Ключевые слова: миндалевидное тело, пожилой и старческий возраст, тревога, направление коррекции тревожности, реакция тревоги.
С. Кьеркегор пишет, что тревога является для человека школой. Тревога – лучший учитель, чем реальность, поскольку от реальности можно на какое-то время отключиться, если избегать встреч с неприятной ситуацией, но тревога непрерывно учит человека. В конце тридцатых — начале сороковых годов двадцатого века терапевты заметили, что у многих пациентов состояние тревоги проявлялось не просто как симптом патологии или подавленности, но как общее свойство характера.
Беспокойство охватывает человека до такой степени, что он теряет ориентацию в объективном мире. В этом случае функция тревоги заключается в разрушении взаимосвязи «Я» с миром. Беспокойство подавляет человека именно вследствие сохранения этой дезинтеграции. Тревога и вина потенциально присутствуют в тот момент, когда личность готова вступить во взаимоотношения. Если человек в состоянии переориентировать себя — как это происходит в психотерапии — и снова обрести непосредственную ощутимую связь с миром, то он преодолевает беспокойство.
Во всех описанных далее направлениях коррекции тревожности, рефлексия является общим компонентом, а пути ее достижения — основа для отделения одного направления от другого.
К. Юнг считал, что в зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания, которую он назвал «индивидуализацией». Компоненты личностного самосознания могут изменяться с развитием рефлексивных способностей. Человек старческого возраста с удовольствием готов рассказывать о своем прошлом, но проживать старые эмоции бывает трудно, особенно, если это касается стрессовых событий.
В состоянии тревоги человек переживает комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на социальные взаимоотношения, мысли и поведение. Диаметр кровеносных сосудов регулируется вегетативной нервной системой, которая тесно связана с нашими эмоциями. К. Изард полагает, что тревога представляет собой комбинацию страха, печали, вины и стыда. Открыто проживать эмоции настоящего, делиться своими впечатлениями и мыслями, принимать телесные ощущения и прогнозировать дальнейшие действия — задача рефлексии для коррекции тревожного состояния.
Исследования А. О. Прохорова и его по следователей показывают, что при условии успешной саморегуляции интенсивность тревоги может быть снижена, и явление тревожного ряда может перейти в состояние положительной модальности (от тревоги к спокойствию) [1]. Это сделает невозможным интенсификацию данного явления и переход его в последующее явление тревожного ряда. Высокого уровня саморегуляции помогает достичь рефлексия — мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.
Человек выступает в качестве определенного члена социальной группы, значит функция регуляции его действий принадлежит не только ему, а социальной группе в целом. Из этого следует, что одновременно выполняются две функции: управляющая и исполнительская, причем управляющую функцию человек начинает применять и по отношению к другим, и по отношению к самому себе для овладения своим собственным поведением. Это важно для формирования целей групповой коррекционной работы.
К направлениям коррекции тревожности у лиц старческого возраста, прежде всего, можно отнести когнитивную терапию. Нейропсихология открывает перед человеком два источника тревоги — два нервных пути, запускающие реакцию тревоги. На корковый путь нацелена терапия тревожности, так как он более осознаваемый. Мысли, всплывающие идеи или образы, усиливающие тревогу, сомнения, постоянное беспокойство, тупик при решении проблемы являются признаками тревоги, связанной с корой больших полушарий мозга. Существует много подходов к лечению тревожности, нацеленных на корковый путь, и они сосредоточены на когнитивных способностях. Мысли могут быть причиной тревоги, усиливать или, напротив, ослаблять ее. Во многих случаях изменение мыслей может препятствовать тому, чтобы когнитивные процессы вызывали тревогу или способствовали ее возникновению.
Второе направление, основанное на втором нервном пути, запускающем реакцию тревоги — коррекция тревожности на основе метода биологической обратной связи. Второй путь — миндалевидное тело, связывающее тревогу с определенными переживаниями и создающее воспоминания, вызывающие тревогу. Миндалевидное тело вызывает сильные физические симптомы тревоги за счет его многочисленных связей с другими частями мозга. Менее чем за одну десятую секунды оно может обеспечить прилив адреналина, повышение кровяного давления и частоты сердечных сокращений, мышечное напряжение и т. д. Миндалевидное тело не генерирует мысли. Оно задает многие составляющие реакции тревоги без осознания или контроля человека. Признаки такой тревоги: отсутствие очевидной причины или логического смысла тревоги, физические изменения, нервозность, желание избегать определенной ситуации, агрессивные побуждения. Практически у всех людей миндалевидное тело выполняет защитную функцию, вызывая реакцию страха.
Метод БОС-терапии основан на развитии у пациента навыков самоконтроля и саморегуляции (биоуправления) различных функций организма для улучшения общего состояния. По данным Н. Л. Соловьевской, занятия по методике БОС вместе с обучением диафрагмальному дыханию влияют и на снижение личностной тревожности, которая ранее считалась мало изменчивой [2].
Следующее направление — телесно-ориентированная психотерапия. В. Райх рассматривал удовольствие, как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность — это препятствие контакта энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает «мышечные зажимы». Эта «броня» блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, что приводит к обеднению личности, потере естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение в полной мере. Постоянное подавление гипертониками агрессивных эмоций фиксируют напряжение соответствующих блоков на мышцах. Пройдя через процесс освобождения от панциря, сдерживающего страх, гнев и боль, рефлексия гипертонического больного поднимется на новый уровень.
Четвертое — когнитивно-поведенческая терапия. Она тоже связана с рефлексией. Гипертоники хотят быть лучшими в деле, но боятся неудачи, боятся окружающих, и вследствие кажущейся им невозможности действия, появляется агрессия. Рефлексия — механизм создания моделей поведения. Чем больше адекватных настоящей ситуации моделей может предложить человек, тем больше у него возможностей самореализоваться. Задача этого направления показать клиенту, что его собственные дисфункциональные убеждения могут стоять на пути его достижений. Страх неудачи у гипертонического больного порождает соответствующее отношение к определенной деятельности, а бездействуя, гипертоник усиливает чувство собственной неполноценности и закрепляет страх неудачи.
Масатаке Морита разработал направление в психотерапии, Морита-терапию, в 1919 году. В Морита-терапии терапевт указывает пациенту на механизмы порочного круга (например, описанный выше) в развитии патологического расстройства — включающий фиксацию на симптомах, предубеждение, приспособление и т. д., — и, далее, освобождает пациента от невротической патологии, предписывая пациенту определенные формы поведения.
Пятое направление коррекции — самогипноз с визуализацией. Психические нагрузки при малой активности симпатической нервной системы могут способствовать снижению давления. Примерно через месяц после начала регулярных занятий артериальное давление начинает снижаться с параллельным улучшением самочувствия, настроения и уменьшением уровня холестерина и триглицеридов в крови. У пациентов может снизиться уровень агрессии, враждебности и подверженности эмоциональному стрессу [3].
Эффективным средством регуляции эмоциональных переживаний людей пожилого и старческого возраста является метод «управляющего воображения» (Guided Imagery). Он широко распространен в США, Канаде и Швеции. Он помогает нивелировать неблагоприятные психические состояния (сильную тревогу, стресс, фрустрацию, депрессию), способствует повышению уровня бодрствования, позитивному настрою на предстоящую деятельность. По мнению авторов метода, его систематическое использование влияет на структурирование опыта пациентов, выработку у них полезных навыков и привычек, способствует повышению самооценки, когнитивной реконструкции [4].
Арт-терапию можно выделить в качестве вспомогательного инструмента в любом из направлений психологии, но ее применение в программах коррекции тревожности теоретически обосновано. В проективных рисуночных методиках можно работать с бессознательным материалом, а значит с тревогой, порождаемой миндалевидным телом, которое продуцирует реакцию тревоги без осознания или контроля человека.
Творческий акт имеет как созидательный, так и разрушительный аспекты. В творчестве разрушается существующее положение вещей, разрушаются старые стереотипы и создаются новые и необычные формы жизни. Творчество содержит в себе противостояние, агрессию, направленную на окружающих людей или на устоявшиеся формы жизни внутри человека. Так как гипертонические больные вынуждены сдерживать свои агрессивные и враждебные порывы внутри, терапия творчеством представляется как общественно одобряемое поле для выражения этих эмоций. Человек, занимаясь рисованием, может высвободить свою злобу, стать более свободным, укрепить веру в себя и свои способности, что крайне важно для гипертонического больного с чувством неполноценности. Тем более это касается старческого возраста, ведь от данной социальной группы люди не ожидают проявления открытой агрессии, несмотря на то, что порицания в сторону современного мира и общества — устойчивое явление.
Высокотревожный человек определенно сталкивался с кризисными, психотравмирующими ситуациями, с которыми он сам не мог справиться, или справлялся, но боится их повторения. Важно вместе с клиентом искать ресурсы, которые помогут ему совладать с жизненными трудностями. В современной отечественной психологии понятие ресурс, разрабатывают В. А. Бодров, Н. Е. Водопьянова, К. Муздыбаев и др. На основании их аналитических работ, ресурсы делятся на:
– физические и духовные возможности человека, мобилизация которых купирует состояние стресса;
– средства к существованию, жизненные ценности, образующие потенциал, для совладания с неблагоприятными жизненными ситуациями;
– внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях: эмоциональные, мотивационно-волевые, поведенческие, когнитивные конструкты, актуализирующиеся в период адаптации к стрессогенным ситуациям.
Подводя итог, рефлексия является общим компонентом во всех направлениях коррекции тревожности. Для коррекции тревожности у лиц старческого возраста используются: когнитивная терапия, метод биологической обратной связи, телесно-ориентированная психотерапия, когнитивно-поведенческая терапия, Морита-терапия, самогипноз с визуализацией, метод «управляющего воображения», арт-терапия и поиск ресурсов.
Литература:
- Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 352 с.
- Соловьевская, Н. Л. Коррекция уровня тревожности у студентов, проживающих в Евро-Арктическом регионе на основе метода биологической обратной связи / Н. Л. Соловьевская, Н. К. Белишева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). — № 5 (26). — 2016. — С. 130–134.
- Набиуллина, P. P. Возможности психотерапии при лечении больных артериальной гипертензией / Р. Р. Набиуллина // Альтернативная медицина. — 2004. — № 3. — С.32–34.
- Ермолаева, М. В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости / М. В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. — 1999. — № 1 (5). — С. 22–48.