В статье рассмотрено формирование репродуктивной культуры молодёжи как актуальная проблема современного общества, представлены результаты исследования ценностных установок репродуктивного поведения современных подростков, а также сформулированы существующие противоречия.
Ключевые слова: репродуктивная культура, репродуктивное поведение, репродуктивное здоровье, молодёжь.
Человеческая жизнь зависит от многих факторов, но наиболее важным из них всегда было и будет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия 2. Понимание ценности здоровья существует не только на уровне отдельного взятого человека, но и на уровне государства. В области государственной политики в развитых странах отдельное внимание уделяется укреплению репродуктивного здоровья подрастающего поколения в целях улучшения демографической ситуации и предотвращения депопуляции.
Одной из основных задач Концепции демографической политики Российской Федерации является укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков 1. Данная концепция определяет низкий уровень репродуктивного здоровья молодежи и высокое число прерываний беременности в Российской Федерации. Полагаем, данный факт свидетельствует о несформированности репродуктивной культуры личности. Это подтверждают и статистические данные. Российская Федерация действительно занимает одно из ведущих мест по количеству абортов на 1000 живорожденных 2 и входит в пятёрку развитых стран по количеству подростковых беременностей 4. Данная ситуация не могла быть проигнорирована, поэтому укрепление репродуктивного здоровья подростков — важная часть демографической политики государства.
Под репродуктивной культурой понимаем целостное динамическое образование личности, которое включает в себя несколько компонентов. Во-первых, это знания о репродуктивных стратегиях: пронатальной — подготовке к рождению здорового ребенка, в том числе на основе современных репродуктивных технологий; и антинатальной — сдерживание фертильности. Во-вторых, ценностное отношение к репродуктивному здоровью как своему, так и партнера. В-третьих, безопасное репродуктивное поведение, предполагающее готовность к осознанному выбору репродуктивной стратегии, а также ориентацию на здоровый образ жизни обоих партнеров 5.
Целенаправленная организация процесса формирования репродуктивной культуры отвечает современным тенденциям воспитания. Её необходимость заключается в наиболее эффективном решением личностных и социальных задач, а также в профилактике таких негативные явлений, как ранняя беременность, аборты, заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем и др. 3.
Анализ литературы, посвященной вопросам репродуктивной культуры, позволяет сделать вывод о том, что несмотря на определенный объем научных работ и исследований в области репродуктивной культуры, здоровья и поведения, а также накопленный теоретический и практический материал в области социологии, медицины, демографии, культурологии, психологии, а также нравственного, полового, полоролевого и гендерного воспитания молодежи, в педагогике не сложился единый научно-обоснованный подход к формированию репродуктивной культуры личности.
В своих исследованиях Беляева М. А., Столярчук Л. И., Алешина Л. И., рассматривают репродуктивную культуру как систему, состоящую из таких элементов как знания, ценности и поведение. Она отражается в его репродуктивном поведении, которое обосновывается уровнем полученных знаний и сформированных ценностей индивида.
Вопрос о ценностных установках репродуктивного поведения встает особенно остро, когда отмечается высокий уровень абортов, подростковых беременностей и распространенности заболеваний, передающихся половым путем. Их изучение позволит более точно судить о состоянии репродуктивной культуры и выбирать эффективные методы её воспитания.
В собственном исследовании, направленном на определение ценностных установок репродуктивного поведения современных подростков, приняли участие 144 респондента, учащихся 9–11 классов: 75 (52,1 %) — женского пола, 69 (47,9 %) — мужского пола, по возрастным группам (15–16 лет и 17–18 лет) распределение было равным.
Экспериментальными гипотезами выступили следующие предположения. Во-первых, семья для современных подростков является ценностью второго плана, уступая таким ценностям как карьера, финансовое благополучие и т. д. Во-вторых, о сфере половых отношений подростки узнают в возрасте 10–12 лет от друзей и сверстников, что отражается на уровне знаний в вопросах о методах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем.
Анализ результатов исследования показал, что для современных подростков создание семьи и рождение детей не является одной из главных целей в жизни. Так, семейная жизнь занимает 10 место в рейтинге ценностей респондентов по результатам тестирования по методике М.Рокича, уступая таким ценностям как дружба, активная жизнь, материальная обеспеченность, интересная работа, свобода и др. Подростки одобряют половые связи до брака, 93,8 % респондентов считают их нормальными и допустимыми. Представление о сексе получают из недостоверных источников и в достаточно раннем возрасте. 47,9 % респондентов получили сведения о сексуальной жизни в возрасте до 10 лет, источником такой информации у 56,3 % респондентов стали средства массовой информации и интернет, а еще 33,3 % — от друзей и сверстников. Обнаружен низкий уровень информированности о средствах контрацепции и инфекциях, передающихся половым путём. Лишь 12,5 % опрошенных известно о таких средствах контрацепции как маточные колпачки, влагалищные диафрагмы, а также о химической контрацепции, 16,6 % — знают о существовании женских презервативов, а о влагалищном кольце, гормональных пластырях слышали лишь 4,9 % опрошенных. Несмотря на вышеперечисленное, современные подростки отмечают необходимость и заинтересованность в воспитательных мероприятиях по формированию репродуктивной культуры. Так, 79,2 % опрошенных хотели бы, чтобы в их школе проводились подобные занятия. Следовательно, что необходимость воспитательной деятельности в области формирования репродуктивной культуры существует, и признается самими подростками. Вследствие чего становятся явными противоречия между приоритетом государства, общества и личности на укрепление репродуктивного здоровья подрастающего поколения и неконструктивными стратегиями репродуктивного поведения молодежи. А также между осознанием необходимости, наличием методик в различных областях науки и практики и недостаточной научной обоснованностью педагогических условий формирования репродуктивной культуры молодежи.
Таким образом, формирование репродуктивной культуры молодёжи — важная задача на уровне государства, современного общества, и на уровне личности. Однако встаёт вполне закономерный вопрос о научном обосновании педагогических условий, способствующих эффективному формированию репродуктивной культуры молодежи.
Литература:
1 Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
2 Всемирная организация здравоохранения Электронный ресурс: офиц. сайт / Режим доступа: https://www.who.int/ru, свободный (дата обращения: 23.11.2020). — Загл. с экрана.
3 Кенжабаева, Н. М. Формирование репродуктивной культуры у студенческой молодёжи в системе образования [Текст] / Н. М. Кенжабаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4–6. С. 58–60.
4 Сакевич, В. И.. Политика в области репродуктивного здоровья в регионах и странах мира // Демоскоп Weekly. 2018. № 777–778. Электронный ресурс Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2018/0777/barom01.php (дата обращения: 25.11.2020)
5 Столярчук, Л. И., Алёшина, Л. И., Федосеева, С. Ю., Столярчук, И. А. Формирование репродуктивной культуры молодёжи [Текст] / Л. И. Столярчук, Л. И. Алёшина, С. Ю. Федосеева, И. А. Столярчук // Известия ВГПУ. — 2017. — № 8 (121). — С. 42–46.