В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по настоящее время.
Ключевые слова: государственные услуги, Российская Федерация.
17 октября 2009 года Правительство утвердило план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Региональные и муниципальные услуги подлежали переводу в электронный вид на основе договоров, заключаемых с исполнительными органами власти регионов России и органами местного самоуправления [1].
С 1 апреля 2010 года на портале начал работать сервис авторизации — Личный кабинет, что предоставило пользователям возможность регистрироваться на сайте и отправлять документы на оформление различных услуг.
Таким образом, уже с 2010 года портал стал полноценным инструментом общения граждан и государства и ряд самых важных государственных услуг стало возможно получить с помощью портала, без необходимости посещать госорганы.
В феврале 2012 года была представлена новая версия портала.
В мае 2013 года у граждан появилась возможность входа на портал с использованием универсальной электронной карты, объединяющей в себе идентификационное и платёжное средство. УЭК была Введена с 1 января 2013 года. Однако, в силу разных причин, выпуск и выдача карт прекращены с 1 января 2017 года и теперь портал функционирует без этого идентификационного средства.
С 1 июня 2016 года возможность пользоваться Единым порталом государственных и муниципальных услуг получили иностранные граждане и лица без гражданства.
Для оценки качества госуслуг была создана автоматизированная информационная система «Ваш контроль» (https://vashkontrol.ru).
Функционирование портала Gosuslugi.ru как государственного веб-сайта осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановления Правительства России от 24 октября 2011 года № 861, в котором было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
1 января 2017 года вступили в силу изменения в статью 333–35 части второй Налогового кодекса РФ, согласно которым пошлина на портале госуслуг рассчитывается с коэффициентом 0,7. Так же с 1 января 2016 года на портале государственных услуг можно оплатить штраф ГИБДД со скидкой 50 %, если сделать это в течение 20 дней.
На данный момент на портале реализована возможность электронной оплаты госпошлин для услуг:
1. Получение или замена водительского удостоверения.
2. Регистрация транспортного средства.
3. Государственная регистрация брака и его расторжения.
Отметим, что согласно тексту утвержденной методики, «государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации» (ЕСИА) в процессе получения услуги». Основной и главной функции системы ЕСИА является необходимость обеспечить санкционированный доступ пользователей к услугам государственных и муниципальных систем, посредством единой системы идентификации и аутентификации. Это определение дает понимание того, что такое ЕСИА государственные услуги.
ЕСИА представляет собой единую систему идентификации и аутентификации. Простым языком — это один пароль, дающий доступ ко всем государственным сайтам. Система была создана Минкомсвязью России, с целью обеспечить доступ граждан к электронным услугам, предоставляемым государством на специализированных порталах, что исключает необходимость регистрироваться повторно. Доступ на государственные порталы осуществляется посредством ввода СНИЛС и пароля или электронной подписи. Одним из самых востребованных государственных порталов является сайт государственных услуг. Чтобы воспользоваться услугами сайта в электронном виде, потребуется регистрация пользователя в ЕСИА.
С помощью ЕСИА гражданин может:
1) заменить паспорт гражданина РФ;
2) получить загранпаспорт;
3) записаться на прием к врачу;
4) записать ребенка в детский сад;
5) подать заявление на получение ежемесячных выплат по уходу за ребенком;
6) узнать о своих штрафах ГИБДД и оплатить их;
7) узнать о состоянии своих пенсионных накоплений и индивидуального лицевого счета;
8) зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования и программе софинансирования; узнать о имеющихся у вас налоговых задолженностях;
9) подать налоговую декларацию;
10) зарегистрировать или снять с учета транспортное средство;
11) зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства;
12) подать заявление на получение дотаций или социальной помощи.
В ЕСИА хранится следующая информация о физических лицах: пол; ФИО; дата и место рождения; гражданство; номер мобильного и домашнего телефона; адрес электронной почты; адрес регистрации и адрес фактического проживания; данные СНИЛС и ИНН; данные паспорта; данные водительского удостоверения; данные свидетельства о государственной регистрации транспортного средства и регистрационного знака.
Преимущества использования портала Госуслуги следующие:
1) «простота и удобство получения услуги — нет необходимости посещать учреждения и организации лично, а также выходить из дома или покидать рабочее место;
2) быстрота получения услуг — получение результата за меньшее время;
3) сокращение количества требуемых для получения услуги документов;
4) возможность отслеживать статус поданных запросов — информирование граждан на каждом этапе;
5) возможность в любое время мгновенно обратиться в службу поддержки, в том числе и через интернет, в случае возникновения трудностей» [2].
Переход к информационному обществу осуществляется при активной роли государства, которое берет на себя организацию информационно-коммуникационной системы в публичной сфере. Именно государство разрабатывает целостную политическую концепцию перехода к информационному обществу. От него требуется не только создание новых программ, но и общих условий для развития информационно-коммуникационных технологий.
Подводя итоги можно сказать, что задача по созданию базовой технической инфраструктуры предоставления государственных услуг в электронном виде в основном решена, вместе с тем, накопившиеся рассогласованности и проблемы в развитии электронного правительства, новые требования к эффективности и качеству государственного и муниципального управления, растущие потребности пользователей и возможности информационно-коммуникационных технологий делают актуальной задачу перехода к настоящему информационному обществу.
Литература:
- Алмазова А. О. Проблемы и перспективы электронного предоставления государственных услуг в Российской Федерации // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование. Сборник научных трудов по итогам II национальной научно—практической конференции. Под редакцией И. В. Федосеева. — 2019. — С. 7–11.
- Голубничий А. В., Климовских Н. В. Проблемы реализации электронных государственных услуг и пути их решения // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 1. № 12 (29). — С. 174–175.