Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, проектная деятельность, экология, ФГОС, экологическое образование, элективный курс.
ФГОС второго поколения требует развития универсальных учебных действий, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Предполагается, что обучающиеся должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни [1]. В соответствии с требованиями ФГОС общего образования преподавание учебного предмета «Экология» осуществляется и обеспечивается нормативными документами и методическими рекомендациями [2].
Универсальные учебные действия хорошо формируются через проектную деятельность [1]. Она необходима ребенку и государству, это связано с информатизацией общества, динамическими изменениями в профессиональной деятельности. Она помогает эффективнее достигать поставленных целей и принимать нестандартные способы решения проблемы, творчески мыслить [3].
Проекты в области экологии необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для биосферы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Для повышения экологической культуры и грамотности общества необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами.
Формирование навыков проектной деятельности может быть организовано в рамках системы экологического образования отдельного образовательного учреждения среднего образования.
В ГБОУ «Хакасская национальная гимназия — интернат им. Н. Ф. Катанова»экологическое образование реализуется по смешанной модели, включающей экологизацию учебных предметов и для профильных и предпрофильных классов элективные курсы «Экология в экспериментах», «Экология человека».
До недавнего времени элективные курсы по экологии были слабо востребованы в нашем образовательном учреждении. Это обусловлено объективными причинами, в том числе низким уровнем экологической культуры обучающихся. Это подтверждают результаты диагностики, проведенной нами в 9–10 классах. Сравнение 9 и 10 классов показало, что показатели субъективного отношения к природе у учащихся 10 классов ниже, чем у учащихся 9 классов; измерение уровня интенсивности отношения к природе показало, что у девятиклассников он на среднем уровне, а у десятиклассников — ниже среднего. С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин объясняют это явление с психологической точки зрения, утверждая, что мере взросления изменяется отношение у детей от субъектного к объектному восприятию природы, соответственно, изменяется сама культура [4].
Опыт более 10 лет педагогической деятельности показывает, что не смотря на общие тенденции, около 10 % обучающихся на элективных курсах были заинтересованы в углубленном изучении экологии как дисциплины. Мотивация к обучению увеличивалась при участии в региональных и Всероссийских конкурсах исследовательских работ, особенно при победах и призах. Например, команда гимназии стала призером в республиканском конкурсе школьных экологических газет, 2007 г.; призер республиканского конкурса юных исследователей окружающей среды, 2008 г.; команда гимназии «Юный эколог» 1 место и команда «Звездочки» 3 место в республиканском слете юных экологов, 2009 г.; Тарика К. 3 место в номинации «Культуры народов России» и лауреат конкурса «Я и мир», 2009 г.; Екатерина Ч., призер региональной НПК в секции «Экология» 2008 г.; Андрей С. победитель регионального этапа олимпиады по экологии 2011 г.; Дамира П. 2 место в конкурсе Юных исследователей окружающей среды 2011г.; Карина К. победитель Водного конкурса 2015 г., Дарья Б. призер конкурса исследователей окружающей среды 2014г., Диана Ч. призер региональной научно-практической конференции ЮНЕСКО, 2014 г.; Азарика К. победитель регионального этапа олимпиады по экологии, 2018 г.; Роман М. призер Катановских чтений, 2018 г.; Евгения Д. и Татьяна М. призеры конкурса Н. И. Вернадского 2019 г.
В нашем учебном учреждении при поступлении в профильные классы обучающиеся проходят конкурсный отбор, в котором учитывается содержание портфолио. Это также мотивирует к активной индивидуальной исследовательской деятельности.
С внедрением в образовательный процесс ФГОС, особенности педагогической деятельности в рамках элективных курсов изменились. От обучающихся требуется обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной и средней школы. В результате возрос интерес к проектной деятельности, в том числе к экологическим проектам.
При возросшей временной нагрузке на учителя из-за руководства проектами от 5 до 10 учащихся возникла необходимость перенести данную деятельность в рамки внеурочной, в частности на элективные курсы. Следовательно, для решения проблемы написания итоговых проектов нами изменено содержание элективных курсов. Курсы «Экология человека» и «Экология в экспериментах» изменены для 8 класса на — «Экология человека в проектах», для 10 класса — «Экология в проектах». В рамках данных элективных курсов учащиеся выполняют индивидуальные проекты.
При проектировании обучающиеся сталкиваются с несколькими проблемами: первая — выбор темы проекта. При выборе учитывается тип проекта. Педагог рекомендует преимущественно — исследовательский тип. В рамках этого направления существуют ограничения. Они обусловлены уровнем сформированности навыков исследовательской деятельности у исполнителей, наличием оборудования и других ресурсов. Ограничивающим фактором является время выполнения проекта, преимущественно не более года.
При наличии в доступе информационных ресурсов Интернет, проблемой остается формирование навыков поиска информации по теме проекта. Результат поиска информации на первых этапах часто имеет низкое качество и достоверность. Обязанность педагога ориентировать проектантов на информацию с сайтов научного уровня.
Для повышения качества выполнения исследовательских проектов в качестве экспертов используем профессорско-преподавательский состав Института естественных наук и математики ХГУ им. Н. Ф. Катанова и педагогов Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасии «Республиканского центра дополнительного образования детей».
В гимназии принято правило, согласно которому, итоговый проект ученика, ставшего победителем и призером региональных и всероссийских конкурсов и научно-практических конференций, засчитывается как публичная защита. Ответственность педагога в поиске конкурсов и конференций, в рамках обучающиеся могут представить результаты исследований. Номинации конкурсов иногда определяют темы для проектов. Площадками для публичной зашиты результатов проектов являются: конкурс В. И. Вернадского, Катановские чтения ХГУ им. Н. Ф. Катанова, научно-практическая конференции им. Л. Р. Кызласова, научно-практическая конференция «Ступень в науку», Водный конкурс, конкурс исследователей окружающей среды, конкурс «Подрост», «Зеленая планета», «Очы Пайрам» и другие.
Таким образом, нами решается проблема организации индивидуальных образовательных проектов с экологическим содержанием, развивается экологическая культура обучающихся, повышается их интерес к научной деятельности. В перспективе организация выполнения междисциплинарных проектов в области экологии, технических наук и экономики.
Литература:
- Что изменится в образовании в следующем году: ФГОС третьего поколения [Электронный ресурс]. URL: https://externat.foxford.ru/ (Дата обращения 12.02.2020).
- Изменения в ФПУ. Новые возможности преподавания экологии в основной и старшей школе [Электронный ресурс]. URL: https://my.rosuchebnik.ru/webinars (Дата обращения 12.02.2020).
- Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения// Юный ученый. — 2016.- № 6.1. — с. 31–33. — URL: https://moluch.ru /young/archive/9/635/ (Дата обращения05.03.2020).
- Дерябо, С.Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]. — Ростов н/Д: Феникс: АО «Книга», 1996476, [1] с.: ил.; 21 см ISBN 5–85880–117-X: Б. ц.Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 476 с.