В статье будут рассмотрены вопросы правового регулирования полномочий сотрудников администраций мест лишения свободы по обеспечению безопасности и правопорядка в пенитенциарных учреждениях КНР, и дан сравнительно-правовой анализ нормативной базы с законодательством РФ.
Ключевые слова: Россия, Китайская Народная Республика, законодательство, пенитенциарная система, право на применение оружия специальных средств и силы.
За последнее время в политических и экономических отношениях России и Китайской Народной Республикой (КНР) наблюдается стойкая тенденция сотрудничества [1]. Между руководителями двух стран проходят встречи на основе международных мероприятий таких как БРИКС, ШОС, АТЭС, «Группа Двадцати». Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой и активными связями на всех уровнях [4]. Важнейшей составляющей двусторонних отношений является торгово-экономические взаимодействия так, с 2010 года Китай является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации. Также активно развиваются российско-китайские связи в области образования, научного и культурного сотрудничества. По данным Минобрнауки РФ, в начале 2014 года в вузах России обучались уже 23 тысячи китайских студентов, а в Китае — около 15 тысяч российских студентов [5]. В связи с такими тесными и набирающими оборот связями возникает интерес к изучению деятельности правоохранительных органов сотружественного государства и в том числе к пенитенциарной системе Китая.
В первую очередь хотелось бы привести статистику по наполняемости мест лишения свободы Китая и России. Согласно специальному отчету World Prison Brief [6], Китай по числу заключенных занимает второе место в мире — 1 700 000 человек [7], Россия находится на четвертом месте, 517 028 человек. Пенитенциарное законодательство обеих стран строится на основе международных договоров и соглашений. Международно-правовая составляющая занимает важное место в законодательном обеспечении уголовно-исполнительных систем. Вопросы положений, касающихся обеспечения пенитенциарной безопасности, непосредственно адресованных к персоналу мест лишения свободы выражается в наделении соответствующих прав и обязанностей сотрудников администраций.
Пенитенциарная система Китая функционирует на основе «Закона о тюрьмах КНР» принятый на 11-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 20 декабря 1994 года. Глава IV данного Закона посвящена правовому положению сотрудников администрации тюрем. В ней законодатель установил, чтобы достичь цели уголовного и тюремного законодательства в местах лишения свободы должна быть создана стройная система, включающая в себя: 1) систему оповещения; 2) систему использования средств ограничения и вооружения; 3) систему сохранения социально-полезных связей; 4) систему мер поощрения и взысканий [8];
Я бы хотела подробнее разобрать систему использования средств ограничения и вооружения. Так как она непосредственно определяет право на применение сотрудниками администрации тюрем КНР средств обеспечения безопасности и поддержанию правопорядка в местах лишения свободы.
Сущность системы использования средств ограничения и вооружения содержится в статьях 45 и 46 «Закона о тюрьмах КНР» [3]. Для начала рассмотрим статью 45, которая определяет, что при необходимости сотрудники тюрьмы могут использовать удерживающие устройства следующих случаях: 1) при совершении преступных действий, связанных с совершением побега; 2) если действия осуждённых направлены на причинение насилия сотрудникам, другим осуждённым или иным лицам; 3) при перемещении осуждённого под конвоем; 4) если применение удерживающих средств несет превентивный характер.
Сотрудникам народной полиции и администрации тюрьмы разрешается применять огнестрельное оружие в случаях, когда избежать такой ситуации невозможно об этом гласит статья 46 «Закона о тюрьмах КНР». Законодатель Китая выделяет следующие ситуации, при которых можно применить огнестрельное оружие: 1) При возникновении бунта осуждённых или массовых беспорядков; 2) При пресечении совершения побега или если осуждённый сопротивляется при аресте; 3) Если лицо, лишённое свободы, держит в руках оружие с целью причинения физического насилия сотрудникам тюрьмы, осуждённым или иным лицам; 4) При захвате заложников; 5) Если осуждённый насильственным образом намеревается завладеть оружием сотрудника;
В законе так же прописаны ограничения по применению специальных полицейских средства и применения оружия: в отношении больных пожилых людей, преступников с физическими недостатками и несовершеннолетних преступников в обычных условиях запрещается применение этих средств. В отношении преступниц, за исключением особых крайних обстоятельств, также не применяются специальные полицейские средства. Все преступники, на которых надеты средства предупреждения от побега, к труду в тюрьме не привлекаются [9].
Схожим по смыслу с китайским законом о тюрьмах документом, регламентирующим права сотрудников администрации по поддержанию правопорядка и безопасности в пенитенциарных учрежденьях РФ, является Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Глава V [2], дает разъяснения и строгую регламентацию прав и обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ (УИС) на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных содержащихся в учреждения УИС РФ. Она состроит из восьми статей, которые являются своего рода инструкцией по порядку применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В статье 28 описаны общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами. Далее в статье 28.1 прописан порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Статьи 29, 30 и 31.2 перечисляют случаи применения каждого вида воздействия на лиц, содержащихся в учреждениях УИС таких как физическая сила, специально средства (с перечислением средств допустимых к применению в учреждениях УИС РФ и огнестрельное оружие. Статьями 31.1 и второй частью статьи 31.2 даны запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Не забыл и законодатель о гарантиях личной безопасности сотрудников УИС закрепив их в статье 31.3. А также указал в статье 31.4. особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций РФ.
На основании анализа двух нормативно-правовых актов России и Китая я хотела бы сделать вывод что Закону о тюрьмах КНР не хватает конкретики и его нормы сжаты. Российский законодатель более подробно описывает основания, а также перечисляет обстоятельствам дающих право на применение того или иного средства поддержания правопорядка и безопасности учреждения УИС имея более широкий спектр случаев в сравнении с законодательством Китая.
Литература:
- Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29 декабря 2019 года)
- Закона о тюрьмах КНР принятый на 11-й сессии ПК ВСНП 8-го созыва 20 декабря 1994 года. URL: http :// www . jincao . com / fa /22/ law 22.05. htm #04
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 года.
- Цуй Чжэн. Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. — М., 2015. — С. 115.
- World Prison Brief — это база данных, предоставляющая бесплатный доступ к информации о пенитенциарных системах по всему миру.URL: https://www.prisonstudies.org/
- https://nonews.co/directory/lists/countries/prison-population
- http:// www.jincao.com/fa/22/law22.05.htm#04
- http://russian.china.org.cn/russian/33371.htm