Красная площадь Москвы — это крупная (площадью 23100 кв. м., длиной 695 и шириной 70 м.), покрытая брусчаткой пешеходная зона, примыкающая к северо-восточной стене Кремля, ограниченная проездами: Кремлёвским и Воскресенских ворот, улицами: Никольской, Ильинкой, Варваркой, Васильевским спуском и частью Кремлёвской набережной. На востоке — ГУМ, на севере — Исторический музей, между ними — Казанский собор, с южной стороны — Покровский собор. На площади расположены Лобное место, памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, Мавзолей и за ним, у стены Кремля, — некрополь советской элиты. Но так было не всегда. Много испытаний выпало на долю этой части города, не счесть, сколько лиц и событий повидала площадь. А по звукам, что слышала эта земля, можно проследить в событийном ключе хронологию всех её исторических трансформаций, бед и побед.
Ключевые слова: Москва, Красная площадь, Кремль.
Со второй половины XI в. тот участок земли, что, спустя столетия, станет центром земли Россейской под названием «Красная площадь», представлял собой, что сложно сегодня вообразить, вековой лес, который буквально «шелестел листвой». Междоусобные войны с соседними княжествами велись часто, тогда и повелел великий князь Юрий Долгорукий построить небольшую крепость на высоком холме у развилки дорог. К началу XII в., лес вырубили, распахали землю под пашню и огороды, а на Боровицком холме соорудили первое небольшое поселение — «Москва-град», окружённое деревянной стеной 1200 м длиной, с прилегающей и полагающейся любому обжилому месту рыночной площадью, на правом берегу речки Неглинки — «торгом». Во 2 пол. XIV в. Боровицкий торг разделили на две географических части: Занеглименскую (Арбатскую) и Подкремлёвскую, будущую Красную площадь.
Постройка в Москве Китайской стены относится к середине XVI в. (около 1535–1538 гг.). Мать Иоанна Грозного, Елена Глинская, дала этой части города имя Китай-город как дань воспоминаниям о своём родном Китай-городке на Подолии[1]. Другая версия связывает происхождение названия «Китай-город» со словом «кита» — плетеница, витушка из соломы, хвороста или травы: прежде чем приступить к непосредственно к кладке стены, по намеченным для неё линиям сооружали плетеницу, а по мере возведения стены эту плетеницу разбирали.
Несколько веков на китайгородской площади Москвы площади шумели торговые ряды. Лавками и торговыми рядами, банками и конторами было занято всё возможное пространство. Этот гигантский рынок, центральное городское место торговли, преимущественно розничной, делилось на Верхние, Средние и Нижние торговые ряды. После пожара 1493 г. выгорела большая часть деревянных построек, и в 1495 г. был издан указ, согласно которому, ради минимизации вреда от пожаров, запрещалось строительство ближе 109 саженей[2] от Кремля. Таким образом, торг сместился дальше от кремлёвской стены и башен, образовав собственно площадь, известную как Красная .
С начала своего оформления Красная площадь сменила несколько названий. В первом из дошедших до нас летописном упоминании — записи о кончине некого юродивого Максима (1434 г.) она именуется «Торгом». И носит это название до первой половины XVII в., будучи весь этот период и местом торговли, и центром общественной жизни, где свершались публично казни. Можно встретить в летописных источниках название площади «Пожар», что красноречиво говорит о частоте этих бедствий в рядах деревянных построек. Да и «Красной» площадь называли, имея ввиду не только её главенство или красоту, но и цвет огня, что периодически уничтожал площадное торговое пространство. Название «Красная» закрепилось за площадью в середине века XVII-го: «1661 года мая 8 день слушал Государь (Алексей Михайлович) всенощного у праздника, пречистыя Богородицы Казанския, что на Красной площади».
К началу XVI в. Красная площадь славилась как общественный, культурный, политический, а также информационно-народный центр города. Сюда стекались все (достоверные и сомнительные) слухи, сплетни, сенсации Москвы и её окрестностей. В 1508 г. по указанию Ивана III на площади был вырыт «ров Алевизова”[3]. Размерами 30 на 206 м и глубиной 13 м., это оборонительное новшество создало на время несколько десятков рабочих мест и соответствующего ажиотажу мероприятия шума. Часть рва, около Воскресенских ворот Кремля[4], вскоре стала местом проживания тропических животных, подаренных царю восточными правителями. Здесь обитали львы, тигры и стоял вольер с царским слоном.
В 1806 г. П. С. Валуев писал, что «кругом всей стены Китай-города построены каменные и деревянные лавки». В 1886 г. было за ветхостью снесено здание Верхних торговых рядов, а на его месте возведено новое. Там открылся крупнейший в России универсальный магазин, известный нам сегодня как ГУМ.
Перед Отечественной войной 1812 года и пристройки были уничтожены, а на Старой площади, между Ильинкой и Никольской, открылся Толкучий рынок, протянувшийся до самых главных торговых рядов. Его мастерски проиллюстрировали художники В. Е. Маковский на своих картинах «На Толкучем рынке в Москве» (1879 г.), этюд которой «Обед» ныне экспонируется в Третьяковской галерее, В. Г. Перов на полотне «Толкучий рынок в Москве» (1834–1882 гг.), Э. Лилье[5] на картине «Толкучий рынок у Новоникольских ворот» (1855 г.) В верхних этажах построек — конторы и склады, а в нижних — лавки с самым различным товаром. Кроме торговли, на площади можно было найти все возможные услуги, найти или предложить работу: у Лобного места собиралась импровизированная биржа труда, куда съезжались из соседних деревень крестьяне целыми семьями, а прямо под открытым небом работали, например, цирюльники. Для них, равно как для кузнецов, кровельщиков, каменщиков — для каждого ремесла отводилась определённое место стоянки. Здесь же, между ними, постоянно ждали своего пассажира до 200 легковых и ломовых (те, что перевозили не людей, а грузы или товары) извозчиков. Рядом следили за порядком «служилые». У самих Спасских ворот за договорную плату совершали молитвенные обряды лишённые сана священники. И между всеми этими разномастными присутствующими сновали без числа скоморохи, гусельники, коробейники и, конечно, нищие с юродивыми, просящие подаяние. Здесь же, напротив лавок, были установлены жерлами на восток (в сторону прихода возможного неприятеля) изготовленные на соседнем дворе пушки, а около них — самое популярное питейное заведение, кабак, который так и назывался — «Под пушками».
Как нельзя информативнее и колоритнее описал звуки этой части Красной площади русский бытописатель XIX в. П. Д. Боборыкин. «Солнца было много. Оно падало столбом на середину площади… оно светило вдоль Ильинки, захватывало вереницу широких вывесок с золотыми буквами, пёстрых навесов, лотков с апельсинами, грушами, мокрой, липкой шепталой и многоцветными леденцами. Улица и площадь смотрели весёлой ярмаркой. … Кучера, извозчики, ломовые кричали и ходко ругались. Городовой что-то жужжал и махал рукой. По острой разъезженной мостовой грохот и шум немолчно носились густыми волнами и заставляли вздрагивать стёкла магазинов. …сверху от Ильинских ворот ползёт товар, и над этой колышущейся полосой из лошадей, экипажей, волов, людских голов стоит стон: рубль купца, спина мужика поют свою нескончаемую песню» [2].
Лобное место[6] появилось на площади по задумке митрополита Макария как часть комплекса с Покровским собором в центре, символизирующем Небесный Иерусалим. На территории самого Кремля, где проживали властители, такое место, откуда оглашали бы царские указы, не было нужно. Зато оно было необходимо там, где постоянно собирался народ, т. е. в местах бойкой торговли, в посаде. Точная дата строительства неизвестна; в летописи впервые упоминается в 1549 г., когда молодой Иван Грозный воспользовался этим местом для публичного обращения к Земскому собору. С тех пор с Лобного места постоянно звучали речи царей, митрополитов, стоны казнённых там же политических преступников. Здесь же проводились христианские обряды — «Шествия на осляти» как часть праздника Входа Господня в Иерусалим. С 1918 г., после переноса столицы обратно в Москву на площади стали регулярно проводиться митинги и военные парады. Речи с Лобного места произносил В. И. Ленин.
На месте, где теперь высится здание Государственного исторического музея, был почтовый двор, после — Земский приказ, а во время царствования Петра Великого — городская ратуша. Рядом — здание главной городской аптеки и медицинская канцелярия. В 70-х гг. XIX в. вопрос о передаче земли под строительство именно музея решался Московской городской думой. Сначала, выкупая в 1860 г. участок земли, дума планировала возвести между Сенатской и Никольской башнями здание для себя, но 16 апреля 1874 г. приняла решение безвозмездно передать участок будущему Историческому музею. В постановлении думы оговаривалось, что «учреждаемое хранилище памятников жизни народной само станет всероссийским памятником, который будет свидетельствовать о любви народа русского к своему отечеству, об уважении его к исторической святыне и к подвигам предков». И теперь у входа в музей слышны звонкие призывы ряженых в исторические костюмы разных эпох посетить этот замечательный музей. Эти голоса периодически заглушаются заученными речами обосновавшихся здесь же, в начале Никольской, торговцев экскурсионными автобусными турами по городу. С помощью громкоговорителей и вооружившись стендами с яркими фото видов столицы, они наперебой перечисляют самые интересные достопримечательности Москвы, которые посчастливится лицезреть всем, кто купит билет.
После переноса столицы в Петербург территория Кремля и Красная площадь временно утратили статус общественно-политического центра империи. А на Красной площади, между Спасскими и Никольскими воротами в 1704 г., по приказу Петра Великого был сооружён первый публичный театр — «Комедийная храмина». В его небольшом деревянном здании 20 саженей в длину[7] под руководством немецкого «режиссёра» И. Куншта труппа, состоящая из подъячих[8] Посольского приказа, ставила исторические пьесы о битвах, победах и мирской жизни великих полководцев разных времён и народов.
На главной башне Московского Кремля — Спасской башне — 9 колоколов, отлитых в XVII-XVIII вв. Нынешние часы на Спасской башне появились в 1852 г. по заказу датских купцов братьев Бутенопов. Они, часовые мастера, провели капитальный ремонт и полную реконструкцию курантов. Установили 35 колоколов, из них 25 подобрали по тонам. По совету Николая 1 выбрали в качестве мелодии не «Боже, царя храни», а Преображенский марш (автор неизвестен) и молитву «Коль славен наш господь в Сионе» композитора Д. С. Бортянского, которая считалась неофициальным гимном Российской империи. Во времена СССР временно и попеременно играли «Интернационал» и «Вы жертвою пали» (песня времён гражданской войны на слова Архангельского, музыка Варламова), но после 1938 г. никаких мелодий, кроме перезвона колоколов, не исполнялось. И только с 1990 г. было решено, что колокольный звон будет звучать после четвертей и часовых ударов Гимн России и «Славься». Бьют Куранты каждые полчаса. В Новый год после ежечасного звона звучит Гимн России и «Славься» Глинки.
Перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве куполами высится православный Казанской собор. Первый храм в честь иконы Казанской божьей матери был построен на этом месте в 1625 г. на средства Д. М. Пожарского. Был он деревянным, имел шатровую колокольню, но простоял всего 9 лет и сгорел при пожаре. Свято место пустовало недолго: в 1636 г. на выделенные лично царём Михаилом Фёдоровичем поставили новый, уже каменный, храм. Колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Освятил храм сам патриарх Московский Иоасаф I. В 60-е гг. XVIII в. собор реконструировали, а вокруг колокольни появились во множестве торговые лавки с восковыми свечами, калачами и яблоками. В начале XIX в. шатровую колокольню разобрали, на её месте возвели двухъярусную звонницу по новому образцу. Претерпевший за годя служения людям множество испытаний собор был окончательно разрушен в 1936 г. На его месте построили летнее кафе, с фонтаном на мраморной площадке по центру. А позже на месте православного храма — общественный туалет. В 1990 г. храм был отстроен заново, северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня. Призывный звон её колоколов слышен далеко за пределами Красной площади.
Покровский собор или Собор Василия Блаженного — это не одна церковь. Он состоит из девяти храмов на едином основании. Во время экскурсий по собору, перед подъемом на колокольню, звонари этого собора проводят небольшую лекцию по истории колоколов, колокольного дела и по звонарскому искусству, в целом. В 1602 г. на звоннице собора в двух ярусах располагались 12 больших и малых колоколов. Три больших находились в верхнем ярусе, девять средних и мелких колоколов — развешены по нескольку в каждом пролёте нижнего яруса. Нынешняя шатровая колокольня — постройка более поздняя, 1680-х гг., более чем на век моложе основной постройки вместо старой и обветшавшей звонницы, облик которой нам не известен. Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонари находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная: колокол крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол. Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы это: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен — плут, а игумен-плут». Мелодии такого ритма разливались по площади во время обучения молодых звонарей. В наше время нажимаяна педали, играя тросами, как струнами причудливого музыкального инструмента, звонарь создает причудливые перезвоны. Небольшие оконца шатра колокольни — это «слухи», они и нужны для усиления колокольного звона и работают резонаторами звуков. В давние века, когда вокруг не было столь плотной застройки центра города, звон храмовых колоколов разносился далеко вокруг. Сейчас колокольный звон отчасти глушится шумом улиц и толп собравшихся на Красной площади москвичей и гостей столицы.
В 1909 г. на Красной площади зазвенели по рельсам трамваи. Первая линия рельс представляла собой петлю от Забелинского проезда (сегодня – Кремлёвский проезд) к Верхним торговым рядам, мимо памятника Минину и Пожарскому, что тогда стоял по центу площади, к Покровскому собору и далее, по Васильевскому спуску — на Москворецкий мост. Появление звона вагонов по рельсам привела к разногласиям. В защиту выступали коммерсанты, владельцы торговых рядов, которые были заинтересованы в потоке покупателей. Трамвайные линии оставили, но перенесли от центра к кремлёвской стене. В 1924 г. началось строительство мавзолея и вновь подняли тему трамвайных путей на площади. В 1930 г. движение трамваев по площади закончилось. Пространство было нужно для парадов (даже был перенесён в сторону памятник Минину и Пожарскому), место у стены — для захоронения большевиков и советских знаменитостей.
С 1938 и до 1963 гг. на Красной площади была оживлённая трасса, ходил городской автотранспорт. С регулировкой движения, дорожной разметкой прямо на брусчатке и всеми соответствующими городским приезжим магистралям звуками. Можно было проехать напрямую с Тверской на Большой Москворецкий мост.
В годы Великой Отечественной войны Москву постоянно атаковали с воздуха. С целью маскировки над Красной площадью соорудили деревянные конструкции, имитирующие городские улицы, замаскированы были Мавзолей и купола Покровского собора. Но это не спасло площадь от бомбёжки: в период с сентября 1941 по апрель 1942 гг. на Красную площадь упало 18 фугасов и более 150 зажигательных снарядов. К параду Победы 1945 г. на Лобном месте был установлен 26- метровый фонтан. Кинохроника парада сохранила для народной памяти величественный вид фонтана, высоту и шум его струй. Но проплескался он там недолго и был демонтирован.
На площади в период советской власти прошумел ряд инцидентов. Так, 6 ноября 1942 г. ефрейтор С. Дмитриев обстрелял из винтовки машину наркома А. Микояна. А 25 августа 1968 г. прошла антивоенная акция, вошедшая в историю как «демонстрация семерых», с участием цвета советской интеллигенции, в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию. В 1987 году, в День пограничных войск СССР, прямо на Васильевском спуске приземлился немецкий пилот-любитель М. Руст. Вылетев из Хельсинки, он пролетел несколько тысяч км над СССР, никем не запримеченный[9]. Ряд протестов гражданских активистов были заметны на площади в 2013 году.
Современные реалии озвучили главную площадь страны новыми звуками: зимой — это музыка и лязг коньков по льду на самом центральном из всех московских катков (первый был залит в 2000 г.). С 1992 г. на площади по большим государственным праздникам проводятся концерты и сходные праздничные мероприятия. Согласно Регламента 2013 г., утверждённого лично Президентом РФ, разрешено проведение музыкальных праздников на Дни Победы (9 мая), Дни России (12 июня), Дни славянской письменности и культуры (25 мая), присяги военных ВУЗов, исторические парады (7 ноября), а также Фестивали военных оркестров мира «Спасская башня». Летом уже несколько лет (за исключением тревожных периодов пандемии) в течение нескольких дней проводится шумная книжная ярмарка. Наверное, её звуки очень напоминают те, что слышала древняя брусчатка времён царской России, когда это место было средоточием городской торговли всяким разным товаром.
Литература:
- Александров Ю. Н. Красная площадь. М., Московский рабочий, 1987. 207 с.
- Боборыкин П. Д. Китай-город. М., Московский рабочий, 1985. 496 с.
- Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. Исторический очерк кремлёвских укреплений. В 2 т., синодальная типография «Русский импульс», 1912. Т. 1. 290 с.
- Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., Феория. Дизайн. 2010. 400 с.
- Гиляровский В. А. Москва и москвичи. СПб., Амфора, 2011. 415 с.
- Евдокимов Д. В. Кремль и Красная площадь. М., ИТРК, 2003. 272 с.
- Жуков К. С. История Москвы в датах. М., Абрис/ОЛМА. 2013. 360 с.
- Кондратьев И. К. Красная площадь. // Седая старина Москвы. М., Директ-Медиа. 2012. 528 с.
- Романюк С. К. «Сердце Москвы. От Кремля до Белого города». М., Центрполиграф, 2013, 909 с.
- Юнашев А., Рункевич Д. Президент утвердил семь мероприятий, разрешённых на Красной площади. // «Известия», 11.12.2013.
[1] Литовское княжество.
[2] Около 232 метров.
[3] Обрусевшее название от имени архитектора – итальянца Алоизио Нового.
[4] В настоящее время – между Историческим музеем и кремлёвской стеной.
[5] Эбегард Лилье – французский литограф и иллюстратор.
[6] По-еврейски означает «Голгофа».
[7] Около 20 метров.
[8] Низший административный чин в Русском государстве в XVI- н. XVIII вв.
[9] Этот резонансный случай привёл к реформированию армии и кадровым перестройкам оборонного ведомства страны.