Лексические игры на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 21.02.2021

Статья просмотрена: 1372 раза

Библиографическое описание:

Антонова, Е. А. Лексические игры на уроках иностранного языка / Е. А. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78769/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена обучающим лексическим играм как одному из актуальных образовательных методов обучения. Цель статьи — раскрыть сущность лексических игр, используемых на уроках иностранного языка, доказать их эффективность, путём анализа популярных видов игр. В статье выделены критерии оценивания лексических игр. Обозначены проблемные вопросы усвоения лексики и намечены пути их решения.

Ключевые слова: игра, лексическая игра, иностранный язык.

Игра — это признанный метод обучения и воспитания, который уже стал традиционным. Игры заняли важное место в обучении лексическому аспекту иноязычной речи.

Одной из целей лексических игр является повышение мотивации. Они позволяют сделать процесс обучения лексическому материалу привлекательнее и эффективнее. Назначение лексических игр — познакомить учащихся с новыми словами и сочетаниями, проиллюстрировать их; тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, в том числе приближенных к повседневной жизни; активизировать речевую и мыслительную деятельность; развивать речевую реакцию, контекстуальную и языковую догадку. Нередко в обучающих играх присутствует дух соперничества. Желание победить стимулирует внимание и тренирует память. Лексически направленные игры помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке иностранного языка. Все это способствует более качественному и детальному усвоению изучаемого лексического материала.

Лексические игры на уроках применимы на всех ступенях обучения иностранного языка. Следует отметить, что основаниями выбора той или иной игры служат учебная задача на определенном этапе освоения учебного материала, особенности возрастного развития, уровень подготовки класса и желаемая степень индивидуализации процесса обучения. Лексический материал, преподносимый в игровой деятельности, положительно воспринимается обучающимися как в начальных, так и в средних и старших классах.

Игры используются на различных этапах урока иностранного языка: в начале — для создания необходимой атмосферы и повторения лексического материала, в середине — для снятия напряжения и поднятия мотивации, в конце занятия, когда остается несколько минут до конца урока, а разбирать новый материал нет смысла.

В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные лексические игры; они могут предлагаться в процессе введения новых лексических единиц (ознакомление), закрепления и повторения учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как в процессе отдельных элементов урока, так и весь урок с элементами соревнования между группами учащихся.

Таким образом, использование лексических игр — это эффективный метод обучения иностранному языку, который, несомненно, стоит использовать в педагогической деятельности. Поэтому немало важно знать ряд правил по организации лексических игр, а также умело пользоваться набором самых популярных из них.

Игры включают в себя нескольких этапов.

  1. Введение в игру, то есть создаётся игровая атмосфера, определяются цели, задачи игры, осуществляется психологическая подготовка учащихся к игре.
  2. Организация игры: объяснение правил и условий игры участникам, распределение ролей (учитель должен убедиться, что всем участникам поняты правила игры и что они готовы к участию).
  3. Проведение игры: в процессе игры учитель должен со стороны оценивать, отмечать для себя, как принимает участие каждый из учеников, каких успехов он достиг и над чем ещё нужно поработать.
  4. Подведение итогов: по завершению игры учитель должен сказать о результатах участников (сначала нужно отметить то, что удалось учащимся, каких успехов они добились, выделить самых активных участников, а затем указать на слабые стороны). [2, 51–52 с.].

Большую практическую и образовательную ценность представляют игры, которые позволяют, используя один и тот же игровой формат, привлекать самый разный лексический материал. Достаточно назвать такие игры, как лото, домино, «снежный ком» или решение кроссвордов.

Большой популярностью пользуются анаграммы. Решая их, учащиеся лишний раз повторяют написание пройденных слов. Они же могут быть использованы и для закрепления семантики — с этой целью сами анаграммы можно дополнить «семантической подсказкой». [1, 143–144 с.].

Популярность среди учащихся имеют игры с мячом. Вариант лексической игры с мячом: учащиеся встают в круг и по очереди называют слово по теме урока (например, по теме животные), бросая мяч любому участнику в кругу. Следующий участник называет своё слово по теме и передает мяч любому другому игроку и так далее. Это лишь вариант игры с мячом, на практике можно встретить ещё множество разных примеров использования данного метода. Игры с мячом помогают учащимся развивать внимание, память, мышление и, безусловно, изучать и закреплять новые лексические единицы.

На практике активно применяются такие лексические игры, как лабиринт (задача пройти лабиринт, записав все слова), ребусы, настольные игры («Snakes and ledders»). Такие игры хорошо проводить, поделив класс на группы. Их использование всегда дает хорошие результаты: повышает интерес к изучаемому языку, учит работе в команде, помогает ощутить благоприятную психологическую атмосферу.

При проведении любой лексической игры не стоит забывать о главной её цели — овладение лексическими навыками в процессе естественной ситуации общения.

На практике педагоги нередко задаются вопросом, какие критерии оценки должны быть у обучающей игры. Проанализировав ряд лексических игр, приведенных выше, мы разделили критерии оценки на две группы, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Внелингвистические критерии

Лингвистические критерии

Возрастные особенности

Усвоение лексических единиц

Взаимодействие с другими учащимися

Активное использование актуального лексического материала в устной речи

Соответствие игры интересам

Уровень владения языком

Следовательно, при анализе успехов учащихся по окончании лексической игры нужно учитывать и лингвистические и внелингвистические критерии. От оценки деятельности учащихся напрямую зависит их дальнейшая вовлеченность. Не стоит перехваливать или недооценивать школьников, нужно найти «золотую середину», создав ситуацию успеха.

Выделяют несколько трудностей усвоения лексики иностранного языка в школах: отсутствие речевой практики на изучаемом языке, языковой среды, а также отсутствие потребности у учеников в общении на иностранном языке [3, с. 33]. Для преодоления этих трудностей мы предлагаем следующие рекомендации: отбор лексики нужно производить исходя из интересов учащихся, именно эти слова запоминаться легче; отбор лексики должен зависеть от возрастных особенностей и уровня языка. Рекомендуем использовать на уроках лексические карточки. Например, на одной стороне слово на родном языке, а с обратной стороны на изучаемом. Если часто использовать такие карточки на уроках, то дети будут быстрее запоминать лексику. Также можно использовать иллюстрации к новой лексике, аудио и видеоматериалы.

Таким образом, лексические игры на уроках иностранного языка являются действенным методом изучения лексики. Следует помнить, что игра — это не просто коллективное развлечение, это один из основных способов достижения всех задач обучения. Только разумное применение лексических игр на уроках и сочетание их с другими методическими приемами способствуют качественному и эффективному процессу обучения.

Литература:

  1. Гальскова, Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие/ Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова, — Москва: КНОРУС, 2017. — 390 с
  2. Занько, С. Т. Игра и учение. — М.: Педагогика, 1991. — 193 с.
  3. Цетлин, В. С. Работа над словом/ Иностр.яз. в шк. — 2002. — № 3. — с. 33–36.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, иностранный язык, лексический материал, лексическая игра, слово, урок, учащийся, мяч, отбор лексики, учебный материал.


Ключевые слова

игра, иностранный язык, лексическая игра

Похожие статьи

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух

Данная статья посвящена использованию подкастов в обучении восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Обоснованы достоинства применения подкастов, показано, что данная технология позволяет решить ряд методических задач. В статье также выделяются...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Игровые упражнения для работы с грамматическим материалом на уроке английского языка

В статье рассматривается игровая форма обучения на уроке английского языка. Описываются функции игровой деятельности, а также требования к проведению игры на уроке. Приведены примеры языковых грамматических игр на уроке английского языка.

Развитие иноязычной лексической компетенции на примере англоязычной поэзии в основной школе

Данная научная статья исследует вопрос изучение влияния англоязычной поэзии на развитие лексической компетенции у учащихся основной школы. В современном мире значимость изучения иностранных языков в раннем возрасте только увеличивается, поэтому разра...

Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся

В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...

Лингвистическая интерференция в социальных сетях

Данная статья посвящена явлению лингвистической интерференции, её основным классификациям и особенностям её проявления в социальных сетях. Особое внимание уделяется отношению пользователей к проявлению интерференции в речи. В статье также представлен...

Перевод терминов в психологическом дискурсе

Система психологических терминов в русском языке в настоящее время развивается устойчивыми темпами, происходит внедрение в нее новых терминов, как вследствие развития отечественной психологии, так и благодаря заимствованию лексических единиц из други...

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Похожие статьи

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух

Данная статья посвящена использованию подкастов в обучении восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Обоснованы достоинства применения подкастов, показано, что данная технология позволяет решить ряд методических задач. В статье также выделяются...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Игровые упражнения для работы с грамматическим материалом на уроке английского языка

В статье рассматривается игровая форма обучения на уроке английского языка. Описываются функции игровой деятельности, а также требования к проведению игры на уроке. Приведены примеры языковых грамматических игр на уроке английского языка.

Развитие иноязычной лексической компетенции на примере англоязычной поэзии в основной школе

Данная научная статья исследует вопрос изучение влияния англоязычной поэзии на развитие лексической компетенции у учащихся основной школы. В современном мире значимость изучения иностранных языков в раннем возрасте только увеличивается, поэтому разра...

Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся

В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...

Лингвистическая интерференция в социальных сетях

Данная статья посвящена явлению лингвистической интерференции, её основным классификациям и особенностям её проявления в социальных сетях. Особое внимание уделяется отношению пользователей к проявлению интерференции в речи. В статье также представлен...

Перевод терминов в психологическом дискурсе

Система психологических терминов в русском языке в настоящее время развивается устойчивыми темпами, происходит внедрение в нее новых терминов, как вследствие развития отечественной психологии, так и благодаря заимствованию лексических единиц из други...

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Задать вопрос