Статья посвящена исследованию проблем организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Камчатском крае. Особое внимание уделяется проведению антикоррупционной экспертизы и рассмотрению результатов экспертного заключения, а также изучению практики проведения экспертизы нормативных правовых актов в Камчатском крае. По результатам проведенного исследования определяется необходимость совершенствования организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Камчатского края, в соответствии с чем, разрабатываются пути решения выявленных в ходе исследования проблем.
Ключевые слова: экспертиза нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза, правовая экспертиза, нормативный правовой акт, субъект Российской Федерации, региональное законодательство.
Для успешной борьбы с коррупцией необходимо проведение комплексных мероприятий, направленных на снижение ее уровня, создание правовых барьеров ее распространения. Важная роль в этом направлении отводится антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, в частности, на уровне субъектов Российской Федерации.
Нормотворческая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации является важнейшим направлением их деятельности. В рамках регионального законодательства осуществляются действия, связанные с подготовкой и внесением законопроектов в законодательный орган субъекта Российской Федерации, их рассмотрением, принятием, опубликованием и вступлением в законную силу. Необходимым элементом этого процесса является правовая экспертиза нормативных правовых актов, выступающая механизмом обеспечения единства правового пространства между субъектами Российской Федерации.
Ни один из нормативных правовых актов не должен противоречить нормам и принципам, установленным Конституцией Российской Федерации. В свою очередь, институт правовой экспертизы, в том числе институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, играет неоценимую роль в обеспечении того, чтобы государство, его органы, должностные лица, общественные объединения и граждане действовали в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами, а законодательство не противоречило нормам и правилам Конституции Российской Федерации. Именно высокое качество нормативных правовых актов может быть обеспечено организацией и эффективным проведением правовой и антикоррупционной экспертизы их проектов. В свою очередь, полноценное и эффективное проведение данного процесса позволяет обеспечивать верховенство закона.
На практике нередко возникают случаи, когда субъекты права законодательной инициативы на региональном уровне недостаточно изучают нормативные правовые акты, что отрицательно сказывается на качестве нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечении их соответствия федеральному законодательству [6, с. 58].
На региональном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, регламентирующая организацию и проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Организация и проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на региональном уровне осуществляется федеральными органами власти (органами прокуратуры и юстиции), региональными органами государственной власти, а также общественными организациями и независимыми экспертными организациями [1, с. 31].
Субъектами правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на региональном уровне являются юридические службы органов исполнительной власти. В частности, в Камчатском крае правовой и антикоррупционной экспертизой занимается Управление Минюста России по Камчатскому краю, в котором действуют специальные структурные подразделения, ответственные за правовую и антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов регионального уровня [7].
Также в Камчатском крае правовой и антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов занимаются общественные организации и экспертные учреждения, которые имеют право проводить антикоррупционную экспертизу законов и проектов законов при локальных нормативных правовых актах общественных организаций в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Например, Общественная палата Камчатского края имеет право проводить общественную экспертизу важных законопроектов и действующих региональных и муниципальных законов, а также осуществлять контроль за их применением [7].
По данным Управления Минюста России по Камчатскому краю, в 2020 году в Камчатском крае проведена правовая и антикоррупционная экспертиза почти 600 проектов нормативных правовых актов, при этом 3 % из них не соответствовали федеральному и региональному законодательству. В 2019 году в 5 проектах нормативных правовых актов Камчатского края было выявлено 10 коррупционных факторов, а в 2020 году — 4 коррупционных фактора в 3 проектах. Также в 2020 году по результатам комплексной проверки правового регулирования Камчатского края 9 распоряжений региональных органов исполнительной власти Камчатского края были признаны не соответствующими федеральному законодательству, на основании чего в их государственной регистрации было отказано, 5 постановлений были возвращены органам исполнительной власти региона как не содержащие правовых норм, в 8 распоряжениях органов исполнительной власти региона выявлено 10 коррупционных факторов. В 2020 году Управлением Минюста России по Камчатскому краю было проведено около 2700 проверок нормативных правовых актов муниципальных образований, из которых 85 были признаны несоответствующими законам и нормативным актам муниципальных образований, в 55 были выявлены положения, которые при их реализации могли привести к росту коррупции, послужить основанием для ее возникновения [7]. Все это характеризует необходимость и целесообразность организации и проведения экспертизы нормативных правовых актов на региональном уровне.
По результатам экспертизы нормативных правовых актов Камчатского края копия экспертного заключения при выявлении указанных коррупциогенных факторов направляется в соответствии с Приказом Минюста России, регулирующим организацию работы по экспертизе законов субъектов Российской Федерации и муниципальных актов, в Прокуратуру Камчатского края. Однако в настоящее время лица, сроки и способы направления копии экспертного заключения в прокуратуру не определены, а также не регламентировано, распространяется ли данное положение на деятельность общественных и независимых экспертов. Кроме того, ни на федеральном, ни на региональном уровне не предусмотрена юридическая ответственность экспертов за непредставление в прокуратуру сведений о выявленных ими факторах коррупции на исследуемых объектах [3, с. 71].
Другая проблема связана с определением объекта правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» объектами экспертизы являются законы и проекты законов, подготовленные государственными органами, учреждениями и организациями различного уровня, их должностными лицами [5]. Однако на практике объектами правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов могут быть не только нормативные правовые акты, но и их проекты, а также иные правовые акты и документы (договоры, доверенности, экспертные заключения и др.), являющиеся дополнительными (необязательными) объектами правовой и антикоррупционной экспертизы [2, с. 52]. В частности, дополнительные объекты экспертизы наблюдаются на практике Камчатского края, — в Законе Камчатского края от 18.12.2008 № 192 «О противодействии коррупции в Камчатском крае» установлены дополнительные объекты экспертизы — договоры и соглашения органов государственной власти региона [4].
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении отдельных правовых актов, то есть правовых актов, касающихся конкретных граждан или организаций или предназначенных для их единичного применения, не подлежит правовой и антикоррупционной экспертизе, поскольку для достижения своих целей и задач экспертиза не должна иметь ограниченного объекта и, в зависимости от общественной необходимости, должна применяться к любым актам [5].
Следующая проблема организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на региональном уровне связана с отсутствием единого подхода к проведению независимой экспертизы. В частности, в Камчатском крае не определены единые требования к независимым экспертам, что приводит к тому, что независимым экспертом может быть любой житель региона, что неэффективно. В соответствии с этим должны быть разработаны единые требования к независимым экспертам, в частности, к уровню их образования и опыту работы. Квалификационные требования должны предполагать научную или практическую специализацию претендентов по проблемам теневой экономики, коррупции и борьбы с ней. Потенциальные соискатели должны соответствовать специальным критериям, например, они должны иметь сертификат доцента или профессора по юридической специальности, не менее 5 научных работ в соответствующей области регулирования изучаемого проекта нормативного правового акта и т. д. Кроме того, должны быть разработаны определенные критерии определения моральных качеств лица, претендующего на получение сертификата независимого эксперта.
Еще одна проблема организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на региональном уровне связана с механизмами учета мнения независимого эксперта. В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» должностные лица, подписавшие действующий нормативный правовой акт или подготовившие его проект, при получении независимого экспертного заключения о наличии коррупциогенных факторов и механизмов их устранения обязаны рассмотреть и дать письменный мотивированный ответ в течение 30 дней со дня его получения [5]. Однако в Камчатском крае не определен порядок получения, учета и рассмотрения экспертного заключения независимого эксперта, изучающего положения нормативного правового акта или его проекта о коррупции, что является серьезным препятствием для эффективной борьбы с коррупцией не только на региональном, но и на федеральном уровне в целом [7].
В соответствии с этим определяется необходимость совершенствования существующей в Камчатском крае нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В целях совершенствования организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации рекомендуется:
— расширить права независимых экспертов на получение информации о планах нормативной деятельности государственных органов;
— детализировать объекты правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;
— осуществить повышение требований к независимым экспертам;
— закрепить на законодательном уровне ответственность независимого эксперта за подготовку заведомо ложного экспертного заключения, за злоупотребление правом при проведении правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;
— определить порядок использования результатов независимой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Реализация предложенных мероприятий позволит решить проблемы организации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Камчатского края.
Литература:
- Абакумов, С. И. Антикоррупционная экспертиза законодательства субъектов Российской Федерации / С. И. Абакумов // Вопросы современной юриспруденции. — 2019. — № 9. — С. 31–39.
- Вавилов, Г. М. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов / Г. М. Вавилов // Наука и общество. — 2017. — № 14. — С. 52–58.
- Кадимов, В. С. Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Учебник / В. С. Кадимов. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 545 c.
- О противодействии коррупции в Камчатском крае: Закон Камчатского края от 18.12.2008 № 192 (ред. от 21.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
- Равинский, И. М. Антикоррупционная политика на уровне субъектов Российской Федерации / И. М. Равинский // Вопросы современной юриспруденции. — 2016. — № 1. — С. 62–69.
- Управление Минюста России по Камчатскому краю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minjust.gov.ru/, свободный. — Загл. с экрана.