Нам каждый год встречать и провожать
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать
И с каждым мигом становиться чище, лучше.
Свою педагогическую философию я могла бы выразить простой фразой — любовь к детям. Что же я считаю главным для педагога? Стать для учащегося хранителем, созидателем, сотворцом! Поток времени смывает многое. Остаётся то, что закреплено знаниями педагога, согрето его любовью.
Вот уже 13 лет я работаю в колледже с подростками. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. За время работы я поняла, что успешно работать педагогом может только тот, кто хорошо знает свою основную профессию, кто любит заниматься с учащимися и чувствует ответственность за их судьбы перед семьей и государством, кто внимателен и заботлив, требователен, но справедлив, кто постоянно повышает свой деловой и профессиональный уровень. Уверенно ступая на путь педагогического поиска, я осознала, что необходимо многое сделать. Я не пытаюсь «сыграть» педагога (учащиеся мгновенно распознают фальшь), просто стараюсь быть откровенной, умею прогнозировать результаты своей деятельности, реагировать не на всегда предсказуемые ситуации и реакции учащихся. И какое же испытываешь удовлетворение, когда помогаешь студенту сделать первые шаги к самопознанию, помогаешь становиться ему профессионалом, творческой личностью. И если знания и умения, полученные моими студентами, помогут им самореализоваться, утвердиться в жизни, я буду только счастлива. Труд педагога приносит глубокое удовлетворение тем, кто испытывает к нему призвание и может сказать о себе: «Нет большей радости, чем передавать свои знания и навыки молодежи».
Личность в воспитательном процессе всегда играет определяющую роль. Еще К. Д. Ушинский с полным основанием утверждал, что для формирования лучших черт в молодом человеке необходимо непосредственное влияние педагога, педагога со сложившимся характером, с установившейся системой, суммой нравственных убеждений. Очень важно воспитать молодежь честными и принципиальными, научить их открыто высказывать свое мнение. Авторитет у учащихся не может быть завоеван педагогом, если его слова расходятся с делом, если он плохо объясняет и не умеет демонстрировать приёмы работы, мало знает и не желает заниматься самообразованием, если обладает низкой культурой труда и поведения, грубит студентам и т. д. Некоторые педагоги допускают нередко ошибки при установлении взаимоотношений с учащимися, что отрицательно сказывается на их авторитете.
Первая ошибка — панибратство. В этом случае становится невозможным предъявление требований к учащимся, неизбежно попустительство, снижение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Вторая ошибка — высокомерие, когда некоторые педагоги держатся с учащимися подчеркнуто официально; всем своим поведением показывают, что между ними огромная разница.
Третья ошибка — стремление завоевать любовь учащихся всеми способами, в том числе различного рода поблажками, укрывательством от администрации нарушений порядка. Это портит ребят, вырабатывает у них безответственное отношение к своим поступкам.
Четвертая ошибка — игнорирование индивидуальных особенностей подростков. Необходимо видеть в каждом учащемся индивидуальность, учитывать их особенности. Игнорирование приведёт к педагогическим промахам. Педагог должен восполниться доверием к нравственным и интеллектуальным способностям каждого ребенка, ведь каждый ребенок — это «повторение сил природы, и он также безграничен, как Вселенная». Дети понимают и ощущают намного больше, чем кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, с ними нельзя лукавить, невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогут проложить тропинки к их душам.
Педагог должен быть живым, обаятельным, энергичным и ярким, таким, каким рождает и требует наш век. Педагог дополнительного образования в моем понимании — это идеал терпимости и благородства в ожидании лучшего в своем воспитаннике, в непрекращающемся доброжелательном ожидании успеха.
Как педагог, я стараюсь придерживаться принципа, сформулированного А. С. Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему». На уроках литературы я ввожу ребят в мир знаний, в мир прекрасного, учу различать добро и зло, наполняю их душу, помогаю им стать творцами. Учить надо законам Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, Справедливости. Учить так, чтобы душа пела, взлетала, порхала, радовалась и никогда не перестала гореть ярким огнём жизни!
Анализируя свой опыт педагогической практики, я пришла к выводу, что мастерство педагога выражается в умении помочь учащимся найти себя в жизни, осознать свой профессиональный выбор, сделать процесс обучения желанным для обучающихся, радостным, построить его на основе развития их познавательных интересов, формирования нравственных и профессиональных качеств. Поэтому в процессе своей работы я стараюсь реализовать четыре основополагающих принципа:
− научить приобретать знания: понять, насколько важно для своей личности непреходящее желание, а также умение познавать новое.
− научить работать: усвоить деятельностный подход к любому порученному делу, уметь оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность для достижения наилучшего результата.
− научить жить: уметь адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, стать способным творчески реализовывать себя в профессиональной деятельности и в личной жизни, создавать условия для саморазвития, самоформирования обучающихся в меру своих способностей.
− научить жить вместе: формировать в себе устойчивую систему эмоционально — ценностного отношения к миру, к людям, осознавать себя членом общества.
Моя стратегия по отношению к воспитанникам:
1) верь в ребенка;
2) не навреди;
3) понимай и принимай ребенка таким, какой он есть;
4) искренне радуйся его удачам и переживай ошибки;
Стратегия по отношению к себе:
1) я не боюсь достичь совершенства, достичь его невозможно;
2) я верю в науку, могу вырабатывать в себе педагогическую интуицию, могу анализировать свои достижения и достижения своих воспитанников;
3) я всегда готова встать рядом или впереди;
4) подставить плечо под груз тревог или забот, протянуть руку помощи;
5) дотянуться до мечты;
6) перешагнуть через усталость и боль;
7) подняться выше неудачи;
8) повторить весь комплекс опять и сначала до победы.
Для реализации данных принципов и стратегий необходимо верить в своего ученика, понимать и принимать таким, какой он есть, уважать в каждом обучающемся личность, быть требовательным, но справедливым, искренне разделять с учеником его удачи и огорчения. А для этого нужно самому быть терпимым к ним, откровенным, видеть и искать в них прежде всего лучшее, пробуждать жажду знаний, давать своим ученикам возможность гордиться успехами.
Литература:
- Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. в 8-ти томах, т. 1. — М.: Педагогика, 1983.
- Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании //Собрание сочинений: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948–1950. — Т. 2.
- Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Собрание сочинений: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948–1950. — Т. 2.