Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 21.02.2021

Статья просмотрена: 1037 раз

Библиографическое описание:

Ширяев, Д. А. Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога / Д. А. Ширяев, И. Г. Маракушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 223-224. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78774/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье раскрывается теоретическое обоснование специфики деятельности социального педагога через характеристику особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста и проблем, которые могут возникнуть у ребенка на данном возрастном этапе.

Ключевые слова: социализация, стадии социализации, факторы социализации, механизмы социализации, институты социализации, проблемы социализации, социальный педагог.

Институт социального педагога набирает актуальность в связи с увеличивающимся количеством проблем в социализации детей и подростков. Для достижения целей деятельности социального педагога важно начинать работу по профилактике и восстановлению утраченных социальных связей с самых ранних этапов онтогенезе. Сегодня вопрос социализации существенно сдвинулся с подросткового возраста в сторону младшего школьного [1].

Социализация — это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Чтобы усвоить это, ребенку надо пройти длинный путь, на котором ему придется столкнуться с препятствиями, для полного усвоения этих норм и правил, принятых в обществе. Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс: ранняя социализация — это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека [3]. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет; поздняя социализация — молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период — 18–20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы.

Пройдя первый этап и начиная переход ко второму, человек понимает, что он отличается от остальных и может выбирать тот путь, по которому он хочет жить. Также это позволяет осознать всю ответственность, которая он накладывает на себя перед обществом, выбирая свой путь, который полноценно взаимосвязано как с ним, так и с обществом.

Кроме этапов социализации, также следует выделить и стадии социализации, через которые проходит ребенок. Были различные исследователи, которые изучали и проводили свои стадии социализации: Дж. Г. Мид, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, А. В. Петровский, Г. М. Андреева, А. В. Мудрик и т. д. Стадии социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Рассматривая стадии, через которые проходит личность, следует обратить особое внимание на факторы социализации. Их выделяют четыре типа [2]:

1)Мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, Интернет, взаимодействие с которыми в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияет или может влиять на социализацию всех жителей Земли (с Интернетом напрямую взаимодействуют лишь его пользователи).

2)Макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, взаимодействие с которыми влияет на социализацию жителей определенных стран (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный другими группами факторов).

3)Мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

4)Микрофакторы. К ним относятся семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Следующие, что следует внимательно изучить, это непосредственно агентов социализации. Агентами социализации считаются лица, с которыми личность непосредственно взаимодействует. На различных этапах социализации ими могут выступать различные люди. Например, это могут быть бабушки, дедушки, двоюродные братья или сестры, мама или папа и другие родственники — все это можно определить по семейной предрасположенности. К категории не родственники можно отнести соседей, сверстников, учителей, представители органов власти, сотрудники СМИ и другие. Также можно разделить агентов социализации по возрасту: младшие, сверстники, старшие и взрослые.

Изучая агентов социализации, надо рассмотреть то, где они чаще всего встречаются, и это институты социализации. Их можно разделить на первичные и вторичные институты. К первичным институтам социализации можно отнести: семья; школа; группа сверстников; спортивные секции; творческие кружки. К вторичным институтам социализации относятся: государство; государственные органы; армия; церковь; СМИ; Интернет.

Одним из самых важных критериев социализации также являются механизмы социализации, традиционно выделяют четыре механизма [1]:

1)Традиционный механизм социализации. Это механизм представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Такой тип усвоения чаще всего происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (т. е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

2)Институциональный механизм социализации. Данный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и опыта конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

3)Стилизованный механизм социализации. Этот механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы значимы для него. То есть в русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

4)Межличностный механизм социализации. И последний механизм функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, старший, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

В раннем возрасте ребенок наиболее восприимчив и легко обучаем, что создает благоприятные условия и возможности, чтобы помочь ребенку успешно стать полноценной социально развитой личностью. Но при развитии личности всегда есть определенные проблемы, которые помещают ему ей стать. Такими проблемами могут быть: гиперопека; новая социокультурная среда, в которую переходит ребенок; коммуникация со сверстниками и взрослыми; отсутствие желания участвовать в коллективной деятельности класса; неготовность ребенка к обучению к школе; кризис 7 лет.

Указанные проблемы социализации младших школьников важно вовремя осознавать и осуществлять в их отношении профилактические действия. Для этого необходимо организовывать сотрудничество родителей школьников и учителя начальных классов. Посредником в этой деятельности может и должен выступить социальный педагог как специалист в области восстановления и развития социальных связей с миром.

Литература:

1 Маракушина И. Г., Буторина А. Н., Титаренко Н. С. Психолого-педагогический портрет ученика современной начальной школы//Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. № 1. С. 32–35.

2 Мудрик А. В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс]. — Электр.текстовые дан. — Режим доступа URL: http://www.instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/ %D0 %9C %D1 %83 %D0 %B4 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BA_ %D0 %90. %D0 %92._ %D0 %A1 %D0 %BE %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F_ %D1 %87 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %B0.pdf

3 Социализация детей [Электронный ресурс]. — Электр.текстовые дан. — Режим доступа URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/socializaciya_detey/

Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, агент социализации, стадий социализации, процесс взаимодействия человека, социализация, группа сверстников, институт социализации, механизм социализации, общество, одобряемое поведение.


Похожие статьи

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации. Предложены пути решения профессионального ста...

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Похожие статьи

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Социально-психологические проблемы в вопросе профессионального самоопределения педагога

В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации. Предложены пути решения профессионального ста...

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Задать вопрос