В данной статье предложены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения, основанного на базе общеобразовательного учреждения. Данный вид обучения предоставляет возможность обучающимся усилить мотивацию к изучению французского языка, так как в следствие этого у них появляются новые возможности в сфере образования, которые основаны на их активной позиции.
Ключевые слова: смешанное обучение, индивидуализация процесса, дистанционное обучение, модель Смена рабочих зон, Перевёрнутый класс, обучение в классе, сетевое обучение.
Будучи одним из самых важных мировых языков, французский язык также, как и англо-американский имеет «планетарную географию». Ведь он используется на пяти континентах нашей Земли. Французский язык является не только рабочим и официальным языком ООН, в свою очередь это также официальный язык Олимпийских игр.
Как известно, грамматика — это важнейшая структура языка. Именно благодаря ей, язык превращается в речь. Вовремя обучения грамматике для учащихся очень много вещей является незнакомым: сама грамматическая система языка, грамматические явления языка и способы их функционирования.
В момент обучения иностранному языку перед педагогом стоит преимущественно важная задача — вывести систему форм и правил употребления изучаемого языка в область бессознательного, а значит на уровень автоматического употребления. Грамматика есть необходимая база, без которой невозможно полноценно использовать иностранный язык, также, как и употреблять его в форме средства общения. Именно поэтому грамматика в курсе изучения абсолютно любого иностранного языка занимает особую роль.
Если проанализировать сущность индивидуализации в образовании, то следует подчеркнуть немаловажное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Индивидуальный подход в образовании обращает свое внимание на поддержку эффективности самого процесса обучения, где в свою очередь педагог — это главное звено в системе обучения. Одновременно с этим педагог должен подобрать определённые формы, средства и методы обучения, рассматривая индивидуальные особенности каждого ученика, но при этом обучение должно строиться не для конкретной личности, а для всей массы обучающихся. В конечном счете, при индивидуальном подходе определенного ученика сравнивают не с самим собой, а его достижения с результатами других учеников.
Индивидуализация процесса обучения предусматривает, что ученик выступает в качестве субъекта, а значит, что его позиция становится активной. Преимущественно, задача индивидуализации — научить ученика самостоятельно управлять своей образовательной траекторией.
Из-за того, что был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ), грамматика стала объектом контроля. В связи с этим, в тест включены задания по грамматике, что составляет отдельный блок. Необходимо выбрать правильно форму слова, время, залог и управление. Для того чтобы справиться с этими заданиями ученики должны владеть правилами, а также иметь практику в применении знаний по грамматике. Таким образом, грамматика является уже не только средством для формирования коммуникативной компетенции, но и целью обучения.
Авторский онлайн курс «Французская грамматика для учащихся 7- 8-х классов» расположен на виртуальном образовательном портале Лицея № 9. Цель курса: углубленно изучить разделы грамматики.
Краткое содержание курса: понятия грамматических времён французского языка, их образование и употребление. Учащиеся должны знать грамматические времена французского языка, образование и употребление, уметь составлять краткие высказывания по изученным темам, уметь задавать вопросы по пройденным темам, уметь употреблять в устной и письменной речи изученный грамматический материал.
Материал обязательно делится на три части:
1) Обязательный материал
2) Дополнительный материал
3) Контроль по теме.
Содержание теоретического материала дается в виде презентаций, видеороликов и отвечает каждому пункту требований: знать, помнить.
Дополнительный материал — это тренировочные упражнения
Контрольные упражнения — это закрепление пройденного материала.
Для обучения грамматике французского языка с применением онлайн курса мы используем модели смешанного обучения:
– «Смена рабочих зон»,
– «Перевёрнутый класс».
Модель «смена рабочих зон»
Именно интересные задания, благодаря которым требуется узнать и научиться делать что — то новое наполняют смыслом работу учащегося и конечно мотивирует его. Обучение учащихся всего класса ведется по одним и тем же технологиям. На уроке учащиеся делятся на две группы и распределяются по зонам:
– онлайн — работа (индивидуальная работа по инструкциям, размещенным на страницах дистанционного курса),
– работа в группе или индивидуальная работа с учителем.
Затем происходит смена рабочих зон.
Целью применения данной модели являетсяповышение эффективности обучения на уроке за счет учета уровня подготовки обучающихся и их индивидуальных особенностей.
Модель «Перевёрнутый класс» предполагает самостоятельное изучение нового материала обучающимися дома. Весь класс обучается по одним и тем же технологиям. Репродуктивная учебная деятельность переносится на домашнее изучение. Работа в классе заключается в обсуждении материала, изученного самостоятельно в домашних условиях. Используются информационные ресурсы, размещенные на страницах дистанционного курса:
– видеоматериалы,
– презентации,
– тренировочные упражнения и тесты.
На уроке применяются различные виды деятельности и организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени изложения теоретического материала учителем.
Основным преимуществом смешанного обучения является гибкость. При этой форме обучения занятий в классе становится меньше, из-за этого, что часть занятий переносится в режим онлайн. Помимо этого, у школьников появляется возможность пообщаться с учителем в онлайн режиме и некоторую часть материала они могут изучить самостоятельно. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс и создать интерактивность обучения. Отсюда следует, что онлайн-обучение — это не альтернатива, а важная часть традиционного образования, отличная возможность получить новые знания, к тому же освежить старые.
Дифференциация обучения осуществляется в большинстве случаев через групповые и индивидуальные задания. Оправдывают себя следующие с пособы дифференциации:
– для более сильных ребят время на выполнение работы дается меньше, но содержание задания одинаково для всех детей;
– на одном этапе используются задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых детей;
– для слабых ребят дается вспомогательный материал, который облегчает выполнения задания;
– дети сами выбирают один из нескольких вариантов предложенного задания на этапе закрепления материала. Если дифференцированное обучение относится к отдельному ребенку, то оно становится индивидуальным.
Литература:
- Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян, А. Ф. Будько, И. В. Чепик 2005.
- Куприянова, Г. В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001.
- Миролюбов А. А., Парахина А. В. Общая методика преподавания иностранных языков. М., 1996.
- Соловьева Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005.