В статье рассматривается проблема теоретизации принципов цифрового права. Цифровое право — молодая отрасль российской системы права, в которой многие ключевые понятия еще не наши общепринятого понимания. К таким понятиям относятся принципы данной отрасли права. Авторы излагают свое видение этих принципов.
Ключевые слова : цифровое право, отрасль права, признаки отрасли права, принципы отрасли права, информация, защита информации, доступ к информации.
Одним из признаков отрасли права является наличие собственных принципов. В данной работе речь пойдет о принципах цифрового права, о том, насколько важно уметь правильно их определить, так как отрасль права без принципов теряет свой статус отрасли, «опускаясь» до уровня подотрасли права или института права.
Цифровое право — новая отрасль российской правовой системы. Пока еще трудно говорить о том, насколько правильно называть данное направление отраслью права. Данное обстоятельство объясняется тем, что в академической среде пока еще нет четкого понимания предмета цифрового права, его функций, методов. Пока еще не систематизированы источники цифрового права. Анализ той пока еще скудной литературы, которая посвящена проблемам цифрового права, показывает, что среди ученых все еще наблюдается различное понимание цифровых правоотношений. Тем не менее, как нам кажется, настало время выявить и четко определить все признаки цифрового права, если мы все-таки считаем данное направление отраслью права.
На наш взгляд с точки зрения определения принципов цифрового права отправной точкой может послужить анализ такого важного документа, как Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», в котором рассматриваются принципы данной Стратегии. Считаем, что эти принципы и могут послужить основой теоретизации принципов цифрового права в целом. Итак, Указ гласит, что «Основными принципами настоящей Стратегии являются:
а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере».
Примечательно, что многими российскими исследователями констатируется также, что данный нормативно-правовой акт является ключевым источником в формирующемся российском цифровом праве.
Итак, как было сказано выше, принципы любой отрасли права представляют ее признак. Точно так же, как признаками отрасли права являются предмет, метод, функции и источники. Говоря о принципах права более абстрактно, заметим, что принцип — это своего рода вектор развития той или иной отрасли права, или права в целом. Принципы могут быть общеправовыми, например, принцип справедливости, который свойственен всем отраслям права. Они могут быть отраслевыми. В частности, к отраслевым принципам права могут быть причислен принцип равенства субъектов в гражданском праве. Принципы могут быть и межотраслевыми, то есть, объединять в себе две и более отрасли права [1].
Попробуем более детально разобрать каждый принцип Стратегии, которые, как мы сказали выше, можно взять за основу в процессе теоретизации принципов цифрового права. Обеспечение прав граждан на доступ к информации , означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение информации. Данное положение, на наш взгляд, тесно переплетается с такими правами человека, как право на жизнь, права на частную собственность. То есть рассматриваемое нами право можно отнести к группе прав человека первого поколения. Обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией — данное положение означает, что каждый гражданин может выбрать любой из разрешенных государством способов получения информации и работы с информацией. К таким способам можно отнести сеть интернет, традиционные средства массовой информации, обращение в государственные органы власти и др. Крайне важен и следующий принцип — с охранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг . Данное положение означает, что граждане страны не обязаны использовать цифровые виды информации, например, при осуществлении сделки купли-продажи. Как нам видится, этот принцип несет в себе некий оттенок консерватизма, учитывая интересы тех граждан, которые сохраняют приверженность ставшими традиционными методам получения информации. Особое место, безусловно, занимает приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий. Россия — страна, имеющая сильные традиции всех народов, которые веками проживают бок о бок на огромной территории. Безусловно, крайне важно гражданам нашей страны не затеряться в современных веяниях и трансформациях, которые пока еще не доказали свою жизнеспособность и эффективность. Следующий принцип — обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях — также можно охарактеризовать как основополагающий. Действительно, тайна переписки, тайна личной жизни, медицинская тайна и другая конфиденциальная информация должна сохраняться. Доступ к подобной информации должен быть крайне ограничен, что важно для демократического и правового государства. И, наконец, обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере. Данное положение также может рассматриваться в качестве принципа формирующегося цифрового права. Действительно, та информация, которая нередко транслируется из сомнительных источников, может быть необъективной по отношению к нашим гражданам. Крайне важно в подобной ситуации взять под защиту соотечественников. Поэтому, как нам видится, этот принцип должен быть системообразующим в рамках цифрового права.
Итак, цифровое право — отрасль в системе российского права молодая, еще не совсем устоявшаяся и не полностью оформившаяся. Принципы данной отрасли права могут задать тот вектор, по которому эта отрасль будет развиваться в дальнейшем. Ученому сообществу крайне важно правильно определить эти принципы. Как нам видится, обозначенные в работе положения имеют все шансы в перспективе стать принципами российского цифрового права.
Литература:
- Нуриев Б. Д. Объектно-предметные отношения в юридической науке и праве (на примере финансового права) // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 2 — С. 278 ‒ 281.