Актуальность данной темы обусловлена приоритетностью реализации национальной программы «Цифровая экономика» в РФ для повышения конкурентоспособности страны в мировом масштабе, посредством совершенствования цифровой отрасли и внедрения её в привычные процессы для их оптимизации. Особенностью регулирования патентного права в цифровой экономике выступает отсутствие четкой законодательной базы, так как сфера не изучена до конца и реализации программы находится в процессе. Помимо прочего, для цифровой экономики свойственны изменения, ввиду чего, регулирование её должно быть гибким и способным к изменениям.
Ключевые слова: цифровая экономика, интеллектуальная собственность, патент, патентные права, национальный проект, нормативно-правовое регулирование, нормативно-правовой акт.
The relevance of this topic is due to the priority of implementing the national program «Digital economy» in the Russian Federation to increase the country's competitiveness on a global scale, by improving the digital industry and introducing it into the usual processes for their optimization. A special feature of patent law regulation in the digital economy is the lack of a clear legal framework, since the field is not fully studied and the implementation of the program is in progress. Among other things, the digital economy is characterized by changes, which means that its regulation should be flexible and capable of change.
Key words: digital economy, intellectual property, patent, patent rights, national project, legal regulation, legal act.
В настоящее время одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики является цифровая экономика, в значительной степени обуславливающая экономическое развитие страны в перспективе. Активное развитие цифровой экономики влияет не только на рынок информационных товаров и услуг, но и в целом, цифровизация экономики привносит изменения во все привычные сферы жизни устоявшегося общественного строя, вызывая необходимость адаптироваться к ним как со стороны потребителей, так и с государственной стороны, со стороны бизнеса и промышленности.
Развитие цифровой экономики и её внедрение в разных сферах общества способствует образованию более эффективного экономического поведения, способного значительно увеличить экономический потенциал страны. Но, в то же время, отсутствие четкой базы правового обеспечения в этой сфере может привести к тому, что потенциальные возможности данной сферы экономики будут воплощены не в полной мере или к образованию других рисков [1, c.26].
Основой цифровой экономики выступает использование информационных технологий, для внедрения цифровой экономики в привычный строй какой-либо отрасли, организации или проекта необходимо создание определенных информационных ресурсов, которые в свою очередь, подлежат регистрации в качестве объекта интеллектуальной собственности, особенности регулирования которых мы и рассмотрим в данной статье.
В условиях современного функционирования экономики, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности невозможно переоценить по их значимости, так как они являются катализатором развития большинства экономических отраслей. [2, с.34].
Наличие права на владение интеллектуальной собственностью является инновационным стимулом для владельца, поскольку дает возможность пользования исключительными правами на изобретения и результаты творческой деятельности для организаций или отдельных лиц. Получение патента на изобретение позволяет владельцам извлекать прибыль от использования своих уникальных проектов, ограничивая возможность свободного использования конкурентами данных активов.
Однако, в сфере патентного регулирования в цифровой экономике существует значительный нюанс: с одной стороны, наличие патента на изобретение позволяет правообладателю иметь исключительные права на временное монопольное пользование созданным продуктом, с другой стороны — одной из функций патентной системы является раскрытие технических решений изобретения, что подразумевает наличие возможности со стороны конкурентов усовершенствовать технологию и создать более перспективный продукт, что стимулирует технический прогресс.
Как известно, в настоящее время активно происходит реализация программы «Цифровая экономика», утвержденной президентом РФ в 2017 году, и одной из сфер её реализации является план мероприятий «Нормативное регулирование». Этот план мероприятий отвечает за внесение ряда изменений в нормативно-правовые акты и пункты ГК РФ для должного регулирования интеллектуальной собственности в цифровой экономике [3, c.67].
План мероприятий включает в себя устранение правовой неопределенности с помощью добавления информации к объектам гражданского права, что послужит более эффективному использованию результатов интеллектуальной деятельности. В планах также и уточнение порядка осуществления программ для ЭВМ и корректировка таких понятий, как «программа» и «программное обеспечение». Помимо прочего, планируется обеспечение равной правовой охраны различных видов программ, вне зависимости от их назначения, особенностей создания и эксплуатации [4, c.20].
В рамках эффективного использования интеллектуальной собственности внедрено обеспечение возможности описывать их в виде цифровых моделей и получать патенты и свидетельства в электронной форме.
В отношении нормативного регулирования, согласно плану, будет произведено уточнение особенностей отношений совладельцев исключительных прав на объекты, и установлены возможности признания совершения сделок с правами на результаты интеллектуальной деятельности.
По мнению экспертов, одной из проблем, связанных с патентами в цифровой экономике, является непосредственная регистрация патентного права. Проблема связана с отсутствием адаптации со стороны государства к реальным требованиям индустрии в условиях быстрых изменений и цифровизации. По результатам инженерных разработок, объект интеллектуальной деятельности приобретает форму трехмерной модели и мгновенно направляется на производство, в то время как защиты патента приходится ждать не один месяц, что образует проблему. Патентное ведомство в качестве монополиста на регистрацию патента создает барьер для роста сферы цифровой экономики, вынуждая её работать в неудобной форме, ввиду чего необходима реорганизация процесса и его адаптация к текущему функционированию развивающейся цифровой среды.
Однако со слов главы патентного ведомства, причинами стагнации патентной активности является отсутствие гарантированной достойной суммы вознаграждения за изобретение при его патентовании, недостаточный уровень финансирования НИОКР, нехватка специалистов в сфере интеллектуальных разработок, отсутствие четко скоординированной системы трансфера технологий, отсутствие системы управления интеллектуальной собственностью на всех уровнях.
Несмотря на существующие недостатки, патентное ведомство стремится соответствовать требованиям рынка цифровой экономики, ввиду чего совершенствует электронные сервисы, использует элементы искусственного интеллекта при осуществлении экспертизы по входящим заявкам, обновляет программное обеспечение с использованием отечественных разработок. Также осуществлен запуск сервиса, объединившего в себе поисковые разработки российских специалистов информационной сферы и экспертные компетенции патентного ведомства [5].
Согласно задачам и результатам национальной программы федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды», в рамках реализации программы «Цифровая экономика», формирование правовых условий для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности в условиях цифровой экономики» планируется не ранее 31 декабря 2020 года [6].
Литература:
- Беликова К. М. Особенности правового регулирования цифровой интеллектуальной экономики // Современная жизнь в науке. — 2018. –№ 8. с. 26–30. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-tsifrovoy-intellektualnoy-ekonomiki/viewer (дата обращения: 03.11.2020).
- Миронов В. Н. Особенности патентования в цифровой экономике // Цифровая экономика. — 2019. –№ 3(7). с. 34–43. [Электронный ресурс]. URL: http://digital-economy.ru/stati/osobennosti-patentovaniya-v-tsifrovoj-ekonomike (дата обращения: 03.11.2020).
- Лопатин В. Н. Правовые риски интеллектуальной собственности при переходе к цифровой экономике в ЕАЭС // ПРАВО.BY. — 2018. –№ 6(56). с.64–70. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36983675 (дата обращения: 03.11.2020).
- Усольцева С. В. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики (Обзор законопроектной работы) // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет. — 2018. –№ 1. с. 19–25. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-intellektualnoy-sobstvennosti-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki-obzor-zakonoproektnoy-raboty-statya (дата обращения: 03.11.2020).
- Цифровой патент: Министр экономического развития оценил работу Федеральной службы по интеллектуальной собственности // Федеральная служба по интеллектуальной собственности «Роспатент». [Электронный ресурс]. URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/itogi1-kollegia-22032019 (дата обращения: 03.11.2020).
- Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72190282/ (дата обращения: 03.11.2020).