В статье рассматриваются вопросы необходимости прогнозирования социально-экономического развития регионов России. В частности, на примере Сахалинской области проведен анализ ключевых проблем осуществления прогнозирования социально-экономического развития регионов. На основе этого определены ключевые направления устранения выявленных недостатков.
Ключевые слова : регионы, социально-экономическое развитие регионов, прогнозирование, прогнозы, прогнозирование социально-экономического развития региона.
The article discusses the need to forecast the socio-economic development of Russian regions. In particular, the analysis of the key problems of forecasting the socio-economic development of the regions is carried out on the example of the Sakhalin region. Based on this, the key areas of elimination of the identified shortcomings are identified.
Keywords : regions, socio-economic development of regions, forecasting, forecasts, forecasting of socio-economic development of the region.
Осуществление сбалансированного территориального развития Российской Федерации на современном этапе является одной из важнейших задач, стоящей перед государством. Одним из характерных признаков территориального развития России является высокий уровень дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Обратимся к Таблице 1.
Таблица 1
Коэффициенты вариации России по различным показателям, 2015–2019гг., в % [5]
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ВРП |
38,7 |
39,0 |
40,6 |
40,9 |
39,2 |
Среднедушевые денежные доходы |
19,0 |
17,9 |
18,9 |
19,5 |
19,2 |
Уровень бедности (доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума) |
35,3 |
36,0 |
37,0 |
36,5 |
36,3 |
В соответствии с представленными данными можно заключить, что регионы России по ВРП и уровню бедности характеризуются существенной дифференциацией (поскольку коэффициент вариации превышает 33 %). При этом ввиду экономического кризиса и санкционной политики в отношении России показатели дифференциации регионов несколько ухудшились. Кроме того, стоит отметить, что ухудшение экономической ситуации и усугубление проблемы региональной дифференциации ожидается на фоне пандемии коронавируса.
В условиях высокого уровня дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития, всё большую актуальность приобретают вопросы, связанные с социально-экономической политикой, проводимой на уровне субъектов нашей страны. Однако особое внимание в данном контексте также необходимо уделить прогнозированию социально-экономического развития региона с целью корректировки политики, реализуемой на современном этапе.
Региональное прогнозирование позволяет решать следующие задачи:
- Выявление и анализ характерных для конкретного региона тенденций в социально-экономическом развитии территорий (в условиях дифференции регионов по природным, инвестиционным, экономическим и иным условиям решение данной задачи является приоритетной);
- Прогнозирование дальнейшего развития выявленных тенденций, а также угроз экономической безопасности субъектов;
- Предвидение возникновения различных проблем и угроз социально-экономического характера (снижения реальных доходов населения, увеличение уровня безработицы и т. д.);
- Корректировки политики социально-экономического региона с учетом выявленных тенденций с целью предотвращения возникновения проблем и угроз экономической безопасности.
Нормативно-правовую основу для осуществления прогнозирования на территории Российской Федерации составляет Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [1].
Согласно главе 9 указанного Федерального закона, в рамках прогнозирования на уровне субъектов РФ разрабатываются прогнозы социально-экономического развития регионов на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также бюджетные прогнозы.
Однако на современном этапе прогнозирование на региональном уровне характеризуется рядом пробелов и недостатков (например, недооценка региональными властями роли прогнозирования в развитии региона, отсутствие прозрачности в используемой властями региона методологии при построении прогнозов), что напрямую сказывается на эффективности социально-экономической политики и темпах развития экономики регионов.
В данном контексте представляется анализ регионального прогнозирования на примере Сахалинской области.
Одним из основных является долгосрочный прогноз социально-экономического развития Сахалинской области до 2035 года [2]. Он является документом стратегического планирования области. При этом важно отметить, что именно данный прогноз является основой для разработки программ региональной политики и составления бюджетного прогноза.
Цель указанного стратегического документа заключается в определении значений основных показателей деятельности региона на долгосрочную перспективу для обеспечения корректировки стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, Бюджетного прогноза и иных стратегических документов Сахалинской области.
Прогноз социально-экономического развития Сахалинской области на долгосрочный период должен решить следующие задачи:
1.Анализ основных показателей регионального развития Сахалинской области;
2.Определить ключевые факторы и ограничения экономического роста Сахалинской области;
3.Определение вариативности воздействия внешних и внутренних факторов на основные показатели региона и на их основе разработка мер и мероприятий для снижения риска;
4.Выявить вероятные последствия той или иной хозяйственной политики при том или ином сценарии социального развития и международной обстановки;
5.Представить прогнозные значения показателей, характеризующих развитие различных отраслей экономики Сахалинской области, внешней торговли, инвестиционной составляющей, рынка труда, уровня жизни населения и т. д. [3].
Прогноз разработан для обеспечения стабильности показателей человеческого капитала, конкурентоспособности региона и создания условий качественной жизни населения, сбалансированного развития различных сфер общества и становление опорного центра.
Важно подчеркнуть, что Прогноз социально-экономического развития Сахалинской области на долгосрочный период до 2035 года является базовым документом как для составление прочих прогнозов (например, бюджетного), так и для определения основных мероприятий реализации региональными властями политики по ключевым направлениям. Так, на его основе разработан Бюджетный прогноз Сахалинской области.
Одним из преимуществ указанного прогнозного документа является тот факт, что он содержит не просто динамику показателей в прогнозном периоде, но и определяет ключевые факторы, оказывающие негативное и позитивное влияние на социально-экономическое развитие территории. Так, в соответствии с данными прогнозами на социально-экономическое развитие Сахалинской области оказывают влияние следующие факторы (Таблица 1).
Таблица 1
Факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие в Сахалинской области в прогнозном периоде [2]
Положительные факторы |
Негативные факторы |
Значительные пригодные для добычи запасы нефти и газа. |
Экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков |
Выгодное ЭГП (близость к странам АТР) |
Экстремальные природно-климатические условия |
Сравнительно высокий уровень зарплаты стимулирует приток трудовых мигрантов. |
Высокая капиталоемкость ведущих отраслей экономики. |
Удовлетворительный уровень развития и наличие возможности доступа к мощностям базовых видов производственной инфраструктуры. |
Высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России |
Реализация крупных инвестиционных проектов |
Демографические факторы (сокращение численности населения, миграционный отток) |
В целом прогноз социально-экономического развития Сахалинской области рассматривает все сферы экономики региона, однако данный прогнозный документ характеризуется следующими недостатками:
- Отсутствие пояснений по методологии и использованным методам прогнозирования;
- Отсутствие пояснений, в каких направлениях необходима реализация указанных прогнозов и др.
Следует отметить, что оценка точности прогноза является крайне важным аспектом, поскольку от этого зависит и эффективность дальнейшей политики. Однако оценка точности прогнозов существенно затрудняется в условиях существования того факта, что в прогнозах используется ряд показателей, статистика по которым не представлена в открытом доступе. Кроме того, было бы также целесообразно со стороны региональных властей составлять отчеты, содержащие сравнение фактических и прогнозных значений показателей [4]. Подобные отчеты позволили бы оценить точность составленного прогноза и, в случае необходимости, внести необходимые корректировки в методологию.
Таким образом, очевидно, что с целью повышения эффективности реализуемой политики в сфере социально-экономического региона необходимо внести следующие изменения в подход регионов к составлению прогнозных документов:
- Дать точную характеристику методов и инструментов, использованных при построении прогноза;
- Обозначить область применения прогнозов не в общем (для составления стратегии социально-экономического развития региона), а в частности для каждой сферы экономики, которая рассматривается в прогнозном документе.
Таким образом, прогнозирование играет ключевую роль в социально-экономическом развитии региона. Именно благодаря прогнозированию своевременно корректируется современная политика регионов. Кроме того, прогнозирование является ключевым инструментом для выявления потенциальных проблем социально-экономического развития и угроз безопасности региона. Соответственно, качество составления прогнозных документов должно быть на высшем уровне. Однако на современном этапе для большинства регионов и, в частности, для Сахалинской области характерно «поверхностное» составление прогнозов, которое выражается в отсутствии описания используемой методологии, ключевых факторов развития и т. д., что способствует снижению эффективности реализации и корректировки политики, проводимой региональными властями.
Литература:
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ
- Распоряжение Правительства Сахалинской области от 18.12.2018 г. N 716-р «Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Сахалинской области до 2035 года "
- Твердохлебова, Е. А. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории / Е. А. Твердохлебова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 249–255.
- Оценка качества количественных прогнозов. — Текст: электронный // Инфопедия: [сайт]. — URL: https://infopedia.su/1x2181.html (дата обращения: 16.10.2020).
- Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — 1995–2020. — Электрон. Дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.12.2019)