Особенности бортового диагностического оборудования электровозов серии O’Z-Y | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Раджибаев, Д. О. Особенности бортового диагностического оборудования электровозов серии O’Z-Y / Д. О. Раджибаев, О. К. Жалгасов, Т. М. Махмасалаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78685/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье приводится обзор особенностей бортового микропроцессорного диагностического оборудования электровозов в серии O’Z-Y, а также проводится сопоставление и анализ данного оборудования в период эксплуатации на железных дорогах Узбекистана.

Ключевые слова: Siemens AG, Sibas, CCU, TCU. электровоз серии O’Z-Y.

В рамках обновления локомотивного парка АО «Ўзбекистон темир йуллари», а также для увеличения скоростей пассажирских перевозок был закуплен скоростной пассажирский электровоз, способный осуществлять перевозки на скоростях до 160 км/ч. Электровоз построен на базе систем немецкой компании Siemens AG. Основой управления стала система Sibas 32. ( SIBAS ® Немецкая аббревиатура для Система автоматизации железных дорог Сименс с микропроцессором 32 бита).

Сама система SIBAS была внедрена еще в 1992г. Она разработана как для контроля и электрической активации оборудования, так и для контроля всего транспортного средства (поезда метро, пригородные поезда, высокоскоростные поезда и высокоэффективные локомотивы) [1].

Система SIBAS 32 используется, в первую очередь, для центральных контрольных блоков (CCU) и контрольных блоков тяги (TCU). Она решает как компьютерные задачи в реальном времени, так и обрабатывает всю информацию в отношении важных функций транспортного средства, включая координацию подсистем.

Базовые функции заключаются в том что система контролирует и защищает тяговое оборудование поезда вокруг тягового конвертера и, на уровне всего поезда, действует как главный контрольный блок и решает задачи контроля и информирования [2]. В системе Sibas 32 интегрированы системы диагностики транспортного средства, а также поддержки обслуживания и ввода в эксплуатацию.

Контроль транспортного осуществляется с помощью приборов (подсистем), связанных с другими блоками через многофункциональный канал (MVB) и общий канал (WTB). Кроме того, имеются контрольная сеть для целей безопасности.

На локомотиве устанавливаются следующие компоненты системы SIBAS 32:

– Два центральных контрольных блока (CCU). Они осуществляют функции центрального контроля, мониторинга и диагностики.

– Два тяговых контрольных блока (TCU), при этом каждый TCU контролирует один их двух тяговых контейнеров, которые обеспечивают питание 3 тяговых двигателей одной из тележек локомотива с возможностью осуществления рекуперации.

– Две станции Sibas KLIP (SKS3 and SKS4) для соединения периферийного оборудования с шиной MVB.

– Два устройства комплексного ввода/вывода MVB (SKS1, SKS2) в каждой кабине машиниста для соединения главного контроллера и других контрольных органов управления с шиной MVB.

Каждый из центральных блоков управления CCU включает следующие модули (Рис. 2.):

  1. Межсетевое сопряжение TCN H9415;
  2. Центральный процессор с модулем MVB H9575;
  3. Адаптер конвертер H9433;
  4. Конвертер 13.4V-154V H9151;
  5. Узел вентилятора H6037.

Компоненты системы SIBAS 32 в локомотиве

Рис. 1. Компоненты системы SIBAS 32 в локомотиве

Центральные контрольные блоки (CCU)

Рис. 2. Центральные контрольные блоки (CCU)

Расположение блока CCU

Рис. 3. Расположение блока CCU

Оба CCU устанавливаются внутри шкафа (рис. 3) низковольтного оборудования в машинном отделении. Станция SIBAS KLIP SKS3 устанавливается под блоками CCU. Станция SKS4 размещается слева от блоков CCU.

Центральные блоки управления осуществляют регулирования инструкции и команд по шине MVB и могут осуществлять связь с другими локомотивами через их межсетевое сопряжение и WTB по системе многих единиц.

Центральные блоки CCU выполняют следующие функции [4]:

– Осуществляет координацию и контроль команд через шину поезда (WTB) и каналом транспортного средства (MVB);

– Контролируют другие локомотивы и их оборудование в многофункциональном режиме и канал собственного транспортного средства;

– Контролирует компоненты основной сети;

– Дает команду на обработку контрольным тяговым блокам (TCU) (передача команд с контроллера машиниста);

– Контролирует индикаторные лампы и внутреннее освещение;

– Осуществляет комплексный вывод данных на монитор машиниста (данные (MMI));

– Производит диагностику транспортного средства;

– Осуществляет ежедневное тестирование компонентов;

– Контроль устройств и запуск TCU (через SIBAS KLIP);

– Контролирует разъединители на крыше и пантографы;

– Контроль быстродействующего выключателя высокого напряжения (HVB);

– Обработка запросов тяги и торможения;

– Контроль и мониторинг стояночного тормоза (только в ведущем локомотиве);

– Мониторинг напряжения на линии в пределах 17–31 кВ;

– Определение нейтральной секции;

– Реализация комбинированного электродинамического и пневматического торможения;

– Программные функции в отношении приборов безопасности и т. п.

Основные функции TCU заключаются в следующем:

  1. Регулирование удельного тягового усилия или (электродинамического) тормозного усилия, регулирование напряжения постоянного тока тягового преобразователя.
  2. Функция динамического сдвига нагрузки, т. е. в случае если тяговый мотор не в состоянии обеспечить свою часть требуемого тягового усилия ввиду условий тяги и т. п., эта функция приводит к увеличению момента вращения других тяговых моторов локомотива с тем, чтобы достичь требуемого тягового усилия, но максимальный момент вращения каждого тягового мотора ограничивается максимальной проектной величиной каждого мотора.
  3. Генерирование контрольных сигналов для четырех квадрантного преобразователя, тягового преобразователя PWMI и вспомогательного инвертера.
  4. Контроль переключающих элементов, таких как предварительно заряженный контактор и главный контактор.
  5. Контроль и защита преобразователей, тяговых моторов и других тяговых компонентов.
  6. Защита от юза и боксования колес, ограничение толчков.
  7. Обеспечение диагностических данных относительно тяги (чтобы подерживать обслуживание и повысить точность данных, TCU оснащен диагностической памятью).
  8. Обмен данными через MVB с CCU, BCU, монитором машиниста.
  9. Контроль главного трансформатора: аварийное реле Буххольца, расход охлаждающей жидкости, температура охлаждающей жидкости.
  10. Контроль температуры и скорости тяговых моторов.

Контрольный блок тяги содержит центральный процессор такого же типа, что и CCU, и пять подчиненных сигнальных процессоров (SIP). Сигнальные процессоры осуществляют постоянный контроль тяги и функции контроля преобразователя.

Модуль, ответственный за мониторинг и защиту преобразователя (UWS), находится между генератором импульса пуска на модуле сигнального процессора и IGBT (Интегрированный Биполярный Затворный Транзистор) контрольной сети в преобразователе.

Общее колическтво электровозов находящихся в эксплуатации с 2011 года составляет 15 едениц. За время эксплуатации система Sibas 32 проявила себя как система уделяющее большое внимание защите обородуования, повышенному вниманию защите устроств тяги и вторичного (вспомогательного) оборудования. Анализ количества случаев предотвращения серёзного выхода из строя основных блоков электровозов (на 15 локомотивах) и срабатывания общей защиты приведен в таблице 1.

Таблица 1

Блоки и элементы оборудования электровоза

Количество случаев предотвращения случаев серьезного выхода из строя системой Sibas 32 в период эксплуатации

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Тяговое оборудование

0

1

0

0

1

3

1

1

1

2

Микропроцессорное оборудование

2

2

3

4

2

1

2

1

2

3

Вспомогательное оборудование

7

16

19

3

12

25

32

18

18

13

Тяговые электродвигатели

0

2

1

1

1

1

1

2

2

Из приведенного выше анализа, видно что система практически постоянно выполняет функции защиты. Причем защита затрагивает и вспомогательное оборудование, така как выход его из строя может привести к серьезному повреждению основного тягового оборудования и существеено повлиять на безопасность движения. Подводя итог можно сказать что 10 лет эксплуатации высокоскоросного поезда серии «O’Z-Y» показывают, что электровоз и в частности система Sibas 32 отлично себя показали в условиях железных дорог Узбекистана.

Литература:

  1. Электровоз «Узбекистон», Плакс А. В., Раджибаев Д. О., Известия Петербургского университета путей сообщения, 2009. № 3 (20). С. 147–156
  2. Электровоз серии «O’zbekiston», Плакс А. В., Раджибаев Д. О., Турсунов Х. М., Вестник Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения, 2011. № 1. С. 114–127.
  3. Новый пассажирский электровоз серии «O’Z-Y», Плакс А. В., Раджибаев Д. О., Турсунов Х. М., Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока, 2011. № 1. С. 237–240.
  4. Применение электровоз с четырехквадратным преобразователем на железных дорогах Узбекистана, Раджибаев Д. О., Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Петербургский государственный университет путей сообщения. Санкт-Петербург. 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): CCU, MVB, TCU, SIBAS, KLIP, WTB, транспортное средство, блок, контроль, система.


Ключевые слова

Siemens AG, Sibas, CCU, TCU. электровоз серии O’Z-Y

Похожие статьи

Бесконтактная оценка технического состояния элементов основных систем тепловозов

В статье рассмотрены основные положения создания системы бесконтактной оценки технического состояния элементов основных систем тепловозов. Представленные методики позволяют оценить техническое состояние секций холодильников и топливной аппаратуры выс...

Анализ применения сильфонных компенсаторов

В данной работе описаны особенности применения сильфонных компенсаторов на трубопроводах. Цель работы — провести анализ использования сильфонных компенсаторов в промышленности. Важным резервом понижения капитальных затрат, увеличения надёжности работ...

Методы технического диагностирования дизелей

В статье анализируются эффективные методы и методики технического диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания, выделяются наиболее перспективные из них. Определен перечень приоритетных параметров технического состояния, подлежащих диаг...

Разновидности систем защиты автомобиля «Урал» от атак беспилотных летательных аппаратов

В данной статье представлена краткая характеристика автомобиля «Урал», его применение, обзорная аналитическая информация о разнообразных системах защиты, применяемых на автомобилях «Урал», для предотвращения угроз от БПЛА. В статье упоминаются различ...

Эксплуатация электробусов в России

В статье представлена характеристика электробусов, эксплуатируемых в России — конструкция электрического силового агрегата, производительность, история появления и особенности разработок, экологическая безопасность и перспективы внедрения электротран...

Определение энергетических и аэродинамических характеристик ротора Савониуса

В статье произведён анализ публикаций, касающихся исследования аэродинамических и энергетических характеристик ротора Савониуса. После проведённого анализа. Приведены основные достоинства и недостатки роторов данного типа.

Система контроля колесных пар железнодорожных вагонов

Представленное устройство берет на себя решение одного из элементов этой безопасности — контроль текущего состояния железнодорожных колесных пар. Стоит учесть, что колесная пара — одно из самых уязвимых мест в железнодорожном вагоне. Устройство позво...

Обеспечение безопасности электротехнологического оборудования

Проанализированы основные условия обеспечения на промышленном предприятии безопасности электротехнологического оборудования. Приведена классификация электрических установок. Рассмотрены распространенные случаи контакта человека с токоведущими элемент...

Проблемы и меры противодействия при техническом обслуживании железнодорожных локомотивов

В данной работе всесторонне и системно проанализированы проблемы, существующие в области технического обслуживания локомотивов. Предложены меры по улучшению проблемы, чтобы работы по ремонту железнодорожных локомотивов вышли на новый этап.

Обзор решений по усовершенствованию систем тягового электроснабжения железных дорог

В статье рассматриваются примечательные решения по улучшению технико-экономических показателей электрических железных дорог.

Похожие статьи

Бесконтактная оценка технического состояния элементов основных систем тепловозов

В статье рассмотрены основные положения создания системы бесконтактной оценки технического состояния элементов основных систем тепловозов. Представленные методики позволяют оценить техническое состояние секций холодильников и топливной аппаратуры выс...

Анализ применения сильфонных компенсаторов

В данной работе описаны особенности применения сильфонных компенсаторов на трубопроводах. Цель работы — провести анализ использования сильфонных компенсаторов в промышленности. Важным резервом понижения капитальных затрат, увеличения надёжности работ...

Методы технического диагностирования дизелей

В статье анализируются эффективные методы и методики технического диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания, выделяются наиболее перспективные из них. Определен перечень приоритетных параметров технического состояния, подлежащих диаг...

Разновидности систем защиты автомобиля «Урал» от атак беспилотных летательных аппаратов

В данной статье представлена краткая характеристика автомобиля «Урал», его применение, обзорная аналитическая информация о разнообразных системах защиты, применяемых на автомобилях «Урал», для предотвращения угроз от БПЛА. В статье упоминаются различ...

Эксплуатация электробусов в России

В статье представлена характеристика электробусов, эксплуатируемых в России — конструкция электрического силового агрегата, производительность, история появления и особенности разработок, экологическая безопасность и перспективы внедрения электротран...

Определение энергетических и аэродинамических характеристик ротора Савониуса

В статье произведён анализ публикаций, касающихся исследования аэродинамических и энергетических характеристик ротора Савониуса. После проведённого анализа. Приведены основные достоинства и недостатки роторов данного типа.

Система контроля колесных пар железнодорожных вагонов

Представленное устройство берет на себя решение одного из элементов этой безопасности — контроль текущего состояния железнодорожных колесных пар. Стоит учесть, что колесная пара — одно из самых уязвимых мест в железнодорожном вагоне. Устройство позво...

Обеспечение безопасности электротехнологического оборудования

Проанализированы основные условия обеспечения на промышленном предприятии безопасности электротехнологического оборудования. Приведена классификация электрических установок. Рассмотрены распространенные случаи контакта человека с токоведущими элемент...

Проблемы и меры противодействия при техническом обслуживании железнодорожных локомотивов

В данной работе всесторонне и системно проанализированы проблемы, существующие в области технического обслуживания локомотивов. Предложены меры по улучшению проблемы, чтобы работы по ремонту железнодорожных локомотивов вышли на новый этап.

Обзор решений по усовершенствованию систем тягового электроснабжения железных дорог

В статье рассматриваются примечательные решения по улучшению технико-экономических показателей электрических железных дорог.

Задать вопрос