Обучение исходя из особенностей типов восприятия информации (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 24.02.2021

Статья просмотрена: 385 раз

Библиографическое описание:

Щербатых, И. В. Обучение исходя из особенностей типов восприятия информации (из опыта работы) / И. В. Щербатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78778/ (дата обращения: 20.12.2024).



В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией.

Бенджамин Дизраэли

Все мы индивидуальны и, следовательно, воспринимаем информацию по-разному. Эта уникальность влияет на особенность формирования представлений, заключающаяся в индивидуальной работе мыслительных процессов.

Вот уже восемь лет я работаю учителем истории, обществознания, экономики и мне всегда хотелось найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, подобрать тот самый ключик к каждому своему ученику, чтобы процесс обучения был эффективным и любой мог найти что-то полезное и интересное для себя. Я всегда задавала себе вопрос: Как это можно сделать, если в классе одновременно учится двадцать семь и более человек? Но ответ лежал на поверхности, этим ключиком для меня стало обучение исходя из особенностей типов восприятия информации.

Получается, что у каждого человека доминирует та или иная система анализа информации. Условно восприятие можно разделить на такие типы: аудиал, визуал, кинестетик, дигитал. Остановимся подробнее на каждом из них.

Визуалы — это люди, которые лучше усвоят информацию, если она сопровождается наглядностью. Дети-визуалы хорошо работают с текстом, быстро осваивают скоростное чтение, хорошо запоминают информацию. Чтобы процесс обучения был эффективным для таких учеников на уроках я использую следующие приёмы: работа с документами, разбор кейс-ситуаций, анализ диаграмм и графиков. Интересно то, что визуалы являются самыми стрессоустойчивыми, при включённом телевизоре они смогут так же качественно подготовиться к контрольной, экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине.

В отличии от визуалов, аудиалы лучше воспринимают информацию, если её прослушают. Основным каналом восприятия учебного материала для них является слух. Поэтому пояснения учителя, лекции для них комфортны и легко усваиваются. Для детей-аудиалов я использую следующие методы работы: вовлекаю их в дискуссии, диспуты, беседы и блиц-опросы при изучении нового материала, они являются моими помощниками на уроках, так как быстрее всех на слух анализируют информацию и находят ответ на вопрос. Но наверно одним из главных минусов для аудиалов является необходимость тишины и практически полное отсутствие внешних раздражителей, иначе учебный процесс будет не таким эффективным.

Мне кажется, что самыми активными являются кинестетики, так как процесс обучения для них должен предполагать возможность движений и практических действий. Им важно всё отрабатывать на практике, интересным для таких деток будет что-то потрогать, опробовать и проверить прямо здесь и сейчас, к примеру, практические и лабораторные работы. Но в рамках устного предмета не всегда это удаётся, поэтому чтобы привлечь внимание и интерес таких учеников на уроках истории и обществознания мы решаем тестовые задания, разгадываем кроссворды, проводим мини-исследования, таким образом, практически отрабатываем теоритические навыки. Важно помнить, что у них неустойчивое внимание, может быстро пропасть интерес к делу, поэтому им требуется чаще других менять виды деятельности. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую.

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им нравится всё что связано с компьютером [1]. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую составляющую, выстроит цепочку, а новая информация легко наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира. На уроках истории, обществознания и экономики при обучении таких детей я использую следующие образовательные премудрости: задаю им подготовить презентацию по тем или иным вопросам урокам, смонтировать небольшой видеоролик, преобразовать информацию в логико-опорные схемы, вместе с ними мы работаем на различных образовательных платформах в сети Интернет (Сберкласс, РЭШ и др.).

Как показывает статистика школьные учителя чаще являются визуалами, но как показывает практика мы объединяем в себе черты всех типов, стараясь достучаться до каждого нашего ученика.

Работая в профильных классах, изучая разные методики подготовки к ЕГЭ и исходя из различных типов восприятия информации я разработала помощник для детей во время повторения материала накануне экзамена, который, на мой взгляд, соответствует индивидуальному восприятию каждого ребёнка. Таким помощником стал интерактивный буклет.

Используя буклет, визуалы могут поработать с текстом в буклете, подчеркнуть его, выделить цветом и т. д. Аудиалы могут отсканировать куаркод и перейти на сайт видеоуроков, прослушать материал. Кинестетики отсканировав куаркод перейдут на сайт Решу.ЕГЭ и потренируются на практике в решении реальных заданий экзамена.

Так как труднее всего при подготовке у ребят получалась работа с экономической сферой, то первый мой интерактивный буклет посвящён именно ей. В планах у меня создать такие буклеты по всем сферам общества (духовной, политическая, социальной).

Буклет я отправляю в беседы социально-экономического профиля Вконтакте, Вотсап. Он размещён на моём учительском сайте на платформе Инфоурок [4]. Раздаю его в печатном виде, кому как удобно. Буклет я сделала в программе Word, так как Publisher может быть установлен не у всех.

Следовательно, буклет помогает детям повторить необходимый материал перед экзаменом учитывая различные потребности в восприятии каждого ребёнка.

Таким образом, я стараюсь каждый урок сделать полезным, интересным и комфортным для любого ребёнка не зависимо от особенностей типа восприятия им информации.

Литература:

1) Онлайн-журнал о психологии. — https://srazu.pro/teoriya/audial-vizual-kinestetik-xarakteristika.htm

2) Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир /В. М. Розин. — 3-е изд., стер. — М.: URSS, 2006. — 224 с.

3) Диагностика и развитие познавательных процессов [Текст]: практикум по общей психологии: учебное пособие / Л. П. Баданина; Российская акад. образования, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный ин-т». — Москва: Флинта: МПСИ, 2012. — 262 с.

4) Учительский сайт Щербатых И.В. – https://infourok.ru/user/scherbatih-irina-vladimirovna

Основные термины (генерируются автоматически): информация, процесс обучения, буклет, урок истории.


Похожие статьи

Деятельностный подход в организации процесса обучения (из опыта работы)

Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы)

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Обучение с увлечением на основе интернет-ресурсов и игры (иностранный язык)

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Похожие статьи

Деятельностный подход в организации процесса обучения (из опыта работы)

Роль вычислительных навыков в успешной подготовке к ОГЭ (из опыта работы)

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Обучение с увлечением на основе интернет-ресурсов и игры (иностранный язык)

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Задать вопрос