В статье делается анализ современных тенденций правового регулирования в сфере водного транспорта. Систематизированы основные проблемы функционирования отрасли водного транспорта, вызванные правовым регулированием. Автор делает анализ положений законодательства, имеющего отношение к функционированию отрасли водного транспорта.
Ключевые слова: водный транспорт, безопасность, риски нарушения, Росморречфлот, транспортная безопасность, COVID-19, правовое регулирование.
The article analyzes the current trends of legal regulation in the field of water transport. The main problems of functioning of the water transport industry caused by legal regulation are systematized. The author analyzes the provisions of the legislation related to the functioning of the water transport industry.
Keywords: water transport, safety, risks of violation, Rosmorrechflot, transport safety, COVID-19, legal regulation.
Безопасное функционирование отрасли транспорта и его инфраструктуры поддержки требует нормального организационного обеспечения жизнедеятельности и соответствующего регулирования. Особенное значение для достижения этих целей имеет правовое обеспечение. В России предписано исполнение большого числа нормативно-правовых актов различного, регулирующих отношения в транспортной отрасли: федеральные и региональные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы Минтранса и Росморречфлота и другие. Не меньшей юридической силой обладают нормативно-правовые акты законодательной и исполнительной власти, документы различных ведомств, устанавливающие нормативные правила и предписания.
Указанные документы распространяют свое влияние и на отрасль водного транспорта, выступающего значимым элементом российской транспортной системы, нередко определяющего жизнеобеспечение граждан. Таки его характеристики как энергосбережение и безопасность давно отмечены экспертами. Однако, по оценкам экспертов износ производственных фондов российского водного транспорта в настоящее время превышает 65 %, что несет в себе риски и угрозы (безответственность, жажда наживы, транспортные преступления. Попытка взять ситуацию под контроль порождает серьезные административные барьеры, детерминируемые законодательством, устанавливающим требования к безопасности, но не учитывающего в полной мере особенности водного транспорта.
По оценкам ученых действующее законодательство, имеющее отношение к правовому регулированию отрасли водного транспорта, отличает фрагментарность, рассогласованность, детерминирующие большое количество противоречий в правоприменительной практике [2]. В большинстве случаев правовые нормы формируют барьеры для транспортировки людей и грузов, служб транспортного обеспечения, а также для экипажей водного транспорта. Проблема системная, и требует межведомственного взаимодействия всех субъектов отрасли транспорта, сферу компетенции которых в отношении водного транспорта не позволяет точно определить даже федеральное законодательство: главное объяснение этому заключается в том, что коммуникации, инфраструктура водного транспорта и непосредственно транспорт находится в подчинении различных ведомств [3].
Внесло коррективы в регулирование водного транспорта динамичное распространение пандемии COVID-19. Передача инфекции на водном транспорте определяет серьезные риски для безопасности. В правовом аспекте проблема не решена. Оценка экономических последствий пандемии и влияния ее на водный транспорт показывает, что ущерб и потери транспортной отрасли в целом превышает 230 млрд. руб. [1]. Эпидемия определила законодательные ограничения, что сильно снизило объемы транспортных услуг. Наблюдаемая вторая волна пандемии требует разработки новых правовых мер для обеспечения транспортной безопасности [4]. Сможет ли поиск новых способов функционирования водного транспорта решить проблему сокращения физических контактов людей, точного ответа нет. Развитие удаленной работы и цифровизация в будущем будут определять снижение спроса на услуги водного транспорта. Эти и другие насущные вопросы повышают требования к государственному вневедомственному контролю по регулированию водного транспорта.
Правовое регулирование отрасли водного транспорта является междисциплинарной задачей, требующей качественного правого обеспечения. В настоящее время накопилось немало вопросов теории и практики, вызванных правовым обеспечением, решение которых постоянно откладывается, и сказывается на обеспечении прав и свобод гражданами. Конституция РФ задает общие основы регулирования, и определяет, что правовые нормы, регулирующие транспорт, не должны ей противоречить.
Статьи 263–271.1 в Главе 27 Уголовного кодекса РФ (ред. 31.07.2020) характеризует особенности уголовной ответственности граждан за преступления, определяющие нарушение безопасности и нарушение требований эксплуатации транспортных средств. Особенная часть документа учитывает уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности, в сфере экологи, против мира и безопасности, портив воинской службы.
Статья 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (ред. 31.07.2020) уточняет, что угон водного транспорта относится к сфере компетенции Федеральной службы безопасности.
Статья 1 Федерального закона № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» определяет компетенцию прокурора по активизации межведомственного взаимодействия для задач транспортной безопасности.
Необходимость государственного вневедомственного контроля за отраслью водного транспорта находит отражение в Федеральном законе «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ (ред. от 2.12.2019). Статья 5 этого закона в обязательном порядке предписывает оценку уязвимости объектов водного транспорта, и оплату за эту государственную услугу, обязывает закупать средства обеспечения транспортной безопасности и техническое оборудование.
Вопросам правового регулирования судоходства в море и торгового мореплавания освящены нормы «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» № 81-ФЗ (ред. от 01.03.2020). Положения документа определяют необходимость обеспечения торгового мореплавания (безопасные условия труда) и особенности имущественных отношений (предотвращение вреда судну, грузу и экипажу, военная опасность), реализация которых обеспечивается водным и морским транспортом. В 67 статье документа определены требования к компетенции капитана судна. Интересно, что статья 69 документа полномочие капитана и старшего помощника капитана по ведению следственных действий и возбуждения уголовного дела во время плавания в отношении лиц, совершивших преступное действие. В целях регулирования судоходства Кодекс наделяет капитанов морских портов налагать административные штрафы за нарушение порядку на борту морского судна. В Главе 6 изложены требования к службе морских лоцманов.
Подведение итогов статьи позволяет заключить, что правовое регулирование в сфере водного транспорта не отличается особой эффективностью: можно отметить большой круг нерешенных вопросов, требующих совершенствования нормативно-правовых актов. Отмечается излишнее внимание законодателя к проблематике отраслевых видов безопасности.
Различные отрасли права регулируют взаимодействие государственных органов с субъектами отрасли водного транспорта (вневедомственный контроль, привлечение к ответственности, административные взыскания), которое не всегда конструктивно. Навязывание платных государственных услуг, которые должно обеспечивать государство для водного транспорта вызывает споры, так как идет в разрез с мировой практикой. Влияние пандемии коронавируса на отрасль водного транспорта показало необходимость внесения корректировок в правовое обеспечение деятельности водного транспорта.
Литература:
- Дмитриев С. Н. Проблемы правового регулирования транспортной безопасности / С. Н. Дмитриев // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. — 2014. — № 2. — С.34–39.
2. Махмутов Т. А. Как короновирус меняет транспортную сферу: закрытие границ и миллиардные финансовые потери / Т. А. Махмутов // Счетная палата Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ach.gov.ru (дата обращения: 19.12.2020).
- Тетерюк А. Г. Разграничение подследственности между органами внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел, территориальная несогласованность / А. Г. Тетерюк // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — № 2. — С.105–109.
- Транспортная сфера в контексте COVID-19 / Дайджест. — М.: Счетная палата Российской Федерации, 2020. — 54с.