В статье раскрыта роль патриотического воспитания в современной системе школьного воспитания и образования. Патриотическому воспитанию начинает отводиться важная роль как эффективному средству, обеспечивающему всестороннее и гармоничное развитие личности, дающему высокий воспитательный эффект. Рассмотрены задачи патриотического воспитания молодежи в подростково-молодежных центрах.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданское воспитание, поисковые работы, социализация, подростково-молодежные центры.
Введение
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Для нас, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота [1].
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России [2]. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Патриотизм — это чувство внутренней сопричастности к истории Родины, основанное на знаниях о ее истории, знаниях о малой Родине; готовность совершать общественно-значимые поступки во благо Родине. [3]. Видим, что данное определение подразумевает широкий спектр деятельности среднего учебного заведения по воспитанию у учащихся чувства патриотизма. Патриотическое воспитание подростков — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Государственная политика в сфере патриотического воспитания руководствуется следующей целью: «…создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [3].
В периоды радикальных и стремительных преобразований в жизни общества актуальной является проблема социализации. Социализация — сложный и многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации. В современной системе школьного воспитания и образования патриотическому воспитанию молодежи отводится важная роль как эффективному средству, обеспечивающему всестороннее и гармоничное развитие личности, дающему высокий воспитательный эффект.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что система школьного образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью [3]. Соблюдение норм патриотической культуры имеет огромное значение, так как понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между субъектами облегчает установление контактов, создает устойчивые и благоприятные взаимоотношения подростка с окружающими людьми, способствует взаимопониманию между людьми, живущими в разных местностях.
Цель патриотического воспитания молодежи — формирование чувства преданности и любви к своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Задачами патриотического воспитания молодежи в подростково-молодежных центрах являются:
обновление содержания нормативно-правовой и информационной базы патриотического воспитания молодежи;
совершенствование системы патриотического воспитания молодежи, создание единого пространства патриотического воспитания;
создание механизма общественно-государственного управления системой патриотического воспитания молодежи;
привлечение общественности к решению вопросов патриотического воспитания молодежи через развитие механизмов межведомственного взаимодействия с государственными и общественными организациями и объединениями;
повышение эффективности пропаганды патриотизма и проявления активной гражданской позиции личности в средствах массовой информации, формирование с помощью средств массовой информации социально позитивных ориентиров, духовно-нравственных и патриотических ценностей граждан, осуществление информационного сопровождения системы гражданского и патриотического воспитания;
создание условий для физической и морально-психологической подготовки призывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению военной службы, получивших подготовку по основам военной службы;
широкое использование возможностей воинских частей, для воспитания и профессиональной ориентации молодого поколения в духе гражданской ответственности, позитивного отношения к исполнению обязанностей, патриотизма;
развитие вовлечения подростков в трудовую деятельность, выстраивание профессиональных установок и планирование карьеры, популяризация ответственного отношения к делу в интересах государства и общества [4].
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания — подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных сборах и экскурсиях в воинских частях, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Выводы
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа — то, что составляет фундамент становления личности. Школьники старших классов являются благоприятным для осуществления поисковой работы по патриотическому воспитанию, так как именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
Проведенный анализ успешности предыдущей программы показал, что наметилась положительная тенденция в сфере патриотического воспитания: создаются новые военно-спортивные лагеря, увеличивается количество клубов, которым были присвоены почетные звания в честь Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, создаются центры военно-патриотического воспитания. Данная динамика показывает продуктивность выбранного направления. Новая программа основывается на знаниях и опыте патриотического воспитания в России, проверенных временем, ориентирована на все слои населения с доминирующим направлением работы с детьми и молодежью.
Литература:
- Абрамов Д. Н., «Методические подходы к совершенствованию процесса физической подготовки курсантов вузов МО РФ». — Научный рецензируемый журнал «Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур». — 2015. — № 1 (28),(часть вторая, для служебного пользования) — С. 5–7.
- Мудрик А. В., «Социализация вчера и сегодня». — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
- Об утверждении Концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года (с изменениями на 14 июля 2020 года).