В статье рассматриваются предпосылки начала конституционного процесса в России и работа, произведенная Конституционной комиссией СНД РФ с 1990 по 1993 гг.
Ключевые слова: Б. Н. Ельцин, Р. И. Хасбулатов, Е. Т. Гайдар, О. Г. Румянцев, Конституционная комиссия СНД РФ.
The article examines the preconditions for the beginning of the constitutional process in Russia and the work carried out by the Constitutional Commission of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation from 1990 to 1993.
Key words: B. N. Yeltsin, R. I. Khasbulatov, E. T. Gaidar, O. G. Rumyantsev, Constitutional Commission of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation.
Пришедший к власти 10 марта 1985 г. новый Генеральный Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев поставил вопрос о необходимости реформ, так как СССР находился в кризисном состоянии. Новый курс был назван Перестройкой [7; с. 3].
Однако первые шаги Горбачева, инициировавшего политику ускорения, не приносили желаемых результатов. В связи с этим были предприняты более серьезные меры. На январском пленуме ЦК КПСС 1987 г. было принято решение о необходимости ротации управляющих кадров и создании институтов выборов на альтернативной основе, также было решено изменить теоретические установки, ставшие механизмом торможения и начать политику гласности.
В 1988 г. была созвана XIX Конференция КПСС, на которой приняли ряд резолюций. В резолюции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» было принято решение изменить структуру государственной власти и создать новый орган — Съезд народных депутатов [5; с. 106]. Однако авторитета и реальных рычагов власти у Горбачева хватило лишь для того, чтобы создать Съезды народных депутатов (СНД) только на союзном уровне и в РСФСР. 4 марта 1990 г. в РСФСР прошли выборы, на которых победила КПСС, получив 920 мест на Съезде из 1068, но на тот момент депутаты были независимы, а потому сами принимали решения.
На I СНД РСФСР представителем консервативного крыла коммунистов и бывшим Председателем Президиума ВС РСФСР В. И. Воротниковым сразу же был поставлен вопрос о провозглашении государственного суверенитета РСФСР [8; с. 162]. Предложение нашло поддержку, на Съезде была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Принятие данного нормативно-правового акта повлекло за собой необходимость изменения основ конституционного права РСФСР, так как Конституция РСФСР 1978 г. не соответствовала задачам, поставленным в декларации, а именно созданию демократического и суверенного государства [1; с. 22]. Для создания новой конституции была создана Конституционная комиссия СНД РСФСР в соответствии с постановлением «О конституционных принципах в РСФСР» [3; с. 48], комиссию возглавил тогдашний Председатель ВС РСФСР и будущий Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, его заместителем стал Первый Заместитель Председателя ВС РСФСР Р. И. Хасбулатов. На должность Ответственного Секретаря комиссии был избран О. Г. Румянцев. Общий состав Конституционной комиссии насчитывал 102 народных депутата РСФСР, данный организационный момент был оформлен специальным Постановлением СНД РСФСР «Об образовании Конституционной комиссии» [2]. Для регулярного функционирования Конституционной комиссии образовали Рабочую группу Конституционной комиссии, а ее в свою очередь разбили на 6 блоков: общие принципы конституционного строя, избирательная система, экономическая система, национально-государственное устройство, права человека, судебно-правовая система.
За период работы с 1990 по 1993 гг. Конституционная комиссия проделала успешную работу, и уже в октябре 1990 г. был подготовлен первоначальный проект конституции [6; с. 3–6]. В дальнейшем на каждом СНД делали замечания и предложения, а затем комиссия вносила соответствующие поправки в документ.
Осенью 1991 г. на втором этапе V СНД РСФСР было образовано Правительство РСФСР во главе Ельциным. Экономический блок возглавил Е. Т. Гайдар. Первоначально между ветвями власти был союз и конструктивное сотрудничество.
Начавшееся еще в 1992 г. противостояние между исполнительной и законодательной властью, вызванное неоднозначностью результатов реформ Гайдара, вело сначала к конфликту сугубо вокруг Правительства РФ и его курса, но затем конфликт перешел и в плоскость проекта конституции, а также полномочий Президента РФ и парламента. Уже на VI СНД РФ Правительство РФ было подвергнуто критике, на VII СНД РФ Гайдар не был избран Председателем Правительства — Совета Министров РФ, что еще больше ужесточило противостояние между ветвями власти.
Хотя Ельцин был Председателем Конституционной комиссии СНД РФ, он быстро потерял интерес к этому органу власти, так как понимал, что число сторонников у него среди депутатского корпуса сокращалось, а желание укрепить свое положение и стать не главой исполнительной власти, а полноценным главой государства в этой обстановке становилось сложно реализуемым.
Подготовленный Конституционной комиссией проект конституции не давал Ельцину желаемых полномочий. Так, в 87 статье проекта Конституции РФ говорилось: «Верховный Совет РФ: б) осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральным законом; г) назначает референдум РФ; д) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации; с) объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное, военное положение; объявляет общую или частичную мобилизацию» [4; с. 354]. Для решения проблемы разработан в апреле 1993 г. был президентский проект конституции. С целью его доработки в июне 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое завершило свою деятельность в июле 1993 г. Противостояние между Президентом РФ и законодательной ветвью власти набирало обороты. На IX Съезде была предпринята неудачная попытка импичмента Президенту РФ в ответ на Указ Президента РФ «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти», который блокировал работу парламента. Для завершения борьбы за власть и принятия собственного проекта Конституции России Президент РФ Ельцин издал 21 сентября 1993 г. Указ № 1400, распустивший СНД РФ И ВС РФ.
Однако Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ не захотели подчиниться Указу Президента РФ, своим решением Верховный Совет РФ отрешил Ельцина от должности, а Съезд народных депутатов РФ подтвердил это решение. Ельцин не собирался подчиняться решению парламента, опираясь на Вооруженные Силы РФ и специальное подразделение «Альфа», он силой распустил 4 октября 1993 г. законодательную ветвь власти. В след за парламентом прекратила свою работу и Конституционная комиссия СНД РФ, так как полномочия народных депутатов РФ были досрочно прекращены.
Таким образом, СНД РФ и его Конституционная комиссия выполнили возложенную на них задачу, разработав проект Конституции России. Однако последующие события не дали принять данный проект Конституции РФ.
Литература:
1. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2.
2. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 3.
3. Из истории Конституции РФ: Конституционная Комиссия: стенограммы, материалы, документы / под ред. О. Г. Румянцева. М.: Wolters Kluwer, 2007. Т. 1.: 1990 год. 600 с.
4. Из истории Конституции РФ: Конституционная Комиссия: стенограммы, материалы, документы / под ред. О. Г. Румянцева. М.: Wolters Kluwer, 2007. Т. 4.: 1993. Кн. 1. 600 с.
5. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня — 1 июля 1988 года. М.: Политиздат, 1988. 352 с.
6. Мегаполис-Экспресс. 13.09.1990. № 20.
7. Согрин В. Политическая история современной России. 1985‒1994: От Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс-Академия, 1994. 192 с.
8. I Съезд народных депутатов РСФСР. 16 мая — 22 июня 1990 года. Стенографический отчет: В 6 томах. М.: Республика, 1992. Т. 1. 640 с.