В статье авторы рассматривают особенности лекционного процесса в военном вузе.
Ключевые слова : чтение лекций, преподаватель военного вуза, принцип наглядности, визуализация информации.
Курс физики в нашем вузе состоит из лекций, практических занятий, лабораторных работ, а также самостоятельной и научной работы курсантов, проводимых согласно распорядку во второй половине дня, а также консультаций. Лекционный курс состоит из двенадцати тем, которые заканчиваются зачетом с оценкой или экзаменом.
Большое внимание уделяется чтению лекций. Лекционный курс представляет минимум систематизированной информации, которая дополняется практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой курсантов.
Исторически главной целью лекции в первых университетах было передача профессором новых знаний студентам. Несмотря на то, что в настоящее время появилось большое количество учебников, в том числе электронных учебников, обязательных к прочтению в военном вузе, функция лекции не теряет своего значения. Преподаватель на лекциях в учебном заведении сообщает учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но является необходимым. Информационная функция также является актуальным по дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия [1].
Преподаватель военного вуза не только информирует своих слушателей эмоционально и заинтересованно, для чего используются лекционные демонстрации, презентации, интерактивные доски и другие современные методы. Лекция для курсанта — это источник научной информации, преподносимой понятным языком для того, чтобы курсанты поняли ее и прочувствовали, а также продвинулись в самостоятельной работе с литературой, а также расширили свой кругозор. Необходимо не перегружать ее теоретическими и фактическими сведениями, не перенасыщать ее информацией.
Очень важной функцией лекции является систематизирующая функция. Дело в том, что знания сообщаются в лекции в систематизированном виде. Лекция в военном вузе состоит из трех учебных вопросов, которые оглашаются в начале занятия и записываются курсантами, а также приводится список необходимой литературы, в числе которой обязательно содержатся современные электронные учебные пособия. Далее идет общий обзор изучаемого предмета, курсантам сообщается, на какие понятия следует обратить внимание. А также внимание следует уделить выводам в конце раздела, контрольным вопросам.
В процессе чтения лекции реализуется принцип наглядности, особое внимание при подготовке уделяется средствам визуализации информации. В нашем вузе принято использовать плакаты, раздаточный материал, презентации, видеоролики, учебные фильмы.
Теоретически любая лекция структурирована, но в военном вузе эта категория приобретает особый характер. Начинается лекция с введения, объявляется номер темы и название и обязательно записывается на доске. Объявляются три обязательных учебных вопроса, приводится литература, в том числе электронный учебник, выпущенный ВУНЦ ВВС ВВА в 2016 году, а также часть другой обязательной литературы. Обязательно подчеркнуть место данной темы внутри и межпредметно. Можно уверенно заявить, что введение в лекцию является ее организующей, во многом определяющей дальнейший ход занятия [2].
Особое внимание следует уделить объекту обучения — практически взрослым людям, некоторые из которых имеют профессиональный опыт, социальный статус. Навыки обучения у первокурсников очень высоки.
Научиться хорошо читать лекции — одна из профессиональных задач педагога.
В начале лекции курсантам необходимо довести цели лекции, это позволяет сразу вовлекаться в процесс слушания лекции. Должна быть выдержана доступность изложения, то есть преподаватель должен учитывать уровень курсантов, их индивидуальные особенности. Научность предусматривает раскрытие причинно-следственных связей, междисциплинарные связи. Преподаватель должен наблюдать, что из изложенного воспринято аудиторией, есть ли вопросы у слушателей. Нет ли вопросов из-за недостаточного понимания содержания лекции, успевают ли они конспектировать материал, умеют ли они приложить соответствующий материал к решению конкретных задач.
Необходимо отслеживать обратную связь. Это достигается кратким опросом в начале занятия.
Основные теоретические положения необходимо повторить несколько раз. В это время курсанты записывают материал и лучше запоминают его. Повторы повышают вероятность запоминания и усвоения материала, помогают систематизировать материал.
Лекция предусматривает внимание, а также эмоциональность изложения. Эмоциональность достигается грамотным, живым, непосредственным языком преподавателя. Ей способствуют шутки, афоризмы, идиомы. Но эмоциями лекцию переполнять нельзя, чтобы не получить дезорганизующий эффект [2].
Краткие отступления могут быть уместными в речи, когда лектору становится заметно, что внимание слушателей рассеивается. Отступления обязательно должны находиться в одном контексте с заявленной теме. Например, при изучении темы «Электромагнитная индукция» приводятся сведения о великом трио Эрстед-Максвелл-Фарадей. Рассказываю, как в 1820 году профессор Копенгагенского Университета Ганс Христиан Эрстед принес компас в аудиторию, и это положило начало открытию электромагнитного поля. А экспериментатор Майкл Фарадей, чтобы иметь возможность учиться, посещал лекции Королевской Академии и мечтал учиться у профессора Гемфри. Фарадей был сыном переплетчика, и когда послал профессору образец его переплетенных, прекрасным почерком переписанных лекций, тот пригласил его в лабораторию.
Кроме того, лекции в военном вузе должны содержать множество военных приложений. Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако поговорить со школьниками о некоторых страницах истории нашей Родины можно и на занятиях по физике. В курсе приводится множество физических открытий, которые привели нашу страну к победе над фашизмом. Это метод размагничивания судов в теме «Магнитное поле». Физиками создан обмоточный метод размагничивания судов. На палубе прокладывали или прикрепляли большую петлю из специально кабеля, по которой пропускался электрический ток. Ток создавал магнитное поле, которое было противоположным по направлению к собственному магнитному полю корабля. Это предотвращало срабатывание магнитной мины, так как общее магнитное поле корабля становилось незначительным. Руководил данными работами Анатолий Петрович Александров, а также Курчатов Игорь Васильевич. Наши боевые корабли были защищены от немецких мин к августу 1941 года. Также от мин были защищены подводные лодки.
Это труды знаменитых авиаконструкторов С. А. Лавочкина, А. С. Яковлева, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева. Российская армия имела самолеты всех назначений. Необходимо было улучшить технические характеристики самолетов, увеличить высоту полета, скорость подъема и скорость движения, маневренность машин, их огневую мощь и уменьшить посадочную скорость. В связи с этим созданы новые самолеты. Во-первых, это истребители высокого класса Ла-5 конструкции Лавочкина С. А. Он обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью, большим потолком полета (более 11 км), был прост в управлении и легок. Самолеты Ла-5 участвовали в боях под Сталинградом и имели много преимуществ перед вражескими самолетами подобного типа. Як-3, созданные А. С. Яковлевым, также появились в 1943 году. Простота пилотирования сочеталась с мощным вооружением. Взлетная масса составляла 2650 кг, высота полета 12 км. Самолет Ил-2 Илюшина С. В., созданный во второй половине 1942 года, имел форсированный двигатель и крупнокалиберный пулемет, скорость его была 430 километра в час, стрелковая установка защищала его хвостовую часть. Ту-2, пикирующий бомбардировщик, имел два двигателя мощностью по 1850 л.с., потолок полета 9.5 км, дальность 2100 км. Развивал скорость до 570 километров в час, бомбовая нагрузка была 1000 кг. Он сбрасывал бомбы в разных режимах полета по горизонтали и пикировании.
А вот пример применения силы упругости и закона Гука. Использовали рогатку, вкопанную в землю. Закладывали гранату-лимонку, в результате ее бросали на 150 метров вместо положенных 45, что мог сделать боец вручную. Тенгиз Шевгуладзе построил рельсовый клин для установки на железнодорожных путях. Таким образом, пускали под откос вражеские составы. Академик Абрам Федорович Иоффе сконструировал партизанский котелок. Туда был вмонтирован турбогенератор, состоявший из термопар. Несколько спаев находилось с внешней стороны, часть внутри. В котелок наливалась жидкость, разогретая над огнем. Внешние спаи нагревались. Разница температур служила для выработки электроэнергии для питания радиоприемников. Петр Леонидович Капица смоделировал проект кислородной установки, где сжатый воздух был разделен на две составляющие — азот и кислород, расширяющийся при низкой температуре. Вавилов Сергей Иванович производил изготовление люминесцентных светосоставов для нанесения на шкалы приборов. Производительность этой установки превышала прежние в 4–6 раз. Ученые Государственного оптического института, эвакуированные из Ленинграда, разработали методы светомаскировки военных объектов, новые образцы дальномеров, стереотруб.
Труды Павла Павловича Кобеко в теме «Механика», где идет речь о борьбе с деформацией льда на Ладожском озере. Ну и, конечно, необходимо отметить труды наших физиков — И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау, Ю. Б. Харитона в атомном проекте. На занятиях по физике у курсантов пробуждается чувство уважения к своей стране, своему народу через уважение к российским и советским ученым, их открытиям, возникает чувство сопричастности к истории и традициям своей страны. Это находит отражение в их трудах и статьях в рамках военно-научной работы, которую курсанты выполняют с большим интересом [3].
Очень важным является живой контакт со слушателями. Преподаватель должен уметь держать в поле зрения каждого курсанта, реагировать на их жесты и реплики, вовремя использовать афоризмы и шутки, что сближает преподавателя и аудиторию, создают позитивное настроение и оптимизм.
Особенное внимание следует обращать на подготовку к первой лекции, к первой встрече со студентами. В первой лекции закладывается представление, каким будет весь курс преподавания. Первая лекция в нашем курсе предусматривает рассмотрение общих вопросов, рекомендаций, как работать над курсом и соответствующей литературой, так как именно в ней начинается формирование отношения студентов к изучаемому предмету. В литературе содержится рекомендация для начинающих написать полный курс лекции, в нашем вузе есть полные методические разработки конспекта каждой лекции. Написание полного курса лекций — есть серьезная научно-методическая работа.
Лектору, находящемуся перед аудиторией, необходимо сочетать качества ученого, педагога и лектора. Педагогу необходимо излагать материал с убежденных позиций, с характерной увлеченностью. Это помогает возбудить интерес к материалу у слушателей. Надо знать предмет в объеме, превышающем материал излагаемого курса. Однако для успешного проведения лекции необходимо также педагогическое и психологическое понимание путей превращения сообщаемых сведений и знаний слушателям, яркая речь, отсутствие терминологических затруднений, образность и эмоциональность.
Литература:
- Морозова, Л. Ю. Чтение лекций взрослой аудитории / Л. Ю. Морозова. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/10/15/ chtenie-lektsiy-vzrosloy-auditorii (дата обращения: 17.02.2021).
- Подготовка и совершенствование лекций. — Текст: электронный // KazEdu: [сайт]. — URL: https://www.kazedu.kz/referat/45123/2 (дата обращения: 17.02.2021).
- Пашнева Т. В., Бирюков В. А. Воспитательные аспекты занятия по физике с курсантами 1 и 2 курса. Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов. [Текст]: cб. науч. ст. по материалам научно- практической конференции. (29 октября 2020 года) Воронеж, ВУНЦ ВВС ВВА, 2020 год, 391 с. — с.282- 285.