В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство университетов и колледжей по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе частично на дистанционное обучение. В связи с этим преподаватели вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде [6].
Нами были разработаны новые инструментальные технологии для эффективного использования потенциала электронного обучения.
Для разработки и воплощения в жизнь мобильнойWeb-обучающей системы были пройдены важные этапы:
Первый этап — процесс разработки мобильного приложения и выбор кроссплатформенного решения для разработки средств адаптации программного комплекса в соответствии с современными мобильными тенденциями и технологиями. Кроссплатформенность сегодня — это основное преимущество для создания веб-приложения в сложившейся ситуации, потому что Android-приложение никогда не будет работать на iPhone и наоборот. Для нашего кросс-платформенного приложения были использованы язык гипертекстовой разметки документов HTML, язык программирования для создания скриптов на стороне клиента JavaScript, который обеспечивает реализацию интерактивности в процессе обучения, язык программирования для создания скриптов на стороне сервера PHP, реализующий функции поиска необходимой информации в справочной системе учебного курса, формирование страницы с результатами поиска и передачи по запросу клиента необходимых файлов с текстом выбранных документов [1, 2].
Для разработки мобильной архитектуры программного продукта было выполнено проектирование с учетом особенностей разрешений различных устройств и макетов для современных мобильных платформ. Данный этап проектирования позволил нам увидеть прозрачную картину будущей работы целиком и с четким пониманием того, что и зачем должно разрабатываться [1].
Опираясь на пользовательские сценарии, были созданы прототипы всех интерфейсов (экранов) приложения в соответствии с содержимым обучающего комплекса. При создании мобильного приложения было принято решение: какой минимальный функционал будет составлять наш продукт, оказывающий образовательные услуги. Разработка адаптивного дизайна интерфейса была задумана в соответствии с содержимым обучающей системы, его функционалом в различных ориентациях верстки [2].
Мобильные веб-страницы, используя JavaScript, смогут получить доступ к портретной и альбомной ориентации. Пользователь сможет переворачивать устройство, использовав возможности программы для выполнения каких-либо действий при изменении ее текущей ориентации.
Запуск функционала и начало тестирования позволило быть на связи с тестирующей аудиторией, подтверждать/опровергать гипотезы, сделанные в процессе написания пользовательских сценариев и получать первые отзывы по интерфейсам.
Разработанное web-ориентированное мобильное приложение оптимизировано под все операционные системы, поэтому работает корректно и быстро. Все пользователи с различными платформами/ОС (Microsoft, Android, iOS) имеют разные скорости соединения. В ходе тестирования жалоб — «сайт висит слишком долго» не было.
После загрузки страницы на мобильном устройстве URL-строка ввода исчезает при прокрутке. Количество изображений и текста не ухудшает восприятие пользователями сайта. Сайт можно обновлять в любое время дня и суток.
После тестирования и доработок была выложена рабочая мобильная версияweb-обучающей системы на интернет-сервисе РЭУ имени Г. В. Плеханова. Проведена опытная апробация электронных учебников «Информационные технологии в налогообложении» и «Информационные технологии в юридической деятельности». Обеспечен доступ к электронным курсам web-обучающей системы и его файлам с внешнего IP-адреса из сети Интернет студентам ФДО по ссылке http://sdo.rea.ru/cde/eu/03/.
Для работы обучающемуся студенту необходимо мобильное устройство с доступом к сети Интернет. Доступ к программному обеспечению электронной образовательной среды открыт 24 часа в сутки и на протяжении всего курса обучения в объеме, необходимом для освоения соответствующей образовательной программы или ее части. Интуитивно понятный интерфейс мобильной web-обучающей системы позволяет легко ее освоить и использовать.
Электронные учебники обеспечены навигационным аппаратом, обеспечивающим мгновенный переход к нужному разделу. Основными разделами электронного учебника являются: Методические указания, Лекции (Теоретический раздел), Практикум (Практический раздел), Вопросы и задания [3] .
Каждый из четырех разделов несет определенную функциональную нагрузку в электронной образовательной среде. Раздел Методические указания является информационно-справочным. Раздел поддерживают познавательную деятельность студентов. Он содержит общие сведения об электронном учебнике. Его подразделы: Аннотация , Методические указанияпо изучению дисциплины, Программа дисциплины, Список рекомендуемой литературы, Справочник (в соответствии с рис. 1).
|
|
Разделы электронного учебника |
Раздел Методические указания |
Рис. 1. Разделы электронного учебника
Раздел содержит как методические, так и информационные ресурсы. В разделе присутствуют в том числе справочники, терминологические электронные словари, перечень рекомендованных источников литературы для самостоятельного изучения, список адресов дополнительных информационных ресурсов сети Интернет.
Теоретический раздел ( Лекции ) необходим для освоения студентами учебного материала в соответствии с рабочей программой. Содержание и перечень тем обеспечивают субъектам обучение и понимание изучаемой дисциплины (в соответствии с рис. 2).
Практический раздел предназначен для получения и закрепления полученных в процессе самообучения знаний, навыков и умений, а также обеспечивает усвоение студентами приемов познавательной деятельности, развивает интерес к творческой работе и способность решать практические задачи [3].
|
|
Раздел Лекции |
Раздел Практикум |
Рис. 2. Разделы электронного учебника
Особенность нашей разработки заключается в том, что наши электронные учебники позволяют не только компактно хранить и предоставлять студентам учебно-методический и практический материал в линейном формате, но и уникальна технология гипертекстового поиска ключевых значений, запросов в нелинейном формате — гипертекстовая интеграция из разделов электронных учебников в справочно-информационную подсистему по запросу пользователя [3] .
Подведем итоги:
- Применение мобильной Web-ориентированной обучающейсистемы позволит существенно повысить эффективность учебного процесса в период переноса обучения в дистанционный формат в условиях пандемии за счет обеспечения неограниченного по времени доступа к учебным и справочным ресурсам факультета дистанционного обучения Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
- Мобильная Web-ориентированная обучающая система при недостаточном количестве компьютеров в компьютерных классах или их отсутствии позволит студентам выполнять задания, используя свои мобильные устройства.
- Применение мобильной Web-ориентированной обучающей системы положительно влияет на организацию дистанционного обучения, организацию взаимодействия преподавателя со студентами.
Литература:
- Кудрявцев А. В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования. Педагогическое образование в России. 2016. С. 66–70.
- Соколовская О. А. Возможности мобильных образовательных приложений при изучении дисциплин. Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1 (53). С. 59–68.
- Хачатурова С. С. Гипертекстовая интеграция в обучающей системе научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2019. Т. 8. № 4. С. 68–72.
- https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/