В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового законодательства.
Ключевые слова: налоги, налоговое планирование, налоговая политика, налоговая нагрузка, факторы, учетная политика, риски, налоговое бремя.
Существенной частью финансовой политики организации является ее налоговая политика. Любое предприятие заинтересовано в снижении налоговых выплат. Это способствует росту финансовых ресурсов для развития деятельности и увеличению финансовой устойчивости. В современных условиях организации заинтересованы в получении большей прибыли, этому способствует эффективное формирование и управление учетной политикой предприятия.
Налоговая политика в контексте мер общей финансовой политики решает задачи налогообложения юридических и физических лиц с целью мобилизации средств в доходную часть бюджета.
За прошедшие годы принципиально изменилась модель взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов, что привело к обязательному составлению налоговой части в общей экономической стратегии государства.
Развитие налогового законодательства в Российской Федерации происходит очень быстро, что создает проблемы в налогообложении организаций, изменение основных приоритетов в области налоговых отношений становится одной из основных задач, стоящих перед всеми организациями.
В настоящий момент сложно выделить одно определение «налоговая политика», рассмотрим основные подходы к этому определению:
— Узконаправленный подход, ограничивает сферу применения налоговой политики исключительно областью налогов.
— Функционально-целевой подход, выделяет функциональные возможности и/или экономическую сущность налогов, указанием текущих целей реализации налоговой политики.
— Стратегически-ориентированный подход, выделяет стратегические ориентиры, перспективные требования и/или рамочные ограничения налоговой политики.
В рамках данной работы будем основываться на узконаправленном определении. Налоговая политика — система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов [5].
Налоговая политика осуществляется государством на различных этапах экономики через налоговые льготы, ставки по налогам и сборам и их изменения, тем самым стимулируя развитие одних видов деятельности и закрытие других.
Все налогоплательщики в Российской Федерации подлежат постановке на учет в налоговой инспекции, также их имущество и транспортные средства. Вставать на учет следует по месту жительства или по месту нахождения имущества. Постановка на учет в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений из государственных реестров юридических или индивидуальных предпринимателей [3].
В настоящее время налоговое законодательство не способствует формированию налоговых отношений организаций, целью налоговой политики является оптимизация налоговых процессов, и установление правил формирования величины налогового бремени и его структуры.
Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [1]. Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ:
— Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»;
— Глава 25 «Налог на прибыль организаций»;
— Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»;
Цель налоговой политики предприятия заключается в эффективном создании экономических процессов деятельности в существующей налоговой системе.
Основные положения налоговой политики организации:
— установление реальных условий для деятельности предприятия;
— рентабельность продаж;
— рентабельность активов;
— установка темпов роста доходов организации относительно расходов;
— контроль убытков в бухгалтерской отчетности;
— оценка заключаемых договоров на возможность налоговых последствий [2].
При разработке налоговой политики организации следует основываться на условии снижения налогового бремени для увеличения собственного капитала предприятия.
По нашему мнению, для формирования налоговой политики организации необходимо основываться на следующих принципах:
1) Законность — отсутствие разногласий между деятельностью организации и нормативными актами. Это способствует снижению риска возникновения споров между организацией и налоговой инспекцией, минимизирует вероятность задолженности и штрафов по налогам и сборам.
2) Эффективность — применение налоговых льгот.
3) Выгодность — оптимальное снижение суммы налогов в соотношении с результатами деятельности организации за счет смены инструментов налоговой политики.
4) Альтернативность — ежегодное налоговое планирование различных вариантов с применением наиболее эффективного из них для конкретной организации.
5) Оперативность — своевременная корректировка налоговой политики в соответствии с изменениями налогового законодательства.
Таким образом, применение данных принципов необходимо в любых организациях, чтобы исключить ошибки в налоговой отчетности.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая политика прямо влияет на активную и законную деятельность организации. Разработанная и применяемая на предприятии учетная политика в сфере налогообложения способствует минимизации налоговых рисков, сохранению активов и стабильности предприятия. Формирование налоговой политики организации должно быть тесно связано с общей политикой управления предприятием, основанием должна быть разработка модели управления налогами для повышения финансовой устойчивости организации.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ
- Приказа Федеральной налоговой службы РФ от 30.02.2007 г. № ММ-3–06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
- Лавренчук Елена Николаевна Проблемы формирования налоговой политики организации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. № 5 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-nalogovoy-politiki-organizatsii (дата обращения: 31.01.2021).
- Финансы: учебник / А. П. Балакина, И. И. Бабленкова, И. В. Ишина и др.; под ред. А. П. Балакиной, И. И. Бабленковой. — Москва: Дашков и К°, 2017. — 383 с.: ил. — (Учебные издания для бакалавров). — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454074 (дата обращения: 31.01.2021). 71–73с.
- Экономика организаций: учебник / О. Н. Глотова, Ю. В. Рыбасова, О. А. Чередниченко и др. — Ставрополь: Агрус, 2015. — 392 с.: табл., схем. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438689 (дата обращения: 31.01.2021). 36- 39с.