В статье рассматриваются теоретические подходы к понятиям «активность», «познавательная активность»; раскрывается роль учебной экскурсии в развитии познавательной активности обучающихся
Ключевые слова: активность, познавательная активность, экскурсия.
The article discusses theoretical approaches to the concepts of «activity», «cognitive activity»; reveals the role of an educational excursion in the development of cognitive activity of students.
Keywords: activity, cognitive activity, excursion.
Ситуация, сложившаяся в современном биологическом образовании, требует активизации познавательной деятельности обучающихся. Потеря интереса к учебе резко снижает качество образования. Одним из способов решения проблемы видится поиск действенных способов повышения эффективности познавательного процесса, например, проведение биологических экскурсий.
Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса.
Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который приобрел бы не только запас теоретических знаний, но и научился использовать полученные знания в ходе активной деятельности. Многие педагогические исследования показывают, что познавательная деятельность оказывает большое влияние на качество мыслительной активности и усвоение знаний, которые способствует совершенствованию способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности.
Прежде чем перейти к рассмотрению значимости экскурсий в познавательной деятельности обучающихся, рассмотрим понятие «активность» с биологической точки зрения: изучение активности связано с исследованием взаимодействия человека со средой. В отличие от животного, у человека она принимает форму деятельности, позволяющая перейти от приспособления к ее преобразованию, в соответствии с собственными целями, имеющими собственно-историческое происхождение [5]. Познавательная активность способствует развитию коммуникативных качеств человека, формирует отношения к окружающей действительности [3]. Обучающийся, в результате познавательной деятельности, ставит самостоятельно цели, определяет пути, методы для решения определенных задач, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности [4].
Одним из эффектных средств, способствующих развитию познавательной активности, считается экскурсия. В педагогическом процессе экскурсия возникла как метод еще ХVIII веке. На протяжении всего развития экскурсионного дела, ученые и практики пытались осмыслить значение и место экскурсии в воспитании человека, ее содержание, эффективность [2].
Современная трактовка понятия «экскурсия» подразумевает, что это методически продуманная демонстрация различных предметов, мест, в основе которой лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о явлениях и процессах. Проводится как экскурсоводом, так и педагогом [5].
По мнению многих педагогов, экскурсия обеспечивает формирование конкретных представлений и впечатлений об окружающей среде у обучающихся. Выполнение заданий, применение различных методов и методик, обеспечивает яркие, конкретные и эмоциональные представления о наблюдаемых объектах. Учебная экскурсия повышает познавательную активность на уроке, способствует лучшему выполнению групповых заданий, и тем самым повышает качество знаний по предмету [2].
Для развития познавательной активности обучающихся с помощью экскурсионного метода познания действительности необходимы следующие педагогические условия:
− природа является образовательной средой, обладающей сильнейшим образовательным, воспитательным и развивающим эффектом;
− выход на экскурсию в природу меняет привычную для ученика обстановку, что приводит к изменению его эмоционального фона и становится средой развития эмоциональной сферы;
− экскурсия является активной формой познания и оценки окружающего мира;
− каждая экскурсия должна быть подготовлена определённым образом, в подготовке принимают участие и учитель, и ученики;
− преобладающую роль в обучении играют практические методы, существенной частью экскурсии являются самостоятельные наблюдения каждого обучающегося, методы проведения экскурсии позволяют обучающимся овладеть навыками элементарного исследования природы;
− собранный на экскурсии природный материал используется на последующих уроках в качестве дидактического и иллюстративного материала [5].
Таким образом, учебная экскурсия, организованная для обучающихся, позволяет педагогу охватить образовательный и воспитательный аспект, нравственное-патриотическое, экологическое воспитание, развить эстетически качества обучающихся. Экскурсионная деятельность способствует повышению интереса к предмету и окружающей среде, а, следовательно, и развитию познавательной активности обучающихся.
Литература:
- Бабенко, В.Г., Зайцева, Е.Ю., Пахневич, А.В., Савинов, И. А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. / В. Г. Бабенко, Е. Ю. Зайцева, А. В. Пахневич, И. А. Савинов М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 288 с. -(Портфель учителя)
- Байбородова, Т. В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя / Т. В. Байбородова, Т. В. Лаптева. М.: Гуманист, издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 176 с
- Бакулин В. М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. — № 5. — С.12–17
- Барабанова Н. А. Пешеходная экскурсия как образовательное путешествие в рамках Фестиваля «Новое поколение экскурсоводов» // Научная интеграция. Секция 1. Материалы по итогам международного конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа 2015». –М.: Издательство «Перо», 2016. –С. 40–47
- Баранов В. И., Какорина Г. А. Методика изучения растительности в ходе полевых экологических исследований школьников // Биология в школе. — 2011. — № 2, С. 46–54