборудование, предназначенное для использования как на обычном потребительском рынке, так и в профессиональных ситуациях). Выделяют следующие сферы использования Pro-AV решений: в коммерческих, правительственных, образовательных, религиозных и транспортных объектах; выделяют инсталляции на аренах, стадионах, площадках для различных видов искусства, в классах, аудиториях, залах заседаний (в том числе судебных), командно-контрольных центрах, музеях, учебных залах, мультимедиа-презентационных залах, call-центрах и многих других местах. За исключением крупных организаций, которые имеют соглашения о прямых продажах, закупки обычно осуществляются через дилера/интегратора. Поскольку Pro-AV сегмент связан с цельными системами, часто таким компаниям требуются профессиональные навыки дизайнеров в области AV-проектирования и навыки инсталляций системных интеграторов, чтобы выйти за рамки стандартного подключения к более широкому пониманию системы, к ее требованиям и инсталляции в целом [1, с. 9].
В качестве практической части выпускной квалификационной работы планируется представить проект модернизации инженерно-технической мультимедийной системы одного из корпоративных переговорных пространств. Данная система требует модернизации, поскольку: 1) срок эксплуатации подходит к концу; 2) система была построена с использованием «домашних» решений и в настоящее время не отвечает запросам пользователей.
Исследуемые корпоративные мультимедийные системы являются неотъемлемой частью аудиовизуальной индустрии сегмента Pro-AV — исторически сложившегося сочетания производителей оборудования, заказчиков и поставщиков. В дальнейшем будем считать равноценными термины «мультимедийная система» (ММС) и «аудиовизуальная система» (AV-система), чтобы избежать разночтений.
В данной работе рассмотрим две распространенные архитектуры построения профессиональных мультимедийных комплексов и пример домашнего решения. Выделим плюсы и минусы каждой архитектуры, в том числе опираясь на характеристики модели качества при использовании по ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010–2015.
— Распределенная архитектура (профессиональные мультимедийные решения, Pro-AV). Контроллер управления мультимедийной системой располагается внутри стойки, находящейся в пределах переговорного пространства (рис. 1). В этой же стойке могут находиться: терминал видео-конференц-связи, усилитель звука, AV-коммутатор, масштабатор, шлюз беспроводной подачи контента и прочие элементы мультимедийной системы. На столах располагаются лючки, внутри которых находятся мультимедийные кабели для подключения источников. Система сматывания кабелей из лючка (т.н. ретрактор) и AV-передатчик находятся под столом, AV-приемник — за средствами отображения. Панель управления ММС располагается на стене переговорной комнаты, панель бронирования переговорного пространства — на стене у входа. Иногда основная (или дублирующая) панель управления располагается на столе — в лючке.
Рис. 1. Пример решения со стойкой с ММС внутри переговорного пространства
— Централизованная архитектура (Pro-AV решения). Контроллер управления (чаще всего сразу отвечающий за работоспособность нескольких переговорных пространств) располагается за пределами переговорного пространства, например, в стойке, находящейся в отдельном режимном помещении (в т. н. аппаратной/кроссовой/серверной) (рис. 2–3). На столе присутствует лючок и панель управления ММС, под столом — система сматывания кабелей и передатчик, а от передатчика данные (которые могут включать в себя: аудио, видео, питание и управление) уходят в сторону матричного коммутатора, расположенного вместе с контроллером управления в отдельном помещении.
Рис. 2. Пример решения без использования стойки с ММС внутри переговорного пространства
Рис. 3. Схема решения ММС, использующего централизованную архитектуру
— Домашние решения (потребительский сегмент). В качестве «подсистемы управления» для включения и выключения средства отображения, регулирования уровня звука, выбора источника контента используется пульт от средства отображения (рис. 4). Для подключения источников контента используются мультимедийные кабели, зачастую подключенные к средству отображения напрямую, без использования приемо-передатчиков (рис. 5).
Рис. 4. Управление средством отображения при помощи пульта
Рис. 5. Подключение источника к средству отображения напрямую
Рассмотрим три вышеперечисленных архитектуры построения ММС сквозь призму характеристик модели качества при использовании (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение подходов к построению ММС
Решения на базе распределенной архитектуры (Pro- AV ) |
Решения на базе централизованной архитектуры ( Pro - AV ) |
Домашние решения (Потребительский сегмент) |
|
Эффективность |
Эффективны в качестве решения «все в одном», являются автономными (независимыми) решениями — в случае проблем с одним из контроллеров управления, остальные мультимедийные системы будут работать в штатном режиме |
Эффективны при необходимости в управлении большим количеством мультимедийных систем, расположенных в нескольких переговорных пространствах на одном этаже |
Эффективны для домашнего использования, но у корпоративных пользователей гораздо большие запросы (в частности, иные сценарии использования, претензия на «представительский» вид переговорных пространств и удобную систему управления) [2, с. 270] |
Производительность |
Единая система управления снижает входной порог для использования ММС. На этапах отладки можно улучшать конфигурацию/исходный код подсистемы управления для увеличения быстродействия и отклика системы в целом |
Зачастую один пульт управления не может использоваться в качестве единого средства управления для всех устройств, подключенных к средству отображения. Соответственно, количество различных пультов увеличивается, параллельно увеличивается и сложность управления мультимедийным комплексом |
|
Удовлетворенность |
Пользователи корпоративных переговорных пространств с мультимедийными комплексами, построенными на базе этих архитектур, отмечают следующие положительные тренды: удобство использования единой системы управления, возможность подключения источников различных типов (в том числе и беспроводных), возможность трансляции этих источников в сторону подсистемы видео-конференц-связи |
Систему с «торчащим» из ЖК-панели кабелем для подключения источника контента вряд ли можно описать как «представительскую». Наоборот — если переговорная комната с такой системой присутствует на балансе организации, ММС требует скорейшей модернизации |
|
Свобода от риска |
При использовании сертифицированного оборудования снижается вероятность потенциального риска для экономического положения, жизни, здоровья или окружающей среды |
Есть вероятность выгорания мультимедийных интерфейсов (в частности, HDMI- интерфейса) из-за подключения источника к средству отображения «на горячую» (HotPlug), т. е. без предварительного обесточивания последнего |
|
Покрытие контекста |
Решает большинство необходимых сценариев, за исключением возможности локальной трансляции контента из одного источника на несколько переговорных комнат одновременно |
Решает большинство необходимых пользовательских сценариев |
«Узкое горлышко» всех домашних решений заключается в невозможности масштабирования системы; при этом в ходе эксплуатации системы сценариев использования ММС в организациях становится только больше; пользователи желают иметь единый центр управления всеми подсистемами (в том числе и светом) с единой панели управления, расположенной на стене, столе или в лючке |
Как уже было отмечено ранее, в качестве практической части выпускной квалификационной работы планируется представить проект модернизации инженерно-технической мультимедийной системы одного из корпоративных переговорных пространств.
В настоящий момент в этом переговорном пространстве имеется мультимедийная система, построенная на подходе, близком к домашнему, что совершенно не учитывает современные требования корпоративных пользователей. Наиболее подходящим вариантом для данного внедрения является решение на базе распределенной архитектуры (Pro-AV), поскольку переговорная комната на данном этаже единственная. В качестве аппаратной части решения должно использоваться AV-оборудование одного из ведущих игроков на рынке — Extron, Crestron, AMX.
Литература:
- Timothy W. Cape, Michael J. Smith. Audiovisual Best Practices: The Design and Integration Process for the AV and Construction Industries. USA, International Communications Industries Association, Inc.® (ICIA®), 2005. — 214 с.
- Королецкий П. В., Бумарин Д. П. Особенности рынка видео-конференц-связи в Российской Федерации. Материалы студенческой научно-практической конференции «Автоматизация и информационные технологии (АИТ-2020)». Том 3: Сборник докладов института информационных систем и технологий. — М.: ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН», 2020. — 332 с.