В работе рассмотрены подходы к оценке выставочной деятельности, представлены наиболее популярные выставочные площадки в сфере hobby market и критерии их выбора.
Ключевые слова: выставочная деятельность, выставочные площадки, оценка результатов участия.
Выставочные показы являются универсальным приемом маркетинговой деятельности, позволяющим реализовать значительный объём целей путем демонстрации производственных достижений, сбора данных о рынке сбыта, подбора партнёров и потенциальных покупателей. Анализ эффективности выставочной деятельности имеет немаловажное значение с экономической точки зрения. Оценка результативности участия организации в выставке производится с учётом общего количества посетителей и их качественного состава. Во внимание принимаются все новые посетители, что позволяет эффективно регулировать и контролировать сбыт. К участию в выставках нужно относиться, как к возможности компании заявить о себе и своей деятельности, узнать новые технологии и разработки, ознакомиться с деятельностью конкурентов. Лучшее понимание рыночных отношений и целевой аудитории в настоящее время обеспечивает прогнозирование спроса на товар. Но конкурентоспособность напрямую зависит от красивого и яркого оформления экспозиционного стенда, обеспечения работы средств массовой информации на выставке, предоставления печатных и рекламных материалов. В обязательном порядке нужно выбрать наиболее достойные экспозиционные образцы, выдвинуть компетентных сотрудников для работы в условиях стендов. Выставочные показы — эффективный способ не только демонстрации, но и оценки разработок в сфере промышленности, социальной и научной сферы.
Особое значение в последние годы приобретает участие в специализированных выставочных показах, объединяющих на своих площадках различные варианты увлечений и творческой сферы. В таких выставках принимают участие многочисленные производители, а также крупные и мелкие поставщики товаров, предназначенных для рукоделия и творчества, моделирования и коллекционирования. К категории таких наиболее востребованных экспозиционных площадок для сотрудничества производителей, оптовиков и розничных магазинов в настоящее время относятся очень популярные в нашей стране и у многих зарубежных компаний выставки «Mega Show» (Гонконг), «Guangzhou Stationery Exhibition» (Гуанчжоу), «Н+Н cologne» (Кёльн), а также «ЭкспоХобби» (Россия).
«Guangzhou Stationery Exhibition» (Гуанчжоу) — международная выставка канцелярских принадлежностей и товаров для офиса, подарочных изделий. Предыдущая выставка 2018 года проходила на выставочной площади в 9000 кв.м. (380 стендов), в выставке приняли участие 169 экспонентов. За 3 дня выставка привлекла 9282 посетителя, из которых 162 приехали из-за рубежа.
«h+h cologne» (Кёльн) — международная выставка ремесел + хобби. Более 400 национальных и международных экспонентов представляют текущие коллекции, тенденции и услуги в области вязания, вязания крючком, шитья, вышивки и ремесел. Специалисты розничной торговли ожидают последние тенденции, коллекции шерсти, пряжи, ткани и аксессуаров для весны / лета и осени / зимы, а также новейшие машины, ручные инструменты, аксессуары, творения и техники, а также захватывающие творческие идеи.
В России наиболее популярными выставками являются «Формула рукоделия» (Москва) и (Новосибирск).
«ЭкспоХобби» (Новосибирск) — выставка товаров для рукоделия и готовых изделий ручной работы. Посетители выставки — конечные потребители и представители торговых компаний и розничных магазинов всего Сибирского региона.
«Формула рукоделия» (Москва) — выставка проходит на площади 9 000 кв. м. На выставке представлены материалы и инструменты для всех видов рукоделия, наборы для творчества, а также авторские изделия ручной работы, книги, посвященные рукоделию. Широкий ассортимент качественных товаров и услуг демонстрируют почти 600 участников — компаний индустрии, творческих объединений и частных мастеров.
Оценивать уровень эффективности и результативность участия в выставках целесообразно с учётом приоритетности отдельных целей. Такая оценка, как правило, является качественной, а не количественной, но позволяет принимать во внимание необходимое для дальнейшего планирования развития экспертное мнение. Например, если важным условием является спецификация позиционирования компании, и затрачены определённые денежные средства на участие в экспозиции, но при этом оформление стенда и документация не обеспечили посетителей внятной и интересной информацией, то на фоне конкурентов такая компания будет занимать заведомо проигрышные рыночные позиции. Немного другие параметры характерны для имиджевых целей. В этом случае особое внимание уделяется дизайну стенда и стилистике подачи информации.
Результативность участия в обязательном порядке оценивается по отдельности, в соответствии с каждым из трёх направлений, с учётом таких понятий, как уровень эффективности и показатели окупаемости. Экспозицию принято считать эффективной, если удалось достигнуть имиджевых, маркетинговых и коммерческих целей участия в выставочном показе (согласно целям, которые поставлены компанией). Окупаемость выставки определяется доходами от реализации продукции клиентам, которые были привлечены в компанию через экспозицию. В этом плане организация должна выбрать приоритеты в рыночных условиях — окупаемость или эффективность. При этом не следует забывать, что задачи и цели могут быть решены не только участием в выставке, но также с применением альтернативных маркетинговых инструментов, включая директ-маркетинг, работу с различными печатными и электронными средствами массовой информации.
Выбирать выставку для участия необходимо с учётом сразу нескольких основных параметров, представленных историей проведения и рейтингом экспозиции, а также составом экспонентов, ожидаемым количеством посетителей и структурными характеристиками целевой аудитории. При этом особое внимание уделяется маркетинговым планам выставочного продвижения в целом. Нужно в первую очередь определиться с формированием базы рассылки, общими объёмами размещаемой рекламной информации, принципами работы PR-кампании. Возможным участием в выставках может быть не только спонсорская помощь тематическим разделам, но и размещение рекламы с участием в конференциях. Благодаря такому специфическому экспресс-анализу удаётся отфильтровывать экспозиции, которые только при первом рассмотрении являются наиболее подходящими и эффективными, а на деле станут затратными и абсолютно бесполезными.
Литература:
- Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие / Л. А. Дробышева. — 5-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 150 с.