О психолого-педагогической поддержке обучающихся в условиях нового исторического типа детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 19.02.2021

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Рожкова, Е. С. О психолого-педагогической поддержке обучающихся в условиях нового исторического типа детства / Е. С. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78709/ (дата обращения: 19.12.2024).



Оказание психолого-педагогической поддержки детям и подросткам сегодня является актуальной задачей образовательных учреждений в свете сложившихся социальных условий. Необходимость поддержки вызвана современной социальной действительностью. Здесь важно упомянуть результаты исследований РАО, согласно которым у 25 % обучающихся наблюдается недостаток коммуникативных навыков; 30 % обучающихся проявляют агрессию по отношению к сверстникам; установлено недоразвитие мотивационно-потребностной сферы; увеличивается число обучающихся с эмоциональными проблемами и повышенной тревожностью, страхами.

Сегодня складывается двоякая тенденция развития детства. В последнее время все более отчетливо проявляются признаки, одинаково присущие миру взрослых и миру детей. В частности, жизнь детей становится все более похожей на жизнь взрослых — она определяется календарными планами, раздробленностью, рациональностью, размываются возрастные границы и исчезает стратификация.

С другой стороны, дети вытеснены из мира взрослых, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина об историческом происхождении периодов детства, вследствие чего им становится все труднее постигать смыслы человеческой деятельности и социальных отношений, дети отделены от производительного труда взрослых и инициатива ребенка не играет сколько-нибудь значимой роли [1].

Важное место в стирании различий между сферами взрослых и детей занимают средства массовой информации, интернет. Современные дети сегодня знают обо всем, что необходимо знать лишь, будучи взрослыми. Интернет, телевидение создают иллюзию правдиво отображённой реальности — увиденное с экрана ребенок воспринимает как истину, не понимая, что узнает о мире из «вторых рук». В компьютерных играх, фильмах часто показываются отрицательные формы взаимоотношений из-за чего мир взрослых кажется ребенку полным конфликтов и проблем. Герои фильмов часто действуют как отрицательные образцы, не концентрируют в себе нравственные, ценностные качества, которые должны формироваться у детей. Средства массовой информации конкурируют с семьей за право интерпретации происходящих событий, процессов, способствуя подрыву родительского авторитета и популяризируя иные ценности и нормы. В этой ситуации семейные ценности (доверие, солидарность, честность, открытость) диссонируют с ценностями, предъявляемыми ребенку со стороны социума (успешность, расчетливость, конкурентоспособность).

Новый исторический тип детства поднимает вопрос о необходимости пересмотра организационных и содержательных основ системы образования, каждый ребенок требует особого педагогического внимания и сопровождения. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения в качестве одной из приоритетных задач указана индивидуализация образования, которая включает в себя психолого-педагогическое сопровождение, самостоятельным звеном которого является педагогическая поддержка, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий саморазвития.

Психолого-педагогическая поддержка — деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, это особое направление деятельности, последовательно развивающее принципы личностно ориентированного образования. Основными средствами психолого-педагогической поддержки является безусловное позитивное принятие ребёнка во взаимодействии с педагогами. Педагог, вооружённый такой целью, осознаёт себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации рефлексирует себя в роли специфического носителя личного опыта, предлагает этот опыт ребёнку в качестве средств поддержки и решения его проблем в обучении. Нацеленная на решение конкретных проблем ребенка, поддержка фактически становится средством инициации его собственных сил развития, запуска индивидуальных процессов самореализации, она призвана помочь ребенку в критической для него ситуации и сформировать важный индивидуальный жизненный опыт.

Задачами психолого-педагогической поддержки являются:

− профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);

− содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями);

− развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов, методистов.

Педагогам и родителям важно знать и понимать природу психологических особенностей ребенка, причины появления негативных психологических и личностных образований, аддиктивного поведения, необходимо быть компетентными в области оказания психолого-педагогической поддержки в становлении личности ребенка.

Сегодня существует ряд пособий, которые позволяют повысить компетентность социальных педагогов, преподавателей, методистов в области возрастной, гендерной, педагогической психологии для оказания поддержки гиперактивным, тревожным, застенчивым, агрессивным детям, например к таким можно отнести пособие «Развитие психологической компетентности педагогов», разработанное при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Также на базе центров развития образования проводятся семинары для развития профессиональной компетенции педагогов, такие как «Одаренный ребенок», «Тревожный ребенок», «Агрессия и методы работы с ней» и др.

Педагог, имея психологические знания по вопросам оказания психолого-педагогической поддержки, может учитывать в образовательном процессе не только рекомендации психолога, адресованные детям с нарушениями в эмоциональной сфере, но и активно применять на практике свои знания из области практической психологии. Родитель, компетентный в этой области, имеет возможности осознать причины девиантного поведения своего ребенка, выбрать лучшие стили и методы взаимодействия, гармонизировать взаимоотношения с ребенком. Осуществляя психолого-педагогическую поддержку, у взрослого человека есть возможность оказания помощи ребенку в понимании им самого себя, в определении и усилении своих сильных сторон, снятии барьеров, которые мешают развитию и построению жизненной траектории.

Литература:

  1. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии.-1992.- № 3–4.
  2. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Образование и общество.-2009.-№ 2.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическая поддержка, ребенок, мир взрослых, массовая информация, педагог.


Похожие статьи

К вопросу развития системы воспитания, образования и формирования направленности личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Актуализация психолого-педагогических проблем социального развития детей-сирот

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Похожие статьи

К вопросу развития системы воспитания, образования и формирования направленности личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Использование возможностей музейно-педагогической деятельности в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот

Актуализация психолого-педагогических проблем социального развития детей-сирот

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Задать вопрос